Классификация отеля — система оценки качества и уровня услуг. Она помогает понять, какие удобства и услуги можно ожидать от гостиницы, основываясь на количестве звезд, которые ей присвоены. Расскажем, какие законы регулируют классификацию, как она проходит, какие преимущества дает ее прохождение и сколько звезд можно получить в итоге.
Эффективно управляйте отелем
Благодаря Контур.Отелю, управляйте продажами на 39 площадках бронирования в одном окне
Каким законом регулируется
Классификация гостиниц регулируется основными документами:
- Федеральный закон № 132-ФЗ «Об основах туристской деятельности».
- Постановление Правительства РФ от 18.11.2020 № 1853 «Об утверждении Правил предоставления гостиничных услуг в Российской Федерации».
- Постановление Правительства РФ от 27.12.2024 № 1951 «Об утверждении Положения о классификации средств размещения».
- Постановление Правительства РФ № 1952 от 27.12.2024 г. «Об утверждении правил классификации средств размещения и правил формирования и ведения единого реестра объектов классификации в сфере туристской индустрии».
После проверки гостиница получает свидетельство о классификации. Это официальный документ, который гарантирует гостям уровень сервиса и услуг, соответствующих заявленной категории.
Кто проводит проверку
Оценка проходит в два этапа: самооценка и классификация.
- Самооценку проводит собственник средства размещения или уполномоченное им лицо.
- Классификацию проводит аккредитованная организация, которая изучает средство размещения и решает, выдать ли свидетельство о присвоении категории или отказать в этом.Перечень аккредитованных организаций содержится в официальном реестре. Гостиница сама выбирает организацию из перечня, заключает с ней договор, присутствует на объекте во время оценки, аккредитованная организация присваивает категорию звёздности и заносит информацию в Единый реестр.
Как происходит процедура
1. Самооценка
Каждый отель обязан самостоятельно пройти процедуру классификации на портале Росаккредитации. Для этого средство размещения заполняет анкету, в которой указывает сведения о техническом оснащении, номерах, общих пространствах и других характеристиках. После проверки данные обновляются в едином реестре. Этот шаг обязателен для всех гостиничных объектов.
Сервис по самостоятельной классификации
2. Присвоение категории от 1 до 5 звезд
Эта процедура предусмотрена исключительно для гостиниц и санаториев — туристические базы и кемпинги не могут получить звезды.
После завершения самооценки объект размещения может подать заявку на присвоение категории. Для этого в личном кабинете на портале Росаккредитации оформляется заявление в аккредитованную организацию. В результате гостинице или санаторию могут быть присвоены от одной до пяти звезд.
Подготовительный этап
Перед классификацией, гостиница должна подготовиться к проверке:
- Проверить, соответствует ли она стандартам классификации.
- Собрать все нужные документы.
- Исправить возможные проблемы, которые могут повлиять на результаты.
Ставьте гостей на учет через интернет без ошибок и с первого раза с помощью сервиса Контур.Отель
Выбор органа по сертификации
Гостиница выбирает аккредитованную организацию, которая имеет право проводить классификацию.
Подача заявки
После выбора аккредитованной организации отель подает заявку на классификацию. В заявке указываются основные сведения:
- Название и адрес.
- Категория, на которую претендует.
- Количество номеров и их типы.
- Список услуг.
Подача документов
К заявке прилагаются документы, которые подтверждают соответствие стандартам:
- Учредительные документы.
- Документы, подтверждающие право собственности или аренды.
- Планы этажей и территории.
- Сертификаты и лицензии на услуги.
- Договоры с обслуживающими организациями.
Проверка и инспекция
После подачи документов орган по сертификации назначает проверку. Эксперты приезжают в отель, чтобы проверить, соответствует ли он требованиям. Они обращают внимание на следующие аспекты:
- Состояние и комфортность номеров.
- Качество услуг.
- Уровень безопасности и гигиены.
- Наличие и состояние инфраструктуры: рестораны, бассейны, тренажерные залы и пр.
Принятие решения
После инспекции и проверки документов орган по сертификации решает, какую категорию присвоить. Вариантов несколько:
- Присвоить запрашиваемую категорию — количество звёзд.
- Присвоить другую категорию, если гостиница не соответствует стандартам.
- Отказать в классификации, если есть серьезные нарушения.
Выдача свидетельства
В случае успешного прохождения, выдается свидетельство, подтверждающее присвоение категории. Данные о вашем объекте затем появляются в едином реестре объектов классификации в сфере туристской индустрии.
Свидетельство о классификации действует три года, после чего гостиница обязана пройти процедуру повторно.
Запрещено предоставлять гостиничные услуги, если объект размещения отсутствует в государственном реестре. Также недопустимо использовать в рекламе или названии тип и категорию, которые не совпадают с информацией, указанной в реестре.
Начиная с 1 сентября 2025 года, при публикации информации о гостинице в интернете, на сайтах-агрегаторах, в сервисах объявлений или в соцсетях обязательно нужно указывать идентификационный номер из реестра и ссылку на соответствующую запись.
Периодическая проверка
В течение срока действия свидетельства орган по сертификации может проводить внеплановые проверки для контроля соблюдения стандартов. Если выявляются несоответствия, могут лишить категории.
Новые виды средств размещения
Согласно Постановлению Правительства РФ от 27 декабря 2024 года № 1951, которым утверждено новое Положение о классификации средств размещения, теперь предусмотрено четыре основных типа:
- гостиницы — включая городские, загородные, курортные, апарт-отели, хостелы, мотели и прочие;
- санатории;
- базы отдыха;
- кемпинги.
В обновленной системе осталось только пять категорий — от одной до пяти звезд. Категория «Без звезд» полностью отменена и больше не применяется при классификации.
По каким критериям дают звезды
Порядок классификации гостиниц установлен основным документом — Положением о классификации средств размещения, утвержденным Постановлением Правительства РФ от 27 декабря 2024 года № 1951. В нем описаны единые правила для всех видов объектов размещения: городских и загородных отелей, мотелей, хостелов, пансионатов, туристических баз и баз отдыха.
Для того чтобы получить категорию со звездами, гостиница обязана соответствовать требованиям, прописанным в приложениях № 2 и № 3 к данному Положению.
Минимальное допустимое количество баллов для соответствия средства размещения определенной категории по результатам оценок:
Категория средства размещения | ||||
---|---|---|---|---|
«одна звезда» |
«две звезды» |
«три звезды» |
«четыре звезды» |
«пять звезд» |
Оценка выполнения требований: | ||||
20 |
29 |
37 |
57 |
68 |
Оценка качественного состояния зданий, оборудования и оснащения средства размещения: | ||||
28 |
35 |
47 |
53 |
56 |
Требования к номерам
В новой системе классификации сохранено десять типов номеров: пять относятся к высшей категории, еще пять — к стандартной.
К номерам высшего класса относят сюит, апартамент, люкс, джуниор сюит и студию. Стандартные номера делятся на первую, вторую, третью, четвертую и пятую категории. Важный акцент теперь сделан на организации семейных номеров и номеров для гостей с ограниченными возможностями — для них установлены специальные нормы.
В объектах размещения, подпадающих под пункты 5–8 Положения, должны предусматриваться номера следующих категорий для временного проживания гостей:
Номера высшей категории
Сюит — минимум 75 м², включает не меньше трех жилых помещений (гостиная или столовая, кабинет и спальня), оборудован двуспальной кроватью размером от 200×200 см и гостевым туалетом.
Апартамент — площадь не менее 40 м², минимум две комнаты (гостиная или столовая и спальня), двуспальная кровать не менее 180×200 см, предусмотрена мини-кухня с местом для приготовления и приема пищи и мойкой для посуды.
Люкс — от 35 м², две жилые комнаты (гостиная и спальня), рассчитан максимум на двух человек.
Джуниор сюит — однокомнатный номер не меньше 25 м², подходит для двух гостей, часть комнаты может использоваться под гостиную, столовую или кабинет.
Студия — однокомнатный номер площадью от 25 м² для одного или двух человек, с мини-кухней для приготовления еды и мытья посуды.
Номера стандартной категории
Первая категория (стандарт) — одна жилая комната с одной или двумя кроватями, полноценный санузел (ванна или душ, раковина, туалет), рассчитан на одного-двух человек. Минимальная площадь определяется по приложению № 2 к Положению.
Вторая категория — однокомнатный номер с одной или двумя кроватями, санузел частичный (раковина и туалет) или один полный санузел на блок из 2–3 номеров. Минимальная площадь — по приложению № 2.
Третья категория — одна жилая комната для трех и более человек, с частичным санузлом или одним полным на блок из 2–3 комнат. Минимальная площадь — согласно приложению № 2.
Четвертая категория — однокомнатный номер с умывальником, площадь определяется по приложению № 2.
Пятая категория — номер с одной жилой комнатой без индивидуального санузла. Душевые и туалеты общего пользования расположены на этаже. Минимальная площадь — по приложению № 2.
Минимальное допустимое количество баллов для соответствия номеров определенной категории номеров средства размещения по результатам балльной оценки
Категория номера и средства размещения | Количество баллов <3> |
---|---|
Номера высшей категории: сюит, апартаменты, люкс, джуниор сюит, студия |
|
«пять звезд» |
30 |
«четыре звезды» и «три звезды» |
28 |
«две звезды» и «одна звезда» |
26 |
Номера первой категории (стандарт) |
|
«пять звезд» |
28 |
«четыре звезды» |
27 |
«три звезды» |
24 |
«две звезды» и «одна звезда» |
20 |
Номера второй категории |
16 |
Номера третьей категории |
13 |
Номера четвертой категории |
9 |
Номера пятой категории |
7 |
Оценка номеров проводится по трехбалльной шкале: 3 балла означает «отличное» состояние, 2 балла — «хорошее», 1 балл — «удовлетворительное». Если состояние элемента неудовлетворительное, баллы не начисляются.
Для номеров «высшей категории», «первой категории (стандарт)», а также второй и третьей категорий учитываются все установленные требования. Для четвертой категории оценка выставляется только по параметрам сантехнического оборудования и смесителей. Для номеров пятой категории балльная оценка не применяется.
Если по любому из критериев номер получает 1 балл, он не может быть отнесен к «высшей категории».
На что влияет получение категории
Это влияет на множество аспектов: от штрафов до репутации.
Помогает избежать штрафов
Отель проходит классификацию, чтобы подтвердить, что он соответствует государственным стандартам качества и безопасности. Если отель прошел процедуру, это значит, что он работает по закону. В этом случае не придется платить штрафы за невыполнение требований.
Дает возможность участвовать в государственных программах
После того как отель получает категорию, он может участвовать в государственных программах, где это обязательное условие.
Это помогает им привлекать больше клиентов и становиться популярнее. Также они могут получать льготный кредит и другие преимущества.
Улучшает мнение постояльцев
Получение категории повышает доверие гостей, которые могут быть уверены в хорошем обслуживании и чистоте номеров. А еще классификация улучшает репутацию отеля и привлекает новых посетителей.
Помогает вступать в партнерство с туроператорами
Многие туроператоры и онлайн-агентства предпочитают работать с классифицированными отелями, так как это гарантирует определенный уровень качества для их клиентов. Наличие звезд позволяет отелю легче вступать в партнерства с крупными туристическими компаниями, что помогает увеличить поток гостей.
Вывод
В процедуре классификации нет ничего сложного для отельеров. Выбираете организацию из перечня, заключаете с ней договор, присутствуете на объекте во время оценки, вам присваивают категорию звездности и выдают свидетельство. Взамен отель работает по закону и получает дополнительные преимущества, которые положительно влияют на репутацию и выручку.
Регистрируйте гостей с помощью Контур.Отеля
Сервис автоматически подготовит журнал регистрации и уведомления для МВД
Всё для управления отелем в одном сервисе! Шахматка, модуль бронирования, электронная отчетность в МВД
Всё для управления отелем в одном сервисе! Шахматка, модуль бронирования, электронная отчетность в МВД