Отмена НДС для туроператоров: как повлияет на отели и что делать — Контур.Отель

Отмена НДС для туроператоров: как повлияет на отели и что делать

Туроператоры внутреннего и въездного туризма освобождены от уплаты НДС с 2023 года. В этой статье разберем по пунктам, чем это может быть полезно для отелей и всей туриндустрии в целом.

Эффективно управляйте отелем

Благодаря Контур.Отелю, управляйте продажами на 39 площадках бронирования в одном окне

Суть изменений

В июле 2023 года Госдума приняла закон, который освободил туроператоров от уплаты НДС. Это касается только тех компаний, который организуют туры по России и на въезд в страну. Также ключевое требование — это продажа «комплексного продукта»: например, номер и проезд до отеля.

Формально это не совсем отмена НДС, а обнуление его: туроператоры по-прежнему должны будут отчитываться как плательщики НДС, но вместо прежних 20% будут начислять 0% при реализации услуг.

Закон вступил в силу сразу после принятия и распространяется на все операции, которые компании проводили с 1 января 2023 года. Действовать «обнуление» будет до 30 июня 2027 года — то есть 4,5 года. Компаниям не нужно обращаться в ФНС дополнительно: нужно лишь предоставить документы вместе с очередной отчетностью, а льгота будет применяться автоматически.

Госдума позиционирует эти изменения как меру поддержки туроператоров, действующих на российском рынке. Они смогут распорядиться высвободившимися средствами по своему усмотрению: например, снизить цены для путешественников или увеличить собственную маржу, чтобы пустить деньги в развитие предприятия.

Что получат отели?

Отели, как и некоторые перевозчики, работают с нулевым НДС уже с 2022 года. Туроператоры, которые продолжали платить этот налог, оказались в неконкурентных условиях. Они как будто взяли на себя налоговое бремя отелей: скупая оптом номера, они со всей этой суммы выплачивали НДС, то есть несли дополнительные расходы.

Российский союз туриндустрии посчитал, что на послабление могут рассчитывать около 300 туроператоров (из 4200 компаний в стране). От введения нулевой ставки налога для туроператоров выиграют все участники цепочки — в том числе отели.

Многие туроператоры отмечают, что эта льгота поможет им удешевить туры: эксперты прогнозируют снижение цен до 10%. Несмотря на то, что экономия на налоге составляет 20%, тем не менее, компании вряд ли позволят себе равнозначную скидку для конечного покупателя. Туры станут доступнее и привлекут больше туристов. А значит, больше людей поедут жить в отели, увеличивая загрузку и спрос на дополнительные услуги.

По данным Альянса турагентств, доходы туроператоров в 2023 году выросли на 20% по сравнению с 2022. Это связано с тем, что путешественники всё чаще обращаются именно в агентства, планируя поездку по России: только турфирмы способны предоставить конкурентные цены, по сравнению с прямым обращением в отель. Но это выгодно и отелю: делая скидку туроператору, он получает сразу много гостей через один канал.

Представим, что туроператор «Красивая жизнь» выкупил места на рейсах в Краснодарский край и планирует поселить своих клиентов в отеле «Незабудка». В феврале или даже ноябре он также бронирует 25 номеров из 50 доступных на все три летних месяца. «Незабудка» делает скидку 20% и получает гарантированную загрузку на 50% сразу. Менеджерам по продажам остается продать оставшиеся 50%, и лето закрыто. А в 2023 году «Красивая жизнь» больше не платит НДС 20% и может себе позволить хотя бы не повышать цены на свои туры. Или даже снизить на 10% по сравнению с прошлым годом. Клиенты рады, что получат хороший отдых по приятной цене, зовут с собой друзей — и «Красивая жизнь», продав всю свою бронь, вынуждена обратиться к «Незабудке» за дополнительными номерами. А ведь «Незабудке» даже делать ничего для этого не пришлось!

Нагрузка в 20% НДС для туроператоров была настолько невыгодна, что многие крупные игроки отказывались выходить на внутренний рынок. А игроки поменьше предпочитали другие режимы налогообложения, в которых есть «потолок» по доходам. Эксперты предполагают, что обнуление налоговой ставки снимет это внутреннее ограничение, и небольшие туроператоры смогут безбоязненно вырасти. Они смогут развиваться, продавать больше и, в конечном итоге, приносить больше денег отелям.

Ставьте гостей на учет через интернет без ошибок и с первого раза с помощью сервиса Контур.Отель

А что насчет НДС у отелей

Отели уже получают выгоду от нулевой ставки НДС с 1 июля 2022 года и продолжат до 30 июня 2027 года. Льготой могут воспользоваться:

  • Гостиницы, которые работали на момент 1 июля 2022 года;
  • Гостиницы, которые открылись (в том числе после реконструкции) после 1 июля 2022 года;
  • Арендаторы и арендодатели туристических объектов, введенных в эксплуатацию в 2022 году и позже. Для этой категории есть важное условие: освобождение от НДС возможно только в случае, если объект включен в специальный реестр объектов туриндустрии. Реестр ведет Ростуризм, в него могут включаться гостиницы, кемпинги, многофункциональные комплексы с номерным фондом, конгресс-центры, оздоровительные центры, горнолыжные комплексы, аквапарки, яхт-клубы и другие.

Попасть в этот реестр можно на основании заявления, где указывается вид объекта, и документов, подтверждающих сведения из заявления.

Для отелей льготная ставка НДС не действует автоматически. Чтобы подтвердить ее, нужно предоставить в налоговую вместе с декларацией набор подтверждающих документов. Список документов зависит от категории туробъекта.

  1. Если гостиница действует давно и не включена в реестр, то ей нужно сдать только отчет о доходах от предоставления номеров.
  2. Если это новый туробъект и он внесен в реестр, то:

    А) Арендодатели сдают:

    • документ, подтверждающий ввод объекта в эксплуатацию;
    • договор аренды.
     

    Б) Арендаторы сдают:

    • документ, подтверждающий ввод объекта в эксплуатацию;
    • отчет о доходах от предоставления номеров.

Базой по НДС считается последнее число каждого квартала. Соответственно, каждый квартал отелю нужно будет подтверждать право на ставку НДС 0%.

У нулевой ставки НДС есть нюансы: далеко не все туроператоры попадают под эту льготу, а отелям приходится поработать над документами, чтобы подтвердить свое право. Однако это того стоит: у всех участников рынка появляются свободные средства, которые можно использоваться для развития бизнеса. И в конечном счете, от этого выигрывают все, включая туристов. А чтобы облегчить работу с бюрократическими тонкостями, можно воспользоваться сервисами Контур.Отель: в нем можно хранить документы, смотреть динамику доходов и сверять данные по итогам каждого квартала.

Отель

Всё для управления отелем в одном сервисе! Шахматка, модуль бронирования, электронная отчетность в МВД

7 дней бесплатно
Отель

Всё для управления отелем в одном сервисе! Шахматка, модуль бронирования, электронная отчетность в МВД

7 дней бесплатно

Другие статьи

CRM для отелей

Привлечь нового клиента стоит примерно вдвое дороже, чем удержать старого. А в отельном бизнесе, может, и втрое. Лучшим помощником в построении отношений с гостями будет CRM-система. Но для этого ее нужно грамотно использовать. Разберемся, что такое CRM, как она может приносить деньги отелю и что для этого нужно.

Как оборудовать тележку для горничной в отеле

У каждой горничной в отеле есть свое рабочее место, и оно передвижное. Правильно оснащенные тележки помогают выполнять уборку одновременно качественно и быстро. В этой статье разберемся, как подобрать подходящую модель тележки, как эффективно ее оборудовать и чем наполнить, чтобы работа шла быстро и без штрафов от Роспотребнадзора.

Как устроить придорожный отель у трассы

В России 1,5 миллиона километров автодорог, но всего 700 придорожных отелей. При этом спрос растет: по данным ВЦИОМ, 53% россиян, отправившихся в отпуск летом 2024 года, путешествовали на автомобиле. Как возглавить будущий тренд, что учесть при выборе места для придорожного отеля и что предлагать гостям — в нашей инструкции.

Стандарты для отеля с 4 звездами

«Звезды» присваиваются отелям в соответствии с нормативными документами и постановлением Правительства РФ от 27.12.2024 № 1951 «Об утверждении Положения о классификации средств размещения». Комиссия по сертификации определяет, сколько «звезд» получает отель. Разберем подробно стандарты четырехзвездочных гостиниц.

Раннее бронирование в отеле

Раннее бронирование набирает популярность у россиян. Российский союз туриндустрии отмечает, что с каждым годом все больше броней на лето путешественники совершают еще зимой. Этот спрос охотно подхватывают отели и вводят специальные предложения для тех, кто планирует заранее. В чем особенности и преимущества раннего бронирования и как гостинице внедрить его с пользой для себя — рассказываем в этой статье.