Продажи всегда подкреплены грамотным маркетингом. Но каким должен быть отдел маркетинга в отеле? Собрали для вас практические советы, как организовать это направление, о чем не забыть и как оценить эффективность маркетинга с помощью Контур.Отеля.
Эффективно управляйте отелем
Благодаря Контур.Отелю, управляйте продажами на 39 площадках бронирования в одном окне
Как устроен отельный маркетинг
Маркетинг — это расходы во имя доходов: отель вкладывается в продвижение, чтобы затем «отбить» затраты через продажи и заработать сколько-нибудь сверх. Этим маркетинг похож на инвестиции: собственник решает сегодня потратить, чтобы чуть позже получить существенный рост доходов.
Главная цель маркетинга в отеле — подготовить аудиторию, с которой будет работать отдел продаж. Именно привлечение аудитории и создание спроса, но не сами продажи: для этого все-таки есть профильный отдел.
Репутация, имидж, публикации в СМИ и красивые видео в соцсетях — всё это разнообразные инструменты, которыми оперирует отдел маркетинга в зависимости от маркетинговой стратегии. В стратегии, как правило, прописываются задачи, помогающие достичь цели, инструменты и, конечно, способы оценить результаты.
Среди основных функций отдела маркетинга в отеле:
- Составлять и обновлять маркетинговую стратегию, следить за ее последовательным воплощением в жизнь.
- Курировать работу подрядчиков по этому направлению: например, таргетолога, администратора сайта, агентов.
- Поддерживать в актуальном виде сайт отеля.
- Наполнять контентом и продвигать аккаунты отеля в социальных сетях, а также общаться от имени отеля с подписчиками.
- Проводить рекламные акции, креативные кампании и подобные активности.
- Развивать партнерства: например, совместные скидки или розыгрыши призов.
- Инициировать публикации в СМИ и закупать рекламу.
- Отслеживать спрос и интересы существующей аудитории, чтобы корректировать услуги и тарифы отеля в соответствии с рынком.
Вовсе необязательно, чтобы только штатные сотрудники взяли на себя эти задачи. Многие из них можно делегировать привлеченным специалистам или креативному агентству. Однако центр принятия решений и координация всех действий по продвижению должна быть сосредоточена в одних руках.
Каким бывает маркетинг в отеле
Чем будут заниматься сотрудники маркетингового отдела в повседневной работе — определяется маркетинговой стратегией. Если для молодежного хостела на приморском курорте лучше всего работают социальные сети, то фешенебельному апарт-отелю в центре столице пригодятся атмосферные фотографии, имиджевый сайт и свадебные агентства.
Однако вся маркетинговая активность любого отеля укладывается в три ключевых направления. Нагляднее всего сравнить их можно с помощью таблицы.
Направление маркетинга | Содержание направления | Для чего подходит | Какие преимущества дает |
---|---|---|---|
Inhouse |
Inhouse-маркетинг отвечает за коммуникации на территории отеля самыми разными способами:
|
|
Отель становится временным домом вдали от дома. Многие гости рады доплатить за собственный комфорт, и это повысит выручку с одного номера. Удержать клиента обходится примерно в три раза дешевле, чем привлечь нового. Вернется ли гость в отель — это напрямую зависит от его впечатлений от пребывания. |
Outdoor |
Outdoor-маркетинг занимается привлечением клиента, или лидогенерацией. Он не гарантирует продажи, но «прогревает» аудиторию и готовит ее к покупке разными способами:
|
Это максимально гибкое направление, в котором есть инструменты для маркетинговых задач:
|
|
Сотрудники |
Основное впечатление на посетителей производят именно сотрудники отеля. Гостю не так уж важна должность собеседника, и он может пытаться получить информацию по уборке у официанта, а по меню на обед — у клинера. Важно, чтобы каждый сотрудник отеля мог оставить позитивное впечатление от общения, даже если не помочь постояльцу напрямую. Некоторые отели проводят обучение для персонала, чтобы специалисты ориентировались не только в своей сфере, но и могли рассказывать о новинках и дополнительных услугах. |
Качественное общение с персоналом усиливает лояльность к отелю. По значимости «дружелюбные сотрудники» могут перевесить многие минусы — и в итоге сформировать хорошее впечатление о пребывании. |
|
Как создать отдел маркетинга в отеле
Отдел маркетинга входит в общий департамент маркетинга и продаж, который подчиняется напрямую директору отеля. Это оптимальная схема, однако на практике она может варьироваться. Например, в небольшом отеле или хостеле специалист по маркетингу может быть выведен за пределы отдела или департамента в отдельную должность и работать в одиночку, закрывая все маркетинговые потребности.
Какие специалисты нужны отделу маркетинга:
Руководитель отдела, который постоянно работает с маркетинговой стратегией и корректирует ее по мере обновления бизнес-задач.
Специалист по маркетингу, который управляет процессами на операционном уровне: координирует подрядчиков, ведет несколько маркетинговых проектов, управляет сайтом и т.д.
Специалист по SMM, специалист по PR и другие, которые берут на себя отдельные направления. Такие специалисты нужны, если отель видит отклик от того или иного канала продвижения. Например, социальные сети можно делегировать агентству, а можно оставить внутри отеля.
Совет! Такой специалист может дополнительно поддерживать в актуальном виде информацию об отеле на ОТА. Отели склонны поручать эту задачу администратору или дежурному менеджеру. Это понятный шаг с точки зрения управления (если у администратора возникают паузы в работе, он может заняться в это время загрузкой свежих фотографий и т.д.). Однако с точки зрения маркетинга лучше, если вся актуальная информация будет в руках маркетолога. Именно маркетолог сможет правильно поставить задачу фотографу — и получить наиболее выгодные кадры, сформулировать продающий текст (или заказать его копирайтеру) – и получить больше заказов от ОТА.
Доступ к системе управления отелем Контур.Отель, в которой удобно систематизировать и работу отдела маркетинга. В Контур.Отеле маркетологи могут:
- Отслеживать сезонность спроса и планировать специальные акции на низкий сезон.
- Смотреть в «Отчетах» динамику загрузки и корректировать свои планы.
- Получать задания от руководства.
- Работать с лояльностью через базу данных гостей: например, планировать рассылки для гостей, которые бывали в отеле раньше.
- Напоминать администраторам о маркетинговых активностях: помечать номера или гостей, которых необходимо поощрить, работать с базой гостей с присвоенными статусами.
Ставьте гостей на учет через интернет без ошибок и с первого раза с помощью сервиса Контур.Отель
Как оценить работу отдела маркетинга
Опыт показывает, что при сокращении расходов первым страдает именно маркетинг. Это рискованное управленческое решение: без продвижения и доходы начнут сокращаться. Но руководителя в этот момент можно понять: когда он не понимает, зачем нужен этот расход, он постарается от него избавиться.
Оценка нужна, чтобы сам маркетолог и его руководитель знали, какая польза от этих вложений. Да, они должны вести к продажам. Но каждый инструмент стоит рассматривать отдельно: так можно будет сократить менее эффективные и усилить работающие.
Основные KPI отельного маркетинга:
PR (связи со СМИ): количество публикаций и упоминаний, охват, названия СМИ.
SMM: динамика количества подписчиков, ER, охватов; количество заявок на бронирование через социальные сети; количество переходов на сайт из социальных сетей.
Партнеры: количество новый контрактов, динамика заявок через партнеров.
Продвижение в Интернете: скорость возврата вложений в онлайн-рекламу, количество бронирований через сайт и контекстную рекламу, количество охваченной аудитории, которая относится к целевой аудитории отеля.
Традиционная реклама: скорость возврата вложений.
У отдела маркетинга много задач. Велик соблазн распределить их по относительно свободным специалистам, которые знают специфику отеля. Но маркетологи с опытом принесут больше пользы. А чтобы фокус был на результате, подключите сервисы Контур.Отеля. Оценивайте эффективность маркетинга на любом периоде, планируйте специальные акции на низкий сезон и делайте пометки для персонала, чтобы ваш отельный маркетинг работал бесперебойно!
Всё для управления отелем в одном сервисе! Шахматка, модуль бронирования, электронная отчетность в МВД
Всё для управления отелем в одном сервисе! Шахматка, модуль бронирования, электронная отчетность в МВД