Маркировка технических средств реабилитации: переход на поэкземплярный учет — Контур.Маркировка Баннер

Как ввести поэкземплярный учет для технических средств реабилитации

Обновлено 17 июля 2025

С 2024 года участники оборота маркируют трости, костыли, поручни, ортезы и функциональные узлы протезов, противопролежневые матрасы и поду шки, мочеприемники и калоприемники, кресла и стулья с санитарными оснащениями. С 1 сентября 2025 года в товарной группе начнется поэкземплярный учет. Расскажем о подготовке к нему и об особенностях работы.

Сроки и правила маркировки технических средств реабилитации регулирует постановление Правительства РФ № 744

С 1 октября 2024 года производители и импортеры заказывают коды маркировки в Честном знаке и наносят их на товары.

С 1 марта 2025 года розница выводит продукцию через кассу. С этой же даты начался вывод из оборота по причинам, не связанным с последующей реализацией. 

А с 1 сентября 2025 года всем участникам оборота нужно передавать данные об обороте товаров в поэкземплярном учете с помощью ЭДО. 

Минпромторг выпустил проект постановления, в котором предложил с 1 марта 2026 года расширить перечень маркируемых средств реабилитации и добавить товары из категории «специальные средства при нарушениях функций выделения (моче- и калоприемники)».

Как настроить поэкземплярный учет

При поэкземплярному учете при передаче товара УПД наполняют всеми кодами маркировки в поставке. При этом важно, чтобы фактически нанесенные коды совпадали с теми, что указаны в электронном УПД. Иначе возможен риск пересортицы.

До 1 сентября 2025 года участникам оборота технических средств реабилитации нужно настроить сразу несколько процессов.

Поможем перейти на поэкземплярный учёт

Подберём оборудование и сервис для автоматической проверки кодов маркировки на корректность, быстрого наполнения УПД и проведения агрегации товаров. Настроим ЭДО и организуем обмен сообщениями с сетями.

  1. Перейти на электронный документооборот (ЭДО): без него работа с электронными документами будет невозможна. 
  2. Выбрать и приобрести оборудование для сканирования кодов маркировки при отгрузке и приемке. 
  3. Настроить проверку кодов маркировки при отгрузке и приемке товара. Такая возможность есть в некоторых ПО. Например, Контур.Маркировка проверяет коды на ошибки на всех этапах.
  4. Ввести агрегацию, которая поможет ускорить процессы при отгрузке и приемке. Она позволяет объединять товары в групповые и транспортные упаковки, наборы и комплекты. Вам нужно будет отсканировать только код-агрегат, а не «пикать» каждый год. Подробнее об агрегации рассказали в статье.
  5. Освоить отгрузку с колес или вэнселлинг. Процесс снижает риск ошибок и позволяет загружать машины полностью. При вэнселлинге водитель поставщика сначала доставляет товар покупателю, затем сканирует фактически отгруженные коды и наполняет ими УПД для бухгалтерии.

Об особенностях поэкземплярного учета читайте здесь.

Какие товары маркируют

Коды ТН ВЭД Коды ОКПД 2 Наименование вида технического средства реабилитации

6602 00 000 0

7326

9021 10 100 0

9021 90 900 9

9403

9620 00 000 9

32.50.13.190

32.50.22.128

32.50.22.129

32.50.50.171

32.99.21.120

Трости опорные и тактильные, костыли, опоры, поручни

6212 90 000 0

9021 10 100 0

9021 39 900 0

9021 90 900 9

32.50.22.120

32.50.22.123

32.50.22.124

32.50.22.125

32.50.22.126

32.50.22.129

32.50.23.111 (упразднен с 1 октября 2025 года

Его заменят коды:

32.50.23.130, 32.50.23.140, 32.50.23.150, 32.50.23.160, 32.50.23.170, 32.50.23.180)

32.50.23.190

Ортезы, функциональные узлы протезов <3> (из категории товаров «части и принадлежности протезов»)

9019 10 900 9

9404 21

9404 29 900 0

13.92.22.160

13.92.24.141

31.03.12.140

32.50.22.129

32.50.50.190

Противопролежневые матрацы и подушки

3006 91 000 0

9018 39 000 0

22.19.71.190 22.29.29.190 32.50.13.110 32.50.13.190 32.50.50.141

Специальные средства при нарушениях функций выделения (моче- и калоприемники)

8713 10 000 0

9401 79 000 9

9402 90 000 0

31.09.11.190

32.50.13.190

32.50.22.129

32.50.30.110

32.50.50.190

Кресла-стулья с санитарным оснащением

Исключения из маркировки

  • Протезы, которые изготавливаются индивидуально, маркируются только их функциональные узлы до сборки.
  • Товары для экспорта за пределы Евразийского экономического союза.
  • Товары, ввозимые в Россию или произведенные на ее территории как рекламные, маркетинговые образцы не для продажи.
  • Товары, приобретенные по сделке, которая составляет гостайну.

Особенности нанесения кодов

Коды маркировки плохо считываются на закругленных и цилиндрических поверхностях. Таких много у тростей, костылей, стульев, поручней. 

Эксперты ЦРПТ рекомендуют:

  • при диаметре трубки менее 19 мм использовать стикеры-флажки вместо наклеек;
  • при диаметре от 19 до 24 мм для ровных поверхностей выбирать наклейки, для округлых — флажки; 
  • при диаметре больше 24 мм наносить наклейки или использовать другие способы.

Что еще важно при маркировке технических средств реабилитации

На все маркируемые товары необходимо получать свидетельство о госрегистрации в Росздравнадзоре. Исключение — функциональные узлы протезов — ортезы. Свидетельство выдается после платной экспертизы на качество изделия.

Участниками оборотане считаются благотворительные организации, если им передают изделия для бесплатной раздачи. Компании-поставщики сами выводят товары из оборота, указав причину «для использования в целях, не связанных с последующей реализацией». Либо благотворительный фонд может подписать УПД с пунктом, что после его отправки в Честный знак товары выводятся из оборота автоматически.

Кроме того, Минпромторг планирует с 1 марта 2026 года включить в перечень участников оборота средств технической реабилитации протезно-ортопедические предприятия и организации по протезированию инвалидов. В том числе те, которые изготавливают изделия по индивидуальным заказам из дорогостоящих маркируемых комплектующих. Они будут обязаны передавать данные о маркировке в Честный знак. Такие предприятия нередко участвуют в госконтрактах, таким образом, регулятор сможет их лучше контролировать.

Также к участникам оборота хотят добавить больницы, реабилитационные центры и другие организации, которые приобретают технические средства реабилитации для оказания социально-медицинских услуг. Они должны будут принимать коды маркировки на баланс и списывать их по причинам, не связанным с продажей.

Кейс: как наносить коды маркировки на закругленные поверхности

Вот как это сделал один из производителей реабилитационных изделий, который участвовал в эксперименте ЦРПТ совместно с Контур.Маркировкой.

Компания производит оборудование для детской восстановительной медицины и реабилитации. Вся работа проводилась на производственной площадке предприятия. Для нанесения кодов маркировки выбрали ходунки на колесах для инвалидов. Место нанесения рекомендовал ЦРПТ — нижняя часть ходунков, где труба с меньшим изгибом. Также обсудили возможность маркировать транспортную упаковку.

Код наносили на полипропиленовую этикетку размером 30х40 мм с помощью термотрансферного принтера TSC TE 300. А считывали ТСД Атол Smart.Slim.

Хотя маркировкой компания раньше не занималась, сотрудники признались, что процессы стали понятны. Эксперты ЦРПТ и Контур.Маркировки ответили на их вопросы, показали наглядно что и как работает. Компания поняла, что ручной труд им не подходит и заинтересовалась интеграцией модуля Контур.Маркировки со своей 1С.

Оставьте заявку на консультацию

Наш специалист свяжется с вами, подробнее расскажет о работе с маркировкой на всех этапах: на старте обязательной маркировки, при объемно-сортовом или поэкземплярном учете и поможет подобрать оптимальное решение.

Получайте подборку важных новостей по маркировке раз в месяц
Подписаться

Получайте подборку важных новостей по маркировке раз в месяц
Подписаться

Другие новости

Закон о платформенной экономике утвердили: какие обязанности появятся у маркетплейсов

1 октября 2026 года вступит в силу федеральный закон о регулировании платформенной экономики, который вводит новые обязанности для маркетплейсов и регулирует  взаимоотношения между участниками процесса. 

Минпромторг предложил расширить список сведений о маркируемой пищевой продукции

Изменения коснутся молочной продукции, икры, бакалеи, консервов, растительного масла и безалкогольных напитков. Производители и импортеры смогут добавлять в карточки этих товаров больше сведений о составе. Пока на добровольной основе.

Отправьте заявку, мы подберём для вас решение