Власть и бизнес обсудили, каким должно быть образование в эпоху цифровизации — СКБ Контур

Власть и бизнес обсудили, каким должно быть образование в эпоху цифровизации

Тематическая сессия прошла 8 июля в рамках международной промышленной выставки Иннопром. Партнером трэка выступила IT-компания СКБ Контур, организационным партнером – Уральский федеральный университет.

11 июля 2019

Дискуссию открыл Николай Усков, редакционный директор российского издания журнала Forbes Он отметил, что образовательные программы не успевают за изменениями в мире. Как образование должно измениться? Какие навыки нужны производству?

По словам Сергея Кадочникова, директора НИУ «Высшая школа экономики» в Санкт-Петербурге, будущее за гибридными навыками. «69 % компаний связывают будущие изменения с большими с данными, но только 2 % считают, что для работы в новых условиях им будут нужны высококвалифицированные программисты. Большинству нужны люди, которые умеют принимать решения на основании данных», — отметил Сергей Кадочников.

Мысль Сергея Кадочникова продолжила Наталья Третьяк, первый вице-президент «Газпромбанка». По ее мнению, образования должно помочь человеку стать успешным. «В первую очередь важны социальные навыки — умение общаться, сопереживать, брать на себя ответственность. Нравственный иммунитет позволит потом принимать правильные решения. Второе — это умение работать с информацией. Третье — способность адаптироваться и постоянно учиться. Знания можно получить и в процессе работы, а вот социальные, личностные качества добрать сложнее».

Евгений Филатов, генеральный директор СКБ Контур, поддержал мысль про гибкость и адаптивность, но сделал акцент на важности узкопрофессиональных знаний. Спикер рассказал об опыте сотрудничества с УРФУ компании СКБ Контур: 11-летнее партнерство вылилось в масштабный проект — реформу направления «Фундаментальная информатика и информационные технологии» (ФИИТ), которое позволит готовить на базе УрФУ разработчиков мирового уровня. Чтобы таких кейсов было больше, нужно снизить для бизнеса порог вхождения в образовательный процесс. Привлечь больше компаний к образованию помогло бы и совместное финансирование образовательных проектов, когда равные суммы вкладывает IT-компания и государство.

Тему подготовки IT-специалистов продолжил Илья Обабков, директор ИРИТ-РТФ УрФУ. Он заострил внимание на разных подходах к элитарному и массовому IT-образованию и важность участия бизнеса в разработке той и другой парадигмы. «Если на матмехе набор 100-150 человек и они глубоко изучают математические дисциплины, то на радиофаке набор 1 200 человек. Несмотря на высокий проходной балл, уровень подготовки у всех разный, и мы хотим давать разные траектории для специализации. Это нужно и рынку: кто-то должен общаться с заказчиком, руководить командой, изучать пользователей», — рассказал спикер.

Дальнейшая дискуссия развернулась вокруг совмещения учебы на IT-специальностях  и работы в отрасли. По словам Ильи Обабкова, на 3 курсе ИРИТ-РТФ больше половины студентов совмещают работу с учебой, на 4 курсе работают уже почти все. Сергей Кадочников, напротив, рассказал об опыте НИУ ВШЭ в Санкт-Петербурге, где на одном из направлений руководство вуза не допускает такого совмещения. «Студенты 20 % времени занимаются проектной работой, проходят стажировки, но не работают. И мы поддерживаем их, выплачивая именные стипендии. Возможность поработать еще будет, а вот другого шанса учиться у лучших преподавателей», — пояснил Сергей Кадочников.  Впрочем, как отметил Евгений Филатов, подходы эти вполне можно совмещать: отрасль нуждается и в элитарном, и в массовом образовании.

От IT-образования участники дискуссии перешли к обсуждению подготовки кадров для промышленности. Елена Позолотина, директор корпоративного университета ТМК2U ПАО «ТМК», рассказала о новых подходах к корпоративному обучению. По ее словам, «цифра шире, чем цифровое образование и компетенции. Меняется этика и сам интеллект. Наша задача — искать людей, которые могут делать цифровизацию — работать в команде, взаимодействовать, влиять, — и прививаем им нужные компетенции. Первое без второго существовать не может: наша компания первая в мире по техническому оснащению металлургической сферы. И одно дело купить оборудование, а другое дело — управлять и развивать всю систему. Нужны люди, которые способны это делать».

Тему продолжила Анна Шабарова, вице-президент по кадровой политике и социальной ответственности «Русской медной компании». По ее словам, важны как социальные навыки, прежде всего ответственность, так и знание технологий. «В РМК мы внедрили систему рессорного образования на стыке компания-вуз-производитель. Мы работаем с вузами и приглашаем ведущих разработчиков оборудования читать лекции и проводить практические занятия со студентами. В результате выпускники знают технологию и оборудование, на котором им предстоит работать», — отметила Анна Шабарова.

Другой ключевой посыл Анны Шабаровой — в необходимости открывать филиалы вузов в небольших городах, где есть производственные площадки. По словам Анны Шабаровой, такие филиалы позволили бы удержать молодежь на местах. С ней не согласился Олег Чемезов, вице-губернатор Свердловской области. По его словам, «вуз — это не квадратные метры, а источник знаний. Ни в одном вузе нет столько преподавателей, чтобы обеспечить хорошее качество образования студентам во всех регионах. Нужны дистанционные формы обучения, а удаленный  доступ может организовать само предприятие», — отметил Олег Чемезов. Также в своем выступлении вице-губернатор рассказал о поддержке, которую готово оказать правительство области. Это инициативы, связанные с повышением IT-грамотности, в том числе среди школьников, а также студентов «нецифровых» специальностей. Это научно-технологический центр Контур.Парк. Это студенческий бизнес, в том числе не опробированные стартапы. «Государство достаточно консервативно, но мы готовы двигаться вперед и брать на вооружение модели, по которым работает IT-бизнес», — отметил Олег Чемезов.

Тему онлайн-образования продолжил Сергей Кадочников. Он отметил, что НИУ «Высшая школа экономики» входит в пятерку вузов с наибольшим количество курсов, размещенных на образовательной платформе  Coursera: от ВШЭ их 83. Число слушателей перевалило за 2 млн. Ни один университет не может позволить себе такие кампусы. При этом ВШЭ нацелена на смешанное обучение: часть регулярных курсов читается онлайн, а с преподавателем студенты встречаются для обсуждения сложных вопросов. При этом онлайн-обучение открывает новые возможности для персонализации: курс позволяет уходить в разные темы, возвращаться к материалу, углубляться в источники. А это не что иное, как адаптивность технологии.

Дискуссию завершил Александр Шохин, президент Российского союза промышленников и предпринимателей. По его словам, бизнес-сообщество может напрямую влиять на образование. В частности, этой задаче служит Национальный совет по профессиональной квалификации, через которых работодатели могут встраивать в систему образования нужные профстандарты, квалификационные требования и требования к компетенциям работников. За последние годы Совет обновил 1200 профессиональных стандартов и 1 600 компетенций. «В 2014 году мы думали, что срок жизни стандарта — 5 лет. Сейчас считаем, что трех лет много», — отметил Александр Шохин. Это не отменяет необходимости сотрудничества бизнеса и вузов. По словам Александра Шохина, идет дискуссия о том, чтобы компании могли относить на затраты средства, инвестированные в образование. Это должно стать стимулом для работодателей инвестировать в образование больше.

Кристина Давыдова Кристина Давыдова Кристина Давыдова

Кристина Давыдова

Руководитель отдела маркетинговых коммуникаций

Задать вопрос



Новости по теме

СКБ Контур рассказал, как создает востребованные отечественные продукты

Директор московского макрорегионального центра СКБ Контур Кирилл Синицын вместе с представителями власти, бизнеса и ведущими IT-разработчиками обсудил развитие отечественного программного обеспечения в стране. Встреча состоялась на конференции «Российское ПО: прыжок веры или рост на основе экспертизы».