Власть и бизнес обсудили, каким должно быть образование в эпоху цифровизации

11 июля
Тематическая сессия прошла 8 июля в рамках международной промышленной выставки Иннопром. Партнером трэка выступила IT-компания СКБ Контур, организационным партнером – Уральский федеральный университет.

Дискуссию открыл Николай Усков, редакционный директор российского издания журнала Forbes Он отметил, что образовательные программы не успевают за изменениями в мире. Как образование должно измениться? Какие навыки нужны производству?

По словам Сергея Кадочникова, директора НИУ «Высшая школа экономики» в Санкт-Петербурге, будущее за гибридными навыками. «69 % компаний связывают будущие изменения с большими с данными, но только 2 % считают, что для работы в новых условиях им будут нужны высококвалифицированные программисты. Большинству нужны люди, которые умеют принимать решения на основании данных», — отметил Сергей Кадочников.

Мысль Сергея Кадочникова продолжила Наталья Третьяк, первый вице-президент «Газпромбанка». По ее мнению, образования должно помочь человеку стать успешным. «В первую очередь важны социальные навыки — умение общаться, сопереживать, брать на себя ответственность. Нравственный иммунитет позволит потом принимать правильные решения. Второе — это умение работать с информацией. Третье — способность адаптироваться и постоянно учиться. Знания можно получить и в процессе работы, а вот социальные, личностные качества добрать сложнее».

Евгений Филатов, генеральный директор СКБ Контур, поддержал мысль про гибкость и адаптивность, но сделал акцент на важности узкопрофессиональных знаний. Спикер рассказал об опыте сотрудничества с УРФУ компании СКБ Контур: 11-летнее партнерство вылилось в масштабный проект — реформу направления «Фундаментальная информатика и информационные технологии» (ФИИТ), которое позволит готовить на базе УрФУ разработчиков мирового уровня. Чтобы таких кейсов было больше, нужно снизить для бизнеса порог вхождения в образовательный процесс. Привлечь больше компаний к образованию помогло бы и совместное финансирование образовательных проектов, когда равные суммы вкладывает IT-компания и государство.

Тему подготовки IT-специалистов продолжил Илья Обабков, директор ИРИТ-РТФ УрФУ. Он заострил внимание на разных подходах к элитарному и массовому IT-образованию и важность участия бизнеса в разработке той и другой парадигмы. «Если на матмехе набор 100-150 человек и они глубоко изучают математические дисциплины, то на радиофаке набор 1 200 человек. Несмотря на высокий проходной балл, уровень подготовки у всех разный, и мы хотим давать разные траектории для специализации. Это нужно и рынку: кто-то должен общаться с заказчиком, руководить командой, изучать пользователей», — рассказал спикер.

Дальнейшая дискуссия развернулась вокруг совмещения учебы на IT-специальностях  и работы в отрасли. По словам Ильи Обабкова, на 3 курсе ИРИТ-РТФ больше половины студентов совмещают работу с учебой, на 4 курсе работают уже почти все. Сергей Кадочников, напротив, рассказал об опыте НИУ ВШЭ в Санкт-Петербурге, где на одном из направлений руководство вуза не допускает такого совмещения. «Студенты 20 % времени занимаются проектной работой, проходят стажировки, но не работают. И мы поддерживаем их, выплачивая именные стипендии. Возможность поработать еще будет, а вот другого шанса учиться у лучших преподавателей», — пояснил Сергей Кадочников.  Впрочем, как отметил Евгений Филатов, подходы эти вполне можно совмещать: отрасль нуждается и в элитарном, и в массовом образовании.

От IT-образования участники дискуссии перешли к обсуждению подготовки кадров для промышленности. Елена Позолотина, директор корпоративного университета ТМК2U ПАО «ТМК», рассказала о новых подходах к корпоративному обучению. По ее словам, «цифра шире, чем цифровое образование и компетенции. Меняется этика и сам интеллект. Наша задача — искать людей, которые могут делать цифровизацию — работать в команде, взаимодействовать, влиять, — и прививаем им нужные компетенции. Первое без второго существовать не может: наша компания первая в мире по техническому оснащению металлургической сферы. И одно дело купить оборудование, а другое дело — управлять и развивать всю систему. Нужны люди, которые способны это делать».

Тему продолжила Анна Шабарова, вице-президент по кадровой политике и социальной ответственности «Русской медной компании». По ее словам, важны как социальные навыки, прежде всего ответственность, так и знание технологий. «В РМК мы внедрили систему рессорного образования на стыке компания-вуз-производитель. Мы работаем с вузами и приглашаем ведущих разработчиков оборудования читать лекции и проводить практические занятия со студентами. В результате выпускники знают технологию и оборудование, на котором им предстоит работать», — отметила Анна Шабарова.

Другой ключевой посыл Анны Шабаровой — в необходимости открывать филиалы вузов в небольших городах, где есть производственные площадки. По словам Анны Шабаровой, такие филиалы позволили бы удержать молодежь на местах. С ней не согласился Олег Чемезов, вице-губернатор Свердловской области. По его словам, «вуз — это не квадратные метры, а источник знаний. Ни в одном вузе нет столько преподавателей, чтобы обеспечить хорошее качество образования студентам во всех регионах. Нужны дистанционные формы обучения, а удаленный  доступ может организовать само предприятие», — отметил Олег Чемезов. Также в своем выступлении вице-губернатор рассказал о поддержке, которую готово оказать правительство области. Это инициативы, связанные с повышением IT-грамотности, в том числе среди школьников, а также студентов «нецифровых» специальностей. Это научно-технологический центр Контур.Парк. Это студенческий бизнес, в том числе не опробированные стартапы. «Государство достаточно консервативно, но мы готовы двигаться вперед и брать на вооружение модели, по которым работает IT-бизнес», — отметил Олег Чемезов.

Тему онлайн-образования продолжил Сергей Кадочников. Он отметил, что НИУ «Высшая школа экономики» входит в пятерку вузов с наибольшим количество курсов, размещенных на образовательной платформе  Coursera: от ВШЭ их 83. Число слушателей перевалило за 2 млн. Ни один университет не может позволить себе такие кампусы. При этом ВШЭ нацелена на смешанное обучение: часть регулярных курсов читается онлайн, а с преподавателем студенты встречаются для обсуждения сложных вопросов. При этом онлайн-обучение открывает новые возможности для персонализации: курс позволяет уходить в разные темы, возвращаться к материалу, углубляться в источники. А это не что иное, как адаптивность технологии.

Дискуссию завершил Александр Шохин, президент Российского союза промышленников и предпринимателей. По его словам, бизнес-сообщество может напрямую влиять на образование. В частности, этой задаче служит Национальный совет по профессиональной квалификации, через которых работодатели могут встраивать в систему образования нужные профстандарты, квалификационные требования и требования к компетенциям работников. За последние годы Совет обновил 1200 профессиональных стандартов и 1 600 компетенций. «В 2014 году мы думали, что срок жизни стандарта — 5 лет. Сейчас считаем, что трех лет много», — отметил Александр Шохин. Это не отменяет необходимости сотрудничества бизнеса и вузов. По словам Александра Шохина, идет дискуссия о том, чтобы компании могли относить на затраты средства, инвестированные в образование. Это должно стать стимулом для работодателей инвестировать в образование больше.

Комментарии Написать свой
Спасибо за ваше мнение!

Другие новости Евгения Филатова

Кристина Давыдова
Руководитель PR-службы