Собеседование из трех этапов стоит 26 000 ₽, а двухчасовая презентация для 100 сотрудников — 180 000 ₽. Такие цифры приводит эксперт сервиса Контур.Толк, который разработал калькулятор эффективности деловых коммуникаций.
При подсчете прямых затрат на встречу Павел Скрипниченко предлагает учитывать длительность созвона, средние затраты компании на один час рабочего времени сотрудника и количество участников с указанием должности — чем она выше, тем затраты больше.
Но прямые затраты — лишь верхушка айсберга. Полная формула эффективности сложнее: необходимо соотнести расходы на коммуникацию со стоимостью бизнес-процесса, частью которого она является.
С учетом косвенных издержек часовой созвон десяти человек обходится уже в 72 545 ₽. Дополнительные расходы возникают из-за отвлечения сотрудников от других задач. Встреча оправдана, только когда потенциальная выгода превышает суммарные затраты.
Когда коммуникации действительно окупаются? Рассмотрим пример: event-агентство готовит корпоративный выезд для крупного клиента. На согласование программы, меню и условий уходит 5 часов переговоров с участием ведущего специалиста и линейного сотрудника. Агентство заработает 600 000 ₽, затраты на коммуникацию составляют 27 051 ₽ — созвоны окупаются.
Другой пример — классический телемаркетинг, в котором коммуникации связаны с бизнес-процессом на 100%. Представим, что менеджер по продажам клининговой компании тратит на созвоны с клиентами 31 час в неделю, заключая контракты на 364 000 ₽. В таком случае коммуникации обходятся бизнесу в 67 766 ₽ и тоже окупаются.
Но часто встречи проводятся без ясной цели. Ежедневные летучки превращаются в ритуал отчетности, хотя статусы задач эффективнее обновлять в трекере. А на срочных созвонах с абстрактной темой «Поговорить» обычно решают вопросы, которые быстрее обсудить в чате.
Павел Скрипниченко
Руководитель по инновациям продуктовой группы Толк в КонтуреЕсли строить график, то получается, что стоимость коммуникации очень резко растет с увеличением количества участников и увеличением доли синхронности. Отсюда вывод: синхронная групповая коммуникация — самая дорогая и часто наименее эффективная.
Проблема касается компаний любого размера — от стартапов до корпораций. Разница лишь в масштабе потерь: чем крупнее бизнес, тем дороже обходятся неэффективные встречи.
Калькулятор помогает не только оценить текущие расходы, но и смоделировать оптимизацию: сколько сэкономите, сократив длительность встречи или количество участников? Инструмент позволяет руководителям увидеть реальную стоимость коммуникаций, которые часто ошибочно считаются «бесплатными».
Универсального показателя эффективности не существует — каждая компания определяет свои нормы исходя из специфики бизнеса. Рассчитать стоимость ваших встреч можно с помощью онлайн-калькулятора по ссылке.
Контур.Толк — пространство для коммуникаций, которое позволяет проводить онлайн-встречи, запускать вебинары и вести переписки с коллегами в защищенной среде. Благодаря широким возможностям для интеграции сервис легко встроить в инфраструктуру компании: настроить SSO, синхронизацию с календарями и IP-телефонией, а с помощью API интегрировать решение с любыми внутренними системами.