Карта желаний — красивый, но не самый эффективный инструмент достижения целей. Рассказываем, как визуализировать мечты, чтобы они точно сбывались.
В этой статье:
Создавайте интерактивные доски в Толке
Проводите мозговые штурмы, фиксируйте идеи, визуализируйте процессы
Определение и виды визуализации
Визуализация — это перевод мысленных и словесных представлений в зрительные образы. Техника визуализации заключается в том, чтобы воплощать мысли из головы на бумаге или доске.
Обычно зрительную информацию воспринимать проще, чем абстрактные и мимолетные мысленные образы.
Есть несколько видов визуализации:
- Когнитивная — создание зрительных образов, чтобы проще усваивать информацию. Например, визуализация данных в форме диаграммы с результатами опросов или схемы процессов.
- Творческая — генерация визуальных идей для бизнес-проектов, проектов в дизайне и искусстве. Например, иллюстратор делает наброски в разных стилях, чтобы создать персонажа для заказчика.
- Процессуальная — мысленное проигрывание действий. Например, перед выступлением на конференции спикер представляет, как зачитывает доклад на сцене.
- Целевая — визуальное представление желаемого результата. Например, если человек хочет купить дом, он рисует или собирает картинки с изображением здания, интерьеров, местности, которые ему нравятся.
Метод визуализации широко используют для достижения целей в личной жизни и в бизнесе. Визуализировать можно не только результат, как в примере выше. Путь и варианты достижения цели тоже переносят на бумагу. Получается подобие карты, которая задает направление движения к результату.
Читайте также: Мудборд. Что это и как сделать
Преимущества использования визуализации
Визуализация помогает:
Упорядочить хаос в голове. Когда мыслей слишком много, принять правильное решение сложно. Визуализация — один из способов навести в голове порядок. Мысли фиксируют на бумаге, распределяют по категориям — получается упорядоченная система, с которой просто взаимодействовать.
Например, в последнее время Марина чувствует усталость и перегруз — в голове как будто большой запутанный комок из мыслей. Марина берет лист бумаги и выписывает все, что накопилось в голове: сдать отчет, закончить проект в срок, отвезти машину в ремонт, купить билеты в отпуск, запустить рекламу своего онлайн-курса.
Теперь мысли легко разбить на категории, превратить их в задачи, расставить в порядке приоритета, выделить на выполнение время и ресурсы.
Снизить тревожность. Иногда глобальная цель кажется недостижимой, что рождает чувство тревоги и неуверенности. В тайм-менеджменте есть такой метод: есть слона по кусочкам. Это значит разбить большое дело на множество небольших действий и начать их постепенно выполнять.
В визуализации действует тот же принцип. Стоит разложить проблему на отдельные компоненты — и она уже не кажется нерешаемой, ведь каждый элемент вполне понятен.
Допустим, перед командой стоит задача — подготовить конференцию в короткие сроки. На первый взгляд объем работы кажется огромным, что пугает.
Но постепенно цель раскладывают на задачи: договориться со спикерами, найти площадку, запустить продвижение. Назначают ответственных, сроки, и вот у каждого есть своя зона влияния, с которой вполне можно справиться. Теперь силы уходят не на тревогу, а на конкретные действия для достижения цели.
Поднять мотивацию. С мотивацией на выполнение рабочих задач все просто: не сделаешь вовремя — не заплатят или уволят. На личные дела мотивировать себя сложнее, потому что волна вдохновения быстро проходит. С картой желаний мотивирующие образы всегда будут перед глазами, даже когда вдохновения нет.
Например, Саша хочет купить машину. Для этого ему нужно откладывать в месяц определенную сумму. Задача посильная, но придется экономить: походы в рестораны, путешествия, спонтанные покупки пока отменяются.
Когда в следующий раз Саша откажется от поездки с друзьями, карта желаний напомнит, что он поступил правильно.
Отслеживать прогресс. Если вы ставите долгосрочные цели на несколько лет, хранить все в голове сложно: многое забывается, особенно не самое важное. Полезно фиксировать все цели на доске или на бумаге. К записанному просто вернуться и через год, и через два, чтобы свериться с маршрутом, понять, в ту сторону вы движетесь или нет.
Например, одна из целей Алены на следующие пять лет — развивать навык публичных выступлений. Через год Алена взглянула на список своих целей и поняла, что не двигается в нужном направлении: даже когда была возможность пройти курс ораторского мастерства за счет компании, она отказалась. Зная о проблеме, Алена может скорректировать планы на ближайший год.
Попробуйте Контур.Толк — платформу для общения в команде
Видеосвязь, чаты, вебинары, онлайн-доски, ИИ-инструменты
Визуализация в бизнесе: цели и задачи
В бизнесе визуализацию также используют для:
- Управления проектами. Диаграмма Ганта, канбан-доска, прогресс-бары, дашборды — в визуальной форме проще структурировать работу над проектами, контролировать выполнение, достигать целей.
- Синхронизации контекста. Если объяснять только на словах, одну и ту же проблему или процесс разные люди могут понять по-разному. Визуальная схема помогает быстро прийти к единому пониманию, что и как работает.
- Стратегического планирования. Если стратегия компании существует только в виде объемного текстового документа, могут возникнуть проблемы с пониманием и применением на практике. Стратегическая карта показывает, как стратегия связана с целями, задачами и процессами.
- Командной работы. Во время встреч команды часто используют маркерные или онлайн-доски. Они помогают визуально фиксировать идеи, рисовать схемы, показывать связи между объектами, когда проще показать, чем долго объяснять.
Для меня визуализация — не совсем про доску желаний. Это скорее рабочий инструмент для управления процессом. Когда мы визуализируем, раскладываем процесс, наша задача — увидеть структуру и траекторию движения.
Визуализация работает не как красивая картинка. Это способность превратить хаос из мыслей, фактуры и аналитики в систему, возможность объединить процесс между многими людьми, уложить мысленный беспорядок в простую схему, которая понятна всем, в том числе человеку со стороны.
Карта желаний тоже бывает полезна. Но карта не работает по волшебству. Я отношусь к ней как к визуальному маячку. Образы на карте напоминают, чего ты хотел, в какую сторону нужно двигаться.
Можно в таком формате визуализировать цели команды: зафиксировать результат в виде метафор и повесить в офисе. Карта будет маяком, который подтолкнет команду на нужные действия.
Анастасия Квятковская
Менеджер проектов по организационному консалтингу
Психологические основы визуализации
Эффективность визуализации в бизнесе подтверждают исследования в области психологии и менеджмента. В 2016 году итальянский ученый провел эксперимент среди 90 предпринимателей, управляющих малым и средним бизнесом.
Исследование показало, что стратегические карты стимулировали у предпринимателей критическое мышление. По мнению ученого, это указывает на то, что визуализация стратегии подталкивала предпринимателей пересматривать старые бизнес-модели и внедрять инновации.
В другом исследовании ученые подготовили две версии бизнес-стратегии: одну в формате текста, а вторую визуализировали маркированным списком, временной диаграммой и визуальной метафорой. Стратегию показали группе из 76 менеджеров.
Ученые пришли к выводу, что испытуемые, которым показывали графическую стратегию, уделяли ей больше внимания, охотнее с ней соглашались, лучше ее запоминали, позитивнее относились к докладчику и презентации.
Инструменты для визуализации
Для простой визуализации достаточно подручных средств — ручки и листа бумаги. Для визуализации с командой лучше использовать площадь побольше — флипчарт, пробковую или маркерную доску.
Некоторым удобнее вести заметки в электронном виде. Тогда подойдут приложения вроде Notion, текстовые и графические редакторы. Для распределенных команд есть онлайн-доски.
Статья по теме: Лучшие аналоги Miro. Чем заменить зарубежные онлайн-доски
Визуализируйте идеи команды с помощью онлайн-доски в Толке. Откройте доску прямо на встрече с коллегами, чтобы фиксировать идеи во время обсуждения.

Фигуры, стикеры, стрелки, карандаш — с инструментами Толка легко рисовать схемы и визуализировать мысли.

Результат сохранится в разделе «Артефакты» — возвращайтесь к нему на следующих встречах или поделитесь с коллегами, которые пропустили собрание.
Оцените онлайн-доски в Толке
Для брейнштормов, командных ретроспектив и личных целей
Техники визуализации для достижения целей
Road map
Обозначьте на листе цель, которую нужно достигнуть, и исходную точку. Между ними разместите события, которые должны произойти, чтобы из точки А прийти к цели.
Затем к каждому событию пропишите перечень действий, которые необходимо совершить, чтобы оно наступило. При краткосрочном планировании действия — это задачи, при долгосрочном — фокусы внимания. В итоге получится карта, которая указывает направление работы для достижения цели.
Например, цель — организовать вебинар для сотрудников. Чтобы вебинар состоялся, должны быть спикеры, текст выступления, презентация, запись видео, свободное время у сотрудников.
Чтобы на вебинаре был спикер, нужно найти эксперта в теме, связаться с ним, уточнить свободные даты. Для организации записи видео придется забронировать студию, искать подрядчиков — оператора и монтажера.

Если добавить описание к исходной точке и к цели, получится усовершенствованный вариант дорожной карты с более глубокой аналитикой.
Опишите цель с помощью четырех категорий: ресурсы, команда, ограничения, внешняя среда. Укажите, какие ресурсы и команда подойдут для достижения цели. Дополнительно укажите ограничения и внешние факторы, влияющие на цель в будущем, когда ее получится достичь. То же самое проделайте с исходной точкой, но на текущий момент.

Дальше алгоритм тот же: расписать события, а затем действия, которые к ним приведут. Конкретизация начальной точки и цели в этом помогут: как усилить команду, каких ресурсов не хватает, как нивелировать ограничения.
Сценарное дерево
Визуально техника напоминает интеллект-карту. Одну и ту же цель можно достигнуть разными способами. Например, за следующий год компания хочет увеличить прибыль на 50%.
Вариантов много. Можно выйти на рынок в другой регион, соседнюю страну. Или выпустить новый продукт, чтобы привлечь другую целевую аудиторию. Усовершенствование продукта, улучшение сервиса тоже могут сработать.

У каждого варианта свои преимущества и риски. Сценарное дерево позволяет собрать разные маршруты к цели в одном месте, сравнить их между собой и выбрать лучший.
Лайфхаки и советы для эффективной визуализации
Используйте простые техники. Чем проще выглядит схема визуализации цели, тем легче удерживать фокус внимания на пути к результату. Сложные модели только запутывают и демотивируют.

Держите визуализацию перед глазами. Выбирайте инструменты визуализации так, чтобы у вас был простой доступ к картинке. Если вы не пользуетесь блокнотом, лучше хранить визуализацию в более привычном месте — на компьютере или в телефоне. Иначе есть риск все забросить.

Отмечайте прогресс. Если путь к цели состоит из списка задач, отмечайте каждую после выполнения, например галочкой. Так вы увидите, что небольшими шагами двигаетесь вперед, а не стоите на месте. Фиксация результата мотивирует продолжать путь к цели и не сдаваться на полпути.
Визуализация — не волшебная палочка, которая превращает мечты в реальность. Техника помогает структурировать мысли, построить путь к цели и зафиксировать его, чтобы держать перед глазами. Остается только следовать плану, и результаты не заставят себя ждать.
Попробуйте Контур.Толк — российский сервис видеосвязи
Бесплатный доступ для новых пользователей