Как ученый развивает рынок микронутриентов в России — СКБ Контур

Как ученый развивает рынок микронутриентов в России

21 августа 2019 952 Бизнес‑идеи

Татьяна Семенова — один из немногочисленных примеров ученого-предпринимателя. Вот уже 39 лет она работает в области химии. В 1992 году компания «КласЪ» приступила к созданию специализированных витаминно-минеральных добавок к хлебу, а в 2002 году Семенова стала в ней заместителем директора по научной работе. Сегодня компания работает с предприятиями хлебопечения и учит чиновников новым терминам.

Об идеях из космоса, коммерциализации науки и бизнесе с социальной доминантой Татьяна Семенова рассказывает Контур.Журналу.

Своя профессия

Вся моя жизнь была связана с химией. В 1980 году я окончила химико-технологический факультет Московского текстильного института (сегодня это Российский государственный университет им. Косыгина). На момент поступления выбранная мною кафедра «Технология химических волокон» была единственной в стране, а направление молодым и перспективным. Меня это привлекло, и я решила попробовать и не прогадала — химия в итоге стала делом моей жизни.

Профессиональный путь начинался с работы в высшей школе. После получения диплома я осталась работать в университете сначала в качестве научного работника, параллельно училась в аспирантуре. Защитив кандидатскую диссертацию и получив степень кандидата химических наук, стала преподавателем физической химии, аналитической химии, коллоидной химии, химии и физики полимеров и высокомолекулярных соединений сначала в должности ассистента, а затем и доцента. С высшим образованием было связано 20 лет моей жизни.

После РГУ я попала в фармацевтическую компанию, где трудилась в отделе по разработке новых лекарственных препаратов. Получив полезный опыт, я приняла решение уйти из этой отрасли и полностью сосредоточится на научных изысканиях в области пищевой промышленности. Так, в 2002 году, мне стала родной научно-производственная компания «КласЪ».

Здоровая химия

Сегодня наш главный продукт — витаминно-минеральные комплексы для обогащения хлебобулочных изделий. Идея создания подобных добавок родилась из изучения программы подготовки и сопровождения космонавтов. Для людей, которые выходят на орбиту и, соответственно, испытывают серьезные физические нагрузки, предусмотрена особая программа питания, куда, в частности, входит обогащенный хлеб. Изучив состав «космического» продукта, мы разработали собственную формулу добавок. И заметили, что при добавлении в хлеб витаминов и минералов производители могут сэкономить на закладке сахара, жиров и дрожжей.

Как это работает? Дрожжи сами по себе очень любят витамины и минералы, они используют их в качестве «питательной» добавки, которая позволяет им быстрее размножаться и вырабатывать, в свою очередь, собственные полезные вещества. А при гидролизе белков и крахмала и воздействии наших добавок на определенные ферменты дрожжей синтезируются дополнительные жиры и углеводы (сахар).

Созданные нами добавки позволили сократить требуемое сырье для выпечки хлеба и получить более вкусный и ароматный продукт.

На разработку рецептуры первых добавок были выделены средства частной инвестиционной компании «для научных исследований и разработки новых перспективных направлений в пищевой промышленности». С командой проблем не возникло: набирали ученых самостоятельно, плюс к нам постоянно подтягивались профессиональные коллеги. Возглавил команду генеральный директор Эдуард Зельдич — автор и разработчик программы «Здоровье через хлеб».

Развитие компании «Класъ» с 1992 года по настоящее время сопровождается большим объемом научно-исследовательских работ, проведенных совместно с ведущими отраслевыми и межотраслевыми научно-исследовательскими институтами, одобренными Российской академией медицинских наук и Роспотребнадзором.

Поиск первых клиентов — одна из самых сложных задач в научной сфере. Привычные каналы маркетинга здесь не так эффективны, как прямые продажи. А в прямых продажах надо идти до конца — выходить на директоров хлебозаводов, лиц, реально принимающих решения. Поначалу, когда мы говорили с технологами и средним менеджментом, никто даже не хотел нас слушать, никто нам не верил.

Нашими первыми клиентами стали два хлебозавода, с одним из которых, заводом «Москворечье», наше сотрудничество получилось настолько плотным, что нам даже выделили собственные помещения для создания полноценной лаборатории. Там мы проработали до 2006 года, пока это предприятие не приобрела компания «Настюша». К сожалению, сейчас у завода «Москворечье» дела идут не очень хорошо. Наша лаборатория переехала, и мы работаем теперь на территории Московской финансово-юридической академии.

В ассортименте компании сегодня 10 различных добавок, собственная обогащенная мука, а также несколько рецептурных комплексов для здорового питания. Сами добавки стоят от 295 до 2 500 руб. за кг. В числе клиентов — предприятия из Москвы, Рязанской, Курской, Архангельской, Самарской, Волгоградской, Оренбургской областей и других регионов России.

Основной канал привлечения новых клиентов — PR. Мы активно пропагандируем здоровый образ жизни, выступаем по телевидению, пишем статьи в отраслевые и научные журналы.

Используем максимально число инструментов, чтобы донести до людей пользу хлеба, обогащенного микронутриентами. Нам даже удалось добиться специального распоряжения Правительства Москвы о необходимости обеспечения обогащенным хлебом москвичей и гостей столицы. Особое внимание этот документ обращает на обеспечение обогащенными хлебобулочными изделиями больниц, детских домов, школ и детских садов. С 2006 года эти учреждения получают обогащенный продукт в постоянном режиме.

Духовная доминанта

Как ни странно, но в кризисное время дела у нас начинают идти лучше. На мой взгляд, причина подобной зависимости в том, что люди начинают задумываться о своем здоровье, многие обращают внимание на состав продуктов, выбирают максимально полезные. Большой шаг в эту сторону сделало и государство, за многие годы работы нам удалось обучить чиновников новому слову «микронутриенты».

Конкурентов на нашем рынке немного. Как правило, это компании, которые занимаются продажей уже готовых витаминно-минеральных комплексов, произведенных иностранными компаниями, например DCM. Наше главное конкурентное преимущество — это собственные научные разработки. Мы не просто работаем по готовой рецептуре, мы постоянно совершенствуем составы своих добавок, экспериментируем, ищем лучшие решения.

Мы развиваемся по интенсивному сценарию: наш рынок практически не растет. Все предприятия хлебопечения известны, их число почти не меняется.

Поэтому мы делаем ставку на дальнейшие научные разработки: у нас есть специализированные витаминно-минеральные комплексы для ржаного и пшеничного хлеба, для пирожков, кексов, кондитерских изделий. Параллельно мы разработали продукт для здорового питания из натурального сырья различных видов муки.

На мой взгляд, в бизнесе самое важное — духовная, социальная доминанта, которая держит всю компанию на плаву. У любой компании должна быть некая высшая цель. Мы ее нашли в здоровом образе жизни. Все наши продукты так или иначе служат цели поддержать и восстановить здоровье людей. На этой миссии держится проект, она помогла нам преодолеть уже несколько экономических кризисов.

Актуальные материалы раз в неделю
Подписаться
Подписываясь, вы соглашаетесь на обработку персональных данных и получение информационных сообщений от группы компаний СКБ Контур.
Раз в неделю — дайджест материалов, достойных вниманияАктуальные материалы раз в неделю
Подписаться
Подписываясь, вы соглашаетесь на обработку персональных данных и получение информационных сообщений от группы компаний СКБ Контур.

Статьи по теме

Все статьи
Написать комментарий