Каждый год компания СКБ Контур проводит конкурс для предпринимателей «Я Бизнесмен», в нем участвуют сотни бизнесменов из разных городов России — от Калининграда до Владивостока.
Благодаря конкурсу мы создали вдохновляющую коллекцию бизнес-историй, рассказанных людьми, которые превращают небольшие стартапы в успешные компании.
Их опыт и cоветы будут полезны каждому, кто задумывается об открытии своего дела.
Для старта необходимы некоторые предварительные условия: идея, немного денег и, что самое важное, желание начать
Город и год запуска
Отрасль
Четыре года назад Вадим Садовский открыл студию интерьерной печати «ОБОИ 46» в Курске. Бывший военный начал свою карьеру на гражданке с рекламного бизнеса. Желание уменьшить собственные риски и взять на себя производство в итоге вылилось в запуск отдельного направления — интерьерной печати.
Сегодня компания «ОБОИ 46» один из лидеров регионального рынка в своем сегменте.
О перипетиях рекламного рынка, видеоуроках из Бельгии и Германии и семейном бизнесе Вадим Садовский рассказывает в интервью Контур.Журналу.
Двенадцать лет своей профессиональной жизни я посвятил вооруженным силам. В армию пошел по стопам отца, он был военнослужащим еще в советское время, и вместе с ним мы много покатались по Союзу. Родился я на Украине, школу окончил в Армении, а высшее образование получал в Артиллерийском училище в Тбилиси.
В 1992 году по распределению меня отправили служить в западную группу войск, в Германию. В 2004 году с армией решил завязать и, уволившись в звании майора, начал искать себя на гражданском поприще. «Мирная» специальность у меня была — по долгу службы в 2003 году я окончил Московский государственный социальный университет по направлению «Юриспруденция». Правда, развиваться в этой отрасли я не решился.
На гражданке я начал с низов: два дня проработал грузчиком, но понял, что это работа не для меня. Сложно было переступать через себя в каких-то моментах. Тогда я решил искать руководящую должность, ведь опыт управления людьми у меня был. Так я попал в рекламный бизнес, где следующие три-четыре года работал в разных сферах: и в наружке, и в производстве.
В найме долгое время мне не удавалось сработаться с коллегами. Сменил несколько компаний: где-то проработал три месяца, но возник конфликт с соучредителем, где-то наладил все процессы, а затем меня сместили, взяв на место директора жену владельца. Примерно через три года я решил: надо делать что-то свое, чтобы не выполнять чужие указания и самому планировать время. Первым клиентом моего рекламного агентства стала компания Philips. В 2007 году они проводили в Курске мероприятие и через знакомого вышли на меня, я помог им с наружной рекламой. Клиент остался доволен.
В том же году я нашел еще одну прибыльную нишу на рынке наружной рекламы в Курске — здание железнодорожного вокзала. В тот момент там не висело ни одного баннера, при том что в среднем по городу конкуренция была серьезная. Я обратился к руководству вокзала, вышел на московское агентство (поскольку решать такие вопросы на местном уровне невозможно) и наладил работу. Мне стали доверять, и следующие семь лет мы продуктивно работали на этом объекте. Однако после смены контактных лиц в московском агентстве спокойно работать мне не дали. Я предпочел уйти спокойно, сохранить дружественный контакт с руководством вокзала, не вступая в распри со сменщиками.
Практически сразу после ухода я стал развиваться в производстве. Когда работаешь в рекламном агентстве, специализирующемся на наружной рекламе, производство — самая большая головная боль. Ты постоянно зависишь от подрядчиков, от срока и качества их работы, при этом напрямую ты не можешь влиять на эти процессы. Тогда я понял, что пора превращаться в компанию полного цикла — так в 2014 году появилась фирма «ОБОИ 46».
На старте мне казалось, что запуск собственного производства решит все наши проблемы: я буду спокоен за сроки и качество, смогу сам выбирать материалы, расходники, оборудование для заказа. Сейчас я понимаю, что это были иллюзии.
Не имея опыта в производственной сфере, мне пришлось до всего доходить опытным путем, набивая собственные шишки и учась на ошибках, которые порой обходились очень дорого. Показательный пример из практики: одна из самых главных расходных частей печатного оборудования — печатные головы. Когда мы поставили качественный принтер, одной головы нам хватило на год работы. На старом принтере мы за год сменили 20 голов. При стоимости каждой из них в 10 000 руб. только этот конкретный опыт мне обошелся в 200 000 руб.
На старте сильно помогли консультации от официальных представителей фирмы Record, которые меня вовремя подхватили, рассказали что к чему, показали базис, посоветовали оптимальное оборудование и даже натолкнули на бизнес-идею, шепнув, что на их принтерах можно печатать фотообои. Сначала я не придал этому значения, но, изучив рынок, решил развиваться именно в сторону интерьерной графики: фото- и 3D-обоев, печати картин, фотографий на холстах и т.д.
За консультациями по станкам мне пришлось обратиться в зарубежные фирмы. Я смотрел, как они работают на этом оборудовании, писал коллегам из Бельгии и Германии, они присылали мне настройки, видеокомментарии. С помощью услуг переводчика я все это осваивал, а потом даже сам давал консультации некоторым отечественным дистрибьюторам расходников.
Качественное оборудование надо было куда-то поставить. Поначалу с этим тоже возникли сложности: мы не знали, какая площадь нам нужна. В первом офисе в 40 кв.м мы поставили небольшой резак в 1,5 м. Но практически сразу стало очевидно — будет тесно. Рядом с резаком вырос большой раскройный стол, да и сами обои занимали довольно много места. Поначалу мы рассчитывали, что люди смогут обрезать картины самостоятельно, но ставка на это не сыграла. Кто-то умеет правильно обращаться с ножницами, а кто-то – нет.
Необходимость делать что-то самостоятельно отпугивала потенциальных заказчиков. Тогда мы решили закупить новое оборудование.
Сегодня у нас самый большой раскройный нож в Курске, его длина — 3,1 м. Опытным путем мы поняли, что оптимальная для нас производственная площадь — 80 квадратов.
Все ошибки и бизнес-эксперименты приходилось финансировать за свой счет — инвесторов у нашей компании нет. Первоначальными вложениями стали деньги, вырученные с продажи автомобиля. Оборудование пришлось взять в рассрочку. Погасить долг удалось за три-четыре месяца за счет оборотных средств. Об окупаемости пока у нас речи не идет, всю прибыль мы реинвестируем в развитие: закупаем новое оборудование, расходники. Требования клиентов к качеству продукта постоянно растут, вот и приходится держать руку на пульсе. Оборудование мы закупаем и в рассрочку, и в кредит.
Привлечь первых клиентов нам помогло собственное агентство. Использовав всю накопленную экспертизу и контакты, мы стали продвигать «Обои 46» по всем доступным каналам. После закрытия рекламного бизнеса мы перешли в интернет: в социальные сети, поисковики, на сайт. Рекламироваться через СМИ для нас не очень эффективно. Наша основная витрина в сети — собственный сайт. К нему мы относимся как к отдельному члену команды, который работает круглосуточно. В среднем у нас от 30 до 50 продаж в месяц.
Рынок довольно конкурентный, коллеги по рекламному цеху не оставляют попыток запустить новые компании в интерьерном производстве. Идея фотообоев привлекает многих. Кажется, что это красиво и легко, тем более если есть опыт в печати, скажем, баннеров. На самом деле всё иначе: в интерьерном дизайне качество продукта должно быть идеальным. Это не просто баннер, который повисит один день, а потом по нему будут ходить ногами, это продукт, который будет висеть у кого-то дома.
Кто-то каждый день будет смотреть на ваши обои. Если эти обои некачественные, только представьте, сколько раз клиент вспомнит о вас недобрым словом.
Как предпринимателю мне важно, что даже спустя столько лет у нас есть клиенты, которые возвращаются к нам снова и снова. С этой точки зрения у нашей компании конкурентов нет.
Когда-то мы первыми в Курске начали производить модульные картины, сегодня их делают в любом подвале. Конечно, у нас есть свои «фишки», например, картины косого сечения. Однако большинство других продуктов — интерьерная графика, панели, постеры, самоклеющиеся баннеры — можно легко найти на рынке. У меня к производству особый подход — все мои люди работают в белых перчатках. Когда я захожу в некоторые типографии и вижу, что человек минуту назад сидел и ел пирожок или печатал что-то, а потом взял мой заказ, мне, как клиенту, это неприятно. Но по факту люди не хотят перестраивать себя, и отсутствие серьезных конкурентов — лишнее тому подтверждение. Купить китайский станок и запустить простейшее производство может каждый, но выработать строгий подход к работе — это уже редкость.
Отчасти поэтому я принял решение самостоятельно заниматься производством. Это как купить машину за 1,5 млн руб. и дать покататься знакомым. Однажды я доверил производство наемному менеджеру, но его отношение к технике меня не устроило. Если человек не платил за принтер кровные деньги, ему сложно бережно обращаться с ним. Поэтому бизнес у нас семейный: я возглавляю производство, жена ведет бухгалтерию, моя дочь и племянница помогают решать текущие задачи. Этот подход реально сэкономил мне не только деньги, но и время: я в курсе всех заказов, сам общаюсь с клиентами, мне не нужно что-то выяснять, чтобы решить проблему.
Кризис, к сожалению, серьезно сказался на нашем рынке. Производители не смогли в два раза увеличить стоимость продукции вслед за повышением курса доллара, поэтому всем пришлось искать альтернативные пути экономии на издержках. В нашем случае — новых поставщиков материала. Это заняло у нас очень много времени.
Мы старались идти по пути импортозамещения, но российские материалы по качеству не дотягивали до наших требований. Плюс нам пришлось серьезно сократиться, особенно в 2016 году. Мы закрыли два офиса, урезали штат. Без этого бизнес бы не выплыл, пришлось идти навстречу клиенту.
Сейчас для производителей новый удар — повышение НДС. По факту налог повысили на 2 %, но стоимость материалов и услуг, с учетом коэффициента инфляции, выросла гораздо больше. Если раньше я брал лист пластика за 1 800 руб., то сегодня этот же лист стоит 2 100. И это не 2 %, а почти 17 %!
Сегодня основная аудитория — это частные клиенты. С предложением оптовых закупок обращаются многие, но форматы сотрудничества чаще всего нам не подходят. С учетом падения доходов населения магазины стараются смотреть в сторону дешевых продуктов. У меня было несколько крупных заказов на модульные картины, но дальше единичной отгрузки дело не пошло. Это логично, у нас же не товар первой необходимости, а элемент декора, который в современных рыночных условиях может позволить себе далеко не каждый.
Недавно нам удалось масштабироваться — мы открыли представительство в городе Железногорске с населением в 100 000 человек. На старте всегда тяжело, но, надеюсь, у нас там будут результаты. Дальнейшую географическую экспансию мы также планируем, но, скорее всего, откроемся не в Курске, одного филиала здесь нам будет достаточно.
Расти будем и за счет франшизы, и за счет дистрибьюторских контрактов. Сейчас одна из главных задач для меня — успешно встроить в бизнес моих детей. У меня их трое, младшему сейчас 16 лет. У них есть желание как-то развиваться в рамках нашего семейного предприятия. Вот придумываю, чем они могли бы заняться.
Подпишитесь на рассылку, и мы поможем вам разобраться в требованиях законодательства, подскажем, что делать в спорных ситуациях, и научим больше зарабатывать.