Прогнозы по изменениям в маркировке на 2025 год: чего ждать участникам оборота — Контур.Маркировка Баннер

Чего ждать участникам оборота от маркировки в 2025 году

28 декабря 2024

Вместе с экспертом по законодательству Контур.Маркировки Анной Жуковой вспомнили, какие события в маркировке вызвали резонанс в 2024 году. И разобрали законодательные триггеры, которые ждут участников оборота в 2025-м.

Самые важные события в маркировке в 2024 году

Запуск обязательной маркировки. За прошедший год участники оборота начали маркировать продукцию в 8 новых товарных группах.

Плюс произошло расширение списка маркируемых товаров у пива, легпрома, безалкогольных напитков, в медицинских изделиях. К маркировке молочной продукции подключились фермеры.

Большая осенняя волна маркировок, в которую вошло сразу 7 товарных групп, прошла гладко — участники оборота были готовы к нововведениям. У производителей и импортеров икры возникали вопросы по нанесению Data Matrix: например, как проводить маркировку на кораблях, как рыбохозяйствам работать с кодами в отсутствие интернета. Но их удалось решить до начала маркировки. 

Стартовали новые эксперименты. Причем, сразу в 14 товарных группах:

Также начались эксперименты по расширению перечня маркируемых товаров у медизделий и по введению партионного учета в молоке. Еще в двух товарных группах опубликованы только проекты экспериментов — в сладостях и автозапчастях. 

Подробнее о маркировке в новых товарных группах в 2025 году читайте в наших статьях.

Расширение перечня товаров в легпроме стартовало с 1 апреля, и вызвало сложности у многих участников оборота. Больше всего вопросов возникало по маркировке остатков. При старте маркировки в 2023 году их разрешили описывать по сокращенному атрибутивному составу — это упрощает оформление карточек в Нацкаталоге. Но при расширении перечня такого послабления уже не было. 

Многие мелкие производители и розничные магазины не успевали промаркировать остатки до прописанного в постановлении срока — 1 июля. ЦРПТ продлил его до сентября. Интересно, что порядка 40% участников оборота завершили ее в последний месяц. Были компании, которые продолжали продавать не маркированную одежду и были оштрафованы. К сожалению, это говорит о недостаточной информированности отрасли.

Еще один вывод, который государство сделало по итогам расширения в легпроме — в этой сфере недостаточно контроля. Пока это самая необеленная часть рынка. Недобросовестные участники оборота используют «серые» схемы, чтобы при маркировке выдать подделки за оригинальную продукцию.

Поэтому Минпромторг запустил эксперимент по мониторингу производителей. Разные ведомства будут изучать сведения о товарах, которые отправляются в Честный знак. В 2025 году механизм таких проверок должен быть утвержден, и отрасль начнут контролировать всерьез.

Оставьте заявку на консультацию

Наш специалист свяжется с вами, подробнее расскажет о работе с маркировкой на всех этапах и поможет подобрать оптимальное решение для вашей компании.

Какие изменения в маркировке готовит 2025 год

Все больше товаров входит в маркировку, поэтому год обещает быть активным. Если в 2024 году стартовало 8 товарных групп, в 2025-м их может быть не менее 12 — 14. Кроме того, планируются серьезные расширения списков маркируемых товаров в легпроме, медизделиях, у БАДов и антисептиков.

Третья волна расширения в легпроме. На этот раз в список войдут еще 30 кодов ТН ВЭД. Особенность этой волны — в ней маркируют товары народного потребления, такие как носки, майки, трусы, перчатки, купальники, детская одежда, головные уборы. Они мелкие по размеру и в больших объемах хранятся на складах участников оборота. А это потенциальная проблема: заполнять карточки в Нацкаталоге придется по полному атрибутивному составу, и это может занять массу времени. Ведь номенклатурный ряд — тысячи позиций. Кроме того, у участников оборота могут возникнуть вопросы по заполнению полей в карточках товара, например, какой размер указать, европейский или российский, как прописать цвет. Не всегда заполненные карточки сразу проходят модерацию, и их приходится дорабатывать. 

Словом, компаниям стоит учесть непростой опыт 2024 года и включаться в маркировку остатков уже сейчас. В статьях рассказали, как правильно подготовиться к расширению в легпроме, а также правильно маркировать остатки товаров.

Введение поэкземплярного учета (ПЭУ) в 8 товарных группах. Участникам оборота нужно будет обмениваться с контрагентами универсальными передаточными документами (УПД), в которых необходимо указывать коды маркировки на каждый товар. 

Один из важных моментов подготовки к переходу на поэкземплярный учет — внедрение агрегации товаров — объединение их в групповые, транспортные упаковки, наборы. Еще в октябре 2024-го торговые сети объяснили контрагентам, что после введения ПЭУ не будут принимать товары без агрегации. И если крупные производители и импортеры скорее всего работали с ней и раньше, то у мелких могут возникнуть сложности. Изучите нашу инструкцию, как перейти на ПЭУ, и начните готовиться заранее.

Эксперимент по проверке молока и воды в закупках подписали еще в 2024 году. Он должен выработать способы определять некачественные продукты в процессе закупок с помощью системы маркировки. Нововведение должно обезопасить социальные учреждения — школы, больницы, детские сады — при выборе поставщиков.

2025-й станет подготовительным годом для перехода к единому окну Честного знака и ЕГАИС. Это коснется пивной отрасли. Сейчас участники оборота отчитываются в обеих контролирующих системах. Задача регулятора — упростить им работу, и оставить одно окно — ГИС МТ Честный знак. Предполагается, что все необходимые данные будут поступать туда, а он будет передавать их в ЕГАИС. Окончательный  переход возможен в 2026 или 2027 годах, но в 2025-м пивную отрасль ждут важные этапы — старт ЭДО, поэкземплярный учет, отчетность о перемещении между своими подразделениями. С помощью этих средств регулятор проверит, достаточно ли данных в Честном знаке для контроля участников оборота.

В 2025 году планировался старт маркировки в новых регионах. Однако скорее всего ее перенесут на 2026 год. Основные сложности, которые мешают работе с системой, — нестабильный интернет и частые отключения электроэнергии.

Новый закон о платформенной экономике проходит этапы рассмотрения и утверждения. Если его утвердит, он вступит в силу 1 сентября 2025 года. Он регулирует отношения между селлерами и маркетплейсами, в том числе содержание договора. В карточках товара, подлежащего маркировке, должен быть пункт о необходимости маркировки товара. Еще в 2024-м было понятно, что все идет к большему контролю маркетплейсов за маркировкой. Площадки уже сейчас отказываются принимать немаркированный товар, а некоторые возвращают продукцию, не введенную в оборот.

Какие вопросы по маркировке остаются в товарных группах 

Косметика и бытовая химия. Особенности товарной группы — много разнообразных форм-факторов, большие объемы продукции. В постановлении №1681 об обязательной маркировке указано, что можно не маркировать товары без упаковки, косметические карандаши, тестеры маленького размера. Тем не менее у производителей и импортеров могут возникать сложности с нанесением кодов Data Matrix на нестандартные упаковки. У бытовой химии есть опасность проливания и повреждения этикеток при транспортировке и хранении. Поэтому важно подобрать оптимальный способ нанесения кодов.

Из-за больших объемов заполнение карточек товаров в Нацкаталоге может занять время. Маркировка мыла и моющих средств стартует с 1 мая 2025 года, а значит времени на подготовку не так много. Правда, сроков для маркировки остатков у косметики и бытовой химии нет: продукцию можно продавать до окончания сроков годности. Подробнее об особенностях товарной группы читайте в статье

Моторные масла. В этой товарной группе остается вопрос о том, как правильно передавать продукцию по УПД другому юрлицу при продаже по частям. Дело в том, что моторные масла часто производятся и поставляются в больших бочках. Однако реализуются на разлив. Но в постановлении о маркировке № 1683 не предусмотрена процедура передачи по УПД  от юрлица к юрлицу частичной передачи. Этот вопрос должен решиться до старта маркировки с 1 сентября 2025 года. Подробнее читайте тут.

Строительные смеси. Пока в товарной группе много вопросов о нанесении и считывании кодов Data Matrix. Производство очень пыльное, поэтому сложно подобрать этикетки, которые будут держаться на мешках. По этой же причине тяжело настроить отбраковщик, который проверяет и выбивает некорректные коды на линии. Кроме того, после нанесения кода маркировки мешок может перевернуться. И найти Data Matrix, чтобы считать, непросто из-за его тяжести. Изучить особенности маркировки стройматериалов можете в статье. 

Игрушки. Здесь опубликован только проект постановления с правилами обязательной маркировки. И пока остаются вопросы, как маркировать мелкие игрушки, которые поставляют в магазины россыпью в коробках. Подробнее о маркировке игрушек читайте в статье.   

На все вопросы, которые встают перед участниками оборота, предстоит решить в экспериментах товарных групп. К ним не поздно присоединиться: это позволит заранее продумать и отработать бизнес-процессы и определиться со способом нанесения кодов.

А Контур.Маркировка закроет все потребности по запуску и автоматизации маркировки на производстве.

Начните работать с системой маркировки

Оставьте заявку, наш специалист свяжется с вами, подробнее расскажет о предложении, ответит на вопросы по маркировке и сервису, поможет разобраться в тонкостях процесса.

Получайте подборку важных новостей по маркировке раз в месяц
Подписаться

Получайте подборку важных новостей по маркировке раз в месяц
Подписаться

Другие новости

Календарь маркировки товаров на 2025 год

Собрали всю доступную информацию о маркировке в 2025 году. Расскажем, для каких товарных групп начнутся новые этапы обязательной маркировки, какие окажутся в эксперименте и на какие постановления ориентироваться, планируя бизнес-процессы.

Маркировка БАДов и антисептиков в 2025 году: что изменится при переходе на поэкземплярный учет

С 1 сентября 2025 года участники оборота БАДов и антисептиков начнут передавать сведения о товарах в поэкземплярном учете. Это один из ключевых этапов маркировки — теперь при отгрузке нужно будет указывать код каждой единицы товара, а при приемке проверять их на соответствие. Рассказываем, как подготовиться к изменениям и избежать рисков не получить штраф. 

Что нужно знать о маркировке косметики, бритв и бытовой химии в 2025 году

С 1 мая 2025 года — старт первого этапа обязательной маркировки косметики и бытовой химии: производители и импортеры наносят коды Data Matrix на мыло и ПАВ. С 1 июля к ним добавляются средства для волос и дезодоранты, с 1 октября — косметика и средства для зубов, с 1 декабря — бритвы и лезвия. Расскажем, что нужно маркировать, на какие упаковки наносить коды маркировки и какие изменения внести в процессы участникам оборота.

Маркировка бакалеи в 2025 году: сроки, товары, исключения

С 1 мая 2025 года — старт обязательной маркировки некоторых видов бакалейной продукции. Участники оборота наносят коды маркировки на снеки. А с 1 июля — на пряности, специи, соусы, готовые супы. Также в 2025 году начнется маркировка растворимых напитков. В статье расскажем, что нужно делать на каждом этапе маркировки и какие особенности есть у товарной группы.

Как подготовиться к обязательной маркировке игрушек с 1 декабря 2025 года

С 1 сентября участникам оборота игрушек и игр нужно зарегистрироваться в Честном знаке. Уже с 1 декабря 2025 года начнется обязательная маркировка отдельных видов товаров для детей. Расскажем, что предстоит маркировать, какие этапы ждут участников оборота, и как производителям и импортерам готовиться.