Выручка группы компаний СКБ Контур по итогам 2021 года выросла на 25 %, до 22,6 млрд рублей — СКБ Контур

Выручка группы компаний СКБ Контур по итогам 2021 года выросла на 25 %, до 22,6 млрд рублей

Группа компаний СКБ Контур, крупный игрок IT-рынка, разработчик экосистемы продуктов для бизнеса, объявляет ключевые итоги за 2021 год.

9 февраля 2022

Консолидированная выручка группы компаний по итогам 2021 года выросла на 25 % — до 22,6 млрд рублей. При этом выручка от разработки собственного программного обеспечения составила 22 млрд рублей.

Совокупный среднегодовой темп роста группы за 5 лет (CAGR) составил 21,3 %.

В 2021 году ГК СКБ Контур впервые вошла в число самых дорогих компаний Рунета, заняв в этом списке 14-е место, по версии Forbes.

Евгений Филатов
Генеральный директор группы компаний СКБ Контур

Один из главных драйверов роста — электронный документооборот. За год мы передали 850 млн электронных документов, а это, по нашим оценкам, 40% от общероссийского трафика. Несколько лет назад это был стартап, но мы сделали ставку на него и не прогадали: ЭДО наконец стал трендом, и пандемия только подтолкнула компании к тому, чтобы отказываться от бумаги. Думаю, в 2022 году тренд сохранится. В конце 2021 года приняли закон о кадровом ЭДО, и теперь к электронным документам по сделкам — актам, счетам-фактурам — добавятся еще и кадровые документы.

Ключевые события

Группа компаний объединила более 70 своих сервисов в экосистему продуктов для бизнеса. Это означает курс на внутреннюю связность сервисов, ориентированных на один сегмент, единую внутреннюю инфраструктуру и продвижение под единым мастер-брендом «Контур».

Клиентами и партнерами СКБ Контур в 2021 году стали Segezha Group, «Мечел-Сервис», Airbnb, Росбанк, банк «Уралсиб», интернет-банк «SBI Бизнес», «Юнилевер Русь», Decathlon Россия, сети магазинов Kari и Fix Price, футбольный клуб «Динамо-Москва». О сотрудничестве в сфере экономической безопасности Контур договорился с «Лабораторией Касперского».

Показатели развития экосистемы

Среди главных драйверов роста — традиционные для компании направления: электронная подпись, электронный документооборот в сфере B2G и B2B, проверка контрагентов. Выросли также направления, связанные с закупками и автоматизацией малого и среднего бизнеса.

Дмитрий Мраморов
Председатель совета директоров группы компаний СКБ Контур

В 2022 году заданные тренды сохранятся. Пандемия подстегнула развитие технологий, и набранный темп как минимум не снизится. Сохраняется роль государства в процессах цифровизации — и в плане информатизации госсектора, и в плане законодательных инициатив. Но будет и ограничитель роста — дефицит кадров. С появлением повсеместной удаленки эта проблема встала в полный рост: теперь разработчики в регионах могут устроиться и в московскую, и в западную компанию, не переезжая физически, а это сильно меняет кадровый ландшафт. Вряд ли в 2022 году ситуация радикально улучшится, но план действий у нас есть.

Через сервисы электронного документооборота Контура в 2021 году прошло более 850 млн электронных документов. Это юридически значимые и EDI-документы. По оценкам аналитиков Контура, это 40% от общероссийского объема переданных электронных документов. Наибольший прирост подключений к ЭДО, как и годом ранее, показали торговля, спорт, образование. Кроме того, в число лидеров вошли бюджетные организации, общепит, компании, предоставляющие бытовые услуги, занятые в сфере туризма и отдыха.

Темп прироста по EDI-трафику составил 15%. Это выше, чем в среднем по рынку. Причина в проактивной позиции при работе с клиентами, активации их контрагентов и подготовленной инфраструктуре для перевода бизнес-процессов клиентов на ЭДО.

Прирост количества подключений к системам ЮЗЭДО по стране в целом за прошлый год примерно таков же, как у Контура, + 40%. В абсолютном исчислении объем документооборота в 2021 году достиг 1100 млн документов по всем операторам, в 2020 году этот показатель составил около 850 млн документов. При этом только на долю счетов-фактур ежегодно приходится 4,1 млрд (по данным ФНС России), из которых в электронный вид пока переведено не более 10 %. Потенциальный рынок для ЭДО в целом по стране оценивается около 4 млн ИП и юрлиц.

Оператор ЭДО СКБ Контур — один из лидеров по числу роуминговых соединений (30 операторов в роуминге, из них 10 в автороуминге) и лидер на рынке EDI по количеству подключенных торговых сетей (более 350).

Удостоверяющие центры Контура в 2021 году выдали более 2,1 млн квалифицированных сертификатов — на 29 % больше, чем в 2020 году.

Всего в 2021 году аккредитованные УЦ выдали в России 13,5 млн квалифицированных сертификатов электронной подписи (по данным федерального ситуационного центра Электронного правительства). По оценке аналитиков Контура, большая часть сертификатов выдана юрлицам и ИП (88%), остальная — физическим лицам. В ближайшие годы количество выдаваемых сертификатов увеличится, в том числе заметно вырастет доля сертификатов физических лиц. К этому располагают изменения в 63-ФЗ «Об электронной подписи». Согласно ним, сотрудникам и уполномоченным лицам, чтобы подписывать документы от имени организации, понадобятся собственные сертификаты. Ранее сотрудники в некоторых организациях использовали копии сертификата руководителя — в будущем работать по такой схеме не получится.

Сервис проверки деловых партнеров Контур.Фокус расширяет географию проверок. Если в 2020 году можно было заказать бизнес-справки о компаниях из 42 стран, то в 2021 году это уже 160 стран. В топе запросы по Казахстану, Китаю и Германии.
В 2021 Контур приобрел сервис безналичных чаевых Ytips. Он стал частью торговой марки Контур.Маркет. Также в группу компаний СКБ Контур вошло ООО «Атом Безопасность» из Новосибирска. Флагманский продукт компании — платформа StaffCop, которая предотвращает утечку данных с рабочих компьютеров. Благодаря этой покупке Контур вышел на рынок информационной безопасности.

Михаил Сродных
Директор по новым проектам в Контуре

Традиционно при покупке компаний мы ориентировались на рынки, где Контур уже занимает уверенную и активную позицию. Но наша тактика меняется. С сервисом StaffCop мы выходим на новые, но смежные для нас рынки. Уверен, что такие покупки способны стать катализаторами роста для всего бизнеса, ведь в этом случае мы не просто расширяем клиентскую базу — мы также приобретаем для себя новые технологии и экспертизу.

Для развития компаний внутри группы и для совершения новых сделок были использованы исключительно собственные средства. Объемы затрат на эту деятельность увеличиваются, но пока не представляют значимых величин для бизнеса компании. Планов по привлечению заемных средств в 2022 году также нет.

Кристина Давыдова Кристина Давыдова Кристина Давыдова

Кристина Давыдова

Руководитель отдела маркетинговых коммуникаций

Задать вопрос



Новости по теме

Рекомендуйте курсы и вебинары по охране труда

В марте 2022 года вступили в силу масштабные изменения законодательства в области охраны труда, а в сентябре начнет действовать новый порядок обучения. Контур.Школа проводит онлайн-обучение для руководителей организаций и специалистов служб охраны труда.