Выручка группы компаний СКБ Контур по итогам 2021 года выросла на 25 %, до 22,6 млрд рублей — СКБ Контур

Выручка группы компаний СКБ Контур по итогам 2021 года выросла на 25 %, до 22,6 млрд рублей

Группа компаний СКБ Контур, крупный игрок IT-рынка, разработчик экосистемы продуктов для бизнеса, объявляет ключевые итоги за 2021 год.

9 февраля 2022

Консолидированная выручка группы компаний по итогам 2021 года выросла на 25 % — до 22,6 млрд рублей. При этом выручка от разработки собственного программного обеспечения составила 22 млрд рублей.

Совокупный среднегодовой темп роста группы за 5 лет (CAGR) составил 21,3 %.

В 2021 году ГК СКБ Контур впервые вошла в число самых дорогих компаний Рунета, заняв в этом списке 14-е место, по версии Forbes.

Евгений Филатов
Генеральный директор группы компаний СКБ Контур

Один из главных драйверов роста — электронный документооборот. За год мы передали 850 млн электронных документов, а это, по нашим оценкам, 40% от общероссийского трафика. Несколько лет назад это был стартап, но мы сделали ставку на него и не прогадали: ЭДО наконец стал трендом, и пандемия только подтолкнула компании к тому, чтобы отказываться от бумаги. Думаю, в 2022 году тренд сохранится. В конце 2021 года приняли закон о кадровом ЭДО, и теперь к электронным документам по сделкам — актам, счетам-фактурам — добавятся еще и кадровые документы.

Ключевые события

Группа компаний объединила более 70 своих сервисов в экосистему продуктов для бизнеса. Это означает курс на внутреннюю связность сервисов, ориентированных на один сегмент, единую внутреннюю инфраструктуру и продвижение под единым мастер-брендом «Контур».

Клиентами и партнерами СКБ Контур в 2021 году стали Segezha Group, «Мечел-Сервис», Airbnb, Росбанк, банк «Уралсиб», интернет-банк «SBI Бизнес», «Юнилевер Русь», Decathlon Россия, сети магазинов Kari и Fix Price, футбольный клуб «Динамо-Москва». О сотрудничестве в сфере экономической безопасности Контур договорился с «Лабораторией Касперского».

Показатели развития экосистемы

Среди главных драйверов роста — традиционные для компании направления: электронная подпись, электронный документооборот в сфере B2G и B2B, проверка контрагентов. Выросли также направления, связанные с закупками и автоматизацией малого и среднего бизнеса.

Дмитрий Мраморов
Председатель совета директоров группы компаний СКБ Контур

В 2022 году заданные тренды сохранятся. Пандемия подстегнула развитие технологий, и набранный темп как минимум не снизится. Сохраняется роль государства в процессах цифровизации — и в плане информатизации госсектора, и в плане законодательных инициатив. Но будет и ограничитель роста — дефицит кадров. С появлением повсеместной удаленки эта проблема встала в полный рост: теперь разработчики в регионах могут устроиться и в московскую, и в западную компанию, не переезжая физически, а это сильно меняет кадровый ландшафт. Вряд ли в 2022 году ситуация радикально улучшится, но план действий у нас есть.

Через сервисы электронного документооборота Контура в 2021 году прошло более 850 млн электронных документов. Это юридически значимые и EDI-документы. По оценкам аналитиков Контура, это 40% от общероссийского объема переданных электронных документов. Наибольший прирост подключений к ЭДО, как и годом ранее, показали торговля, спорт, образование. Кроме того, в число лидеров вошли бюджетные организации, общепит, компании, предоставляющие бытовые услуги, занятые в сфере туризма и отдыха.

Темп прироста по EDI-трафику составил 15%. Это выше, чем в среднем по рынку. Причина в проактивной позиции при работе с клиентами, активации их контрагентов и подготовленной инфраструктуре для перевода бизнес-процессов клиентов на ЭДО.

Прирост количества подключений к системам ЮЗЭДО по стране в целом за прошлый год примерно таков же, как у Контура, + 40%. В абсолютном исчислении объем документооборота в 2021 году достиг 1100 млн документов по всем операторам, в 2020 году этот показатель составил около 850 млн документов. При этом только на долю счетов-фактур ежегодно приходится 4,1 млрд (по данным ФНС России), из которых в электронный вид пока переведено не более 10 %. Потенциальный рынок для ЭДО в целом по стране оценивается около 4 млн ИП и юрлиц.

Оператор ЭДО СКБ Контур — один из лидеров по числу роуминговых соединений (30 операторов в роуминге, из них 10 в автороуминге) и лидер на рынке EDI по количеству подключенных торговых сетей (более 350).

Удостоверяющие центры Контура в 2021 году выдали более 2,1 млн квалифицированных сертификатов — на 29 % больше, чем в 2020 году.

Всего в 2021 году аккредитованные УЦ выдали в России 13,5 млн квалифицированных сертификатов электронной подписи (по данным федерального ситуационного центра Электронного правительства). По оценке аналитиков Контура, большая часть сертификатов выдана юрлицам и ИП (88%), остальная — физическим лицам. В ближайшие годы количество выдаваемых сертификатов увеличится, в том числе заметно вырастет доля сертификатов физических лиц. К этому располагают изменения в 63-ФЗ «Об электронной подписи». Согласно ним, сотрудникам и уполномоченным лицам, чтобы подписывать документы от имени организации, понадобятся собственные сертификаты. Ранее сотрудники в некоторых организациях использовали копии сертификата руководителя — в будущем работать по такой схеме не получится.

Сервис проверки деловых партнеров Контур.Фокус расширяет географию проверок. Если в 2020 году можно было заказать бизнес-справки о компаниях из 42 стран, то в 2021 году это уже 160 стран. В топе запросы по Казахстану, Китаю и Германии.
В 2021 Контур приобрел сервис безналичных чаевых Ytips. Он стал частью торговой марки Контур.Маркет. Также в группу компаний СКБ Контур вошло ООО «Атом Безопасность» из Новосибирска. Флагманский продукт компании — платформа StaffCop, которая предотвращает утечку данных с рабочих компьютеров. Благодаря этой покупке Контур вышел на рынок информационной безопасности.

Михаил Сродных
Директор по новым проектам в Контуре

Традиционно при покупке компаний мы ориентировались на рынки, где Контур уже занимает уверенную и активную позицию. Но наша тактика меняется. С сервисом StaffCop мы выходим на новые, но смежные для нас рынки. Уверен, что такие покупки способны стать катализаторами роста для всего бизнеса, ведь в этом случае мы не просто расширяем клиентскую базу — мы также приобретаем для себя новые технологии и экспертизу.

Для развития компаний внутри группы и для совершения новых сделок были использованы исключительно собственные средства. Объемы затрат на эту деятельность увеличиваются, но пока не представляют значимых величин для бизнеса компании. Планов по привлечению заемных средств в 2022 году также нет.

Кристина Давыдова Кристина Давыдова Кристина Давыдова

Кристина Давыдова

Руководитель отдела маркетинговых коммуникаций

Задать вопрос



Новости по теме

Организации стали чаще обследовать свои информационные системы

По данным экспертов Контур.Безопасности организации стали чаще проверять информационные системы на наличие в них критических процессов. По сравнению с 2020 годом обращения в компанию выросли в 8 раз.

СКБ Контур поддержал всероссийские юношеские соревнования по скалолазанию

30 ноября 2022 года в Екатеринбурге стартовали всероссийские юношеские соревнования по скалолазанию, на которые собрались больше пятисот спортсменов со всей страны. СКБ Контур выступил титульным спонсором Федерации скалолазания Свердловской области.

СКБ Контур стал партнером онлайн‑семинаров для участников коммерческих грузоперевозок

В декабре ФГУП «ЗащитаИнфоТранс» при поддержке Минтранса России проведет онлайн-семинары, на которых участники мероприятия смогут понять логику работы с электронными перевозочными документами и нюансы взаимодействия с государственной системой. СКБ Контур выступает партнером мероприятий.