Кто платит НДС: поставщик транспортных услуг из Армении или заказчик в России?
Олеся Сухарева, 4 июня 2024
Организация в России пользуется транспортными услугами от поставщиков в Армении. В документах от поставщика указан маршрут: Ереван-Москва, Москва-Ереван.
Если российская организация является заказчиком перевозки по договору, заключенному с перевозчиком-резидентом Республики Армения, то порядок уплаты НДС между странами-участницами ЕАЭС регулируется Протоколом о порядке взимания косвенных налогов и механизме контроля за их уплатой при экспорте и импорте товаров, выполнении работ, оказании услуг (Приложение N 18 к Договору о ЕАЭС от 29.05.2014) (далее – Протокол).
Согласно п. 28 Протокола, взимание НДС при оказании услуг осуществляется в государстве-члене, территория которого признается местом реализации услуг.
Место реализации услуг (работ) определяется исходя из вида оказываемых услуг (выполняемых работ) и на основании пп. 5 п. 29 Протокола. Если оказываемые услуги (выполняемые работы) прямо не поименованы в пп. 1 – пп. 4 п. 29 Протокола, то место реализации этих услуг (работ) для целей исчисления НДС определяется согласно пп. 5 п. 29 Протокола по месту нахождения исполнителя услуг.
Так как транспортные услуги (услуги перевозки) не указаны в пп. 1 – пп. 4 п. 29 Протокола, то на основании пп. 5 п. 29 Протокола, местом реализации услуг перевозки признается территория государства-члена, налогоплательщиком которого оказываются услуги. Разъяснения приведены в Письме МФ РФ от 02.09.2015 N 03-07-13/1/50549.
Поскольку в данном случае услуги перевозки оказывает армянский перевозчик, то местом их реализации признается территория Республики Армения. Соответственно, у российской организации не возникает обязанности по уплате НДС в качестве налогового агента.
Если российская организация является заказчиком перевозки по договору, заключенному с перевозчиком-резидентом Республики Армения, то порядок уплаты НДС между странами-участницами ЕАЭС регулируется Протоколом о порядке взимания косвенных налогов и механизме контроля за их уплатой при экспорте и импорте товаров, выполнении работ, оказании услуг (Приложение N 18 к Договору о ЕАЭС от 29.05.2014) (далее – Протокол).
Согласно п. 28 Протокола, взимание НДС при оказании услуг осуществляется в государстве-члене, территория которого признается местом реализации услуг.
Место реализации услуг (работ) определяется исходя из вида оказываемых услуг (выполняемых работ) и на основании пп. 5 п. 29 Протокола. Если оказываемые услуги (выполняемые работы) прямо не поименованы в пп. 1 – пп. 4 п. 29 Протокола, то место реализации этих услуг (работ) для целей исчисления НДС определяется согласно пп. 5 п. 29 Протокола по месту нахождения исполнителя услуг.
Так как транспортные услуги (услуги перевозки) не указаны в пп. 1 – пп. 4 п. 29 Протокола, то на основании пп. 5 п. 29 Протокола, местом реализации услуг перевозки признается территория государства-члена, налогоплательщиком которого оказываются услуги. Разъяснения приведены в Письме МФ РФ от 02.09.2015 N 03-07-13/1/50549.
Поскольку в данном случае услуги перевозки оказывает армянский перевозчик, то местом их реализации признается территория Республики Армения. Соответственно, у российской организации не возникает обязанности по уплате НДС в качестве налогового агента.
С уважением, А. Грешкина
Если не нашли ответа на свой вопрос — воспользуйтесь поиском или задайте новый.