Секрет фирмы. Что скрывает коммерческая тайна

Сергей Глазунов 14 февраля 2013
Секрет фирмы. Что скрывает коммерческая тайна

В связи со стремительным развитием рыночной экономики и самостоятельности субъектов бизнеса перед многими предприятиями встает вопрос о сохранении конфиденциальности информации. Ограничения вводятся для того, чтобы поддержать конкурентоспособность, снизить риск корпоративного захвата, а также для сохранения материальных ценностей.

Под коммерческой тайной можно понимать многое, так как право на отнесение информации к такой, которая составляет коммерческую тайну, и на определение перечня и состава такой информации принадлежит ее обладателю с учетом положений федерального закона «О коммерческой тайне». Проще сказать, руководитель предприятия сам определяет, что в его производстве является коммерческой тайной, а что — нет. Но чаще всего под этим понимают информацию: научно-техническую, технологическую, производственную, финансово-экономическую и — наиболее распространенную в разглашении — персональные данные клиентов. Но чтобы информация получила статус коммерческой тайны, ее обладатель должен соблюсти определенные процедуры, а именно:

  • составить перечень;
  • ограничить доступ к информации;
  • нанести гриф «Коммерческая тайна»;
  • ввести учет лиц, имеющих доступ к информации;
  • регулировать отношения по использованию информации.

Для обеспечения сохранности коммерческой тайны нужно прописать некоторые обязательства в трудовом договоре работников компании:

  • не передавать третьим лицам и не раскрывать публично информацию, составляющую коммерческую тайну, без согласия администрации организации;
  • сохранять информацию, составляющую коммерческую тайну тех организаций, с которыми имеются деловые отношения;
  • не использовать информацию, составляющую коммерческую тайну организации, для занятия другой деятельностью, которая в качестве конкурентного действия может нанести ущерб организации;
  • в случае попытки посторонних лиц получить от работника информацию, составляющую коммерческую тайну организации, незамедлительно известить об этом соответствующее должностное лицо;
  • незамедлительно сообщать об утрате или недостаче носителей информации, составляющей коммерческую тайну, и о других фактах, которые могут привести к разглашению организации, а также о причинах и условиях возможной утечки информации, составляющей коммерческую тайну;
  • в случае увольнения все носители информации, составляющей коммерческую тайну организации, которые находились в распоряжении работника, передать соответствующему должностному лицу.

Портал kdelo.ru, опросив 410 респондентов, задавал им вопрос: «Что вы предпринимаете для того, чтобы секретная информация не стала достоянием конкурентов?» Посмотрим на статистику:

— 73% ответили, что берут с сотрудников обязательство о неразглашении коммерческой тайны;

— 11% заявили, что у них нет конкурентов;

— 9% проводят коллективные профилактические беседы;

— 7% увольняют сотрудников, виновных в утечке информации, чтобы «другим неповадно было».

А ведь наказание за разглашение коммерческой тайны может быть дисциплинарным, административным, гражданско-правовым и даже уголовным. Если все-таки произошла ситуация с раскрытием секретной информации, первое, что нужно сделать, — это оценить размер предполагаемого ущерба, далее действовать по ситуации. Большое значение имеет быстрота обнаружения утечки, степень важности информации и вины сотрудника.

Нарушения коммерческой тайны можно условно разделить на два вида — осознанные и неосознанные. Неосознанные более безобидны. Это связано с неактивной гражданской позицией, малым пониманием ответственности сотрудника за хранение конфиденциальной информации и возможным отсутствием документов, регламентирующих действия. Осознанное разглашение связано с убежденностью в безнаказанности. Ведь широкой общественности известно довольно малое количество прецедентов наказания за подобные действия. Так происходит потому, что далеко не каждая компания захочет заявлять и обсуждать в СМИ, что ее сотрудник нарушил коммерческую тайну, чем нанес компании серьезный ущерб.

Частыми бывают разглашения персональных данных клиентов, но в этих случаях найти виновника довольно сложно. Так как в больших корпорациях, располагающих такой секретной информацией, работает огромное количество сотрудников, найти того, кто сливает данные, тяжело.

Американская юридическая фирма KamberLaw подала иск к Apple от лица жителя пригорода Лос-Анджелеса Джонатана Лало, сообщает Bloomberg. Истец обвиняет Apple в передаче подробной информации о пользователе рекламным агентствам без разрешения. По словам Лало, смартфоны Apple iPhone и планшеты iPad передают агентствам информацию о том, какие приложения пользователь загружает на мобильное устройство, как часто он их запускает и как долго использует. «Некоторые приложения передают и такую информацию, как местонахождение пользователя, его возраст, пол, расовая принадлежность, политические взгляды и сексуальная ориентация», — говорится в заявлении. Под прицел, в частности, попали приложения Pandora, Paper Toss, Weather Channel и Dictionary.com, авторов которых истец также планирует привлечь к ответственности, заодно присвоив иску статус коллективного. Заявитель утверждает, что Apple нарушает законы о защите частной жизни и федеральный закон о мошенничестве с использованием вычислительной техники, а также закон о сохранении коммерческой тайны.

Чаще всего, если предприятие небольшое и урон, нанесенный работником, который нарушил закон о коммерческой тайне, невелик, наказание может колебаться от исправительной беседы до увольнения. В некоторых компаниях предпочитают налагать на болтунов штрафные санкции.

Не пропусти новые публикации

Подписывайтесь, и мы будем один раз в неделю присылать полезные бизнес-советы, аналитические статьи, истории успеха и провала, интервью, а также мнения экспертов на острые темы

Подписаться
987 просмотров
В избранное

Комментарии

Комментарии Написать свой
Спасибо за ваше мнение!
← К списку публикаций

Читайте также

Загрузить еще
loader
Спасибо за подписку.

Заполните, пожалуйста, все поля.

Предложение, замечание, просьба или вопрос.