Челябинск, 2010

Город и год запуска

Производство

Отрасль

600 000

Стартовый капитал

3 года

Окупаемость

Как печать визиток перепрофилировать в бизнес по созданию фотообоев

8 января

Четыре года назад Станислав Максютов занялся производством фотообоев в Челябинске, сначала используя арендованный интерьерный принтер, а затем отдавая заказы на аутсорсинг. Сегодня он задумывается о внедрении новых технологий печати и планирует выходить на зарубежные рынки.      

В интервью Контур. Журналу сооснователь компании «Фотообои74» рассказал, с какими сложностями сталкивается студия обоев, как влияет кризис на состояние рынка и чем зарубежный рынок может быть привлекателен для российского производителя.   

С чего все началось

Пять лет назад мы открыли в Челябинске центр оперативной полиграфии, где предлагали услуги по цифровой печати визиток и буклетов. Спустя год нам предложили взять в аренду интерьерный принтер, с помощью которого можно делать печать на кафеле, пленке и других материалах. На тот момент это была достаточно новая технология, и мы согласились.

Когда срок аренды принтера закончился, у нас уже были наработанные контакты с дизайнерами и архитекторами. Кроме того, с подачи знакомого дизайнера мы успели открыть новое направление — печать фотообоев. Так, начав с визиток, мы постепенно перепрофилировали свой бизнес. Со временем изготовление фотообоев стало основным направлением деятельности нашей компании.

Когда мы только начинали работать с фотообоями, это было совершенно неразвитое направление. Но тогда уже существовала широкоформатная печать, ее предлагали большие рекламные агентства, у которых были принтеры для распечатки баннеров. Поэтому после того, как у нас истек срок аренды, первое время мы размещали заказы на печать у них. Но поскольку эти исполнители были нашими потенциальными конкурентами, все, что касалось изображений, фактур для печати и остальных тонкостей бизнеса, нам приходилось тщательно скрывать. В дальнейшем мы стали печатать фотообои сами. На сегодняшний день стоимость оборудования для интерьерной печати составляет порядка 600 000 руб. Окупаемость первоначальных затрат составит года три.

Сейчас у нас в компании на постоянной основе работают четыре человека, также есть несколько фрилансеров — дизайнеров, которые выполняют сложные макеты. Менеджеров трое: я, Екатерина и еще один компаньон, который к нам присоединился год назад. Все мы учились в одном педагогическом университете. На момент окончания университета идти работать в школу нам не хотелось. Поэтому и было решено открыть хотя бы какой-то бизнес, который бы приносил доход.  

Конкурентная обстановка и кризис

На тот момент, когда мы начинали, в Челябинске у нас было три серьезных конкурента. Но рынка хватало на всех. Сейчас у каждого рекламного агентства, которое занимается на пленке или баннере, интерьерная печать представлена как сопутствующая услуга, поэтому они запросто могут напечатать и фотообои.

За последние четыре года появилось еще шесть серьезных конкурентов — это именно те компании, которые располагают своим производством. С ними мы можем конкурировать по цене, бороться за крупных клиентов, соревноваться в торгах. Но ведь есть и те, кто просто перекупает готовую продукцию у других, зарабатывая на сделке небольшой процент — таких компаний тоже порядка шести.

Рынок интерьерной печати развивается волнообразно. Тогда, когда мы начинали, был резкий подъем объемов производства, и каждый год спрос увеличивался. Сейчас в связи с кризисом люди начинают экономить деньги и обращать внимание на более дешевые материалы, в частности, на готовые фотообои. Мы делаем акцент на уникальности продукта: можем изготовить любые размеры и напечатать любое изображение.

Сегодня я бы вряд ли открыл такой бизнес, так как на его развитие уйдет много времени — как минимум полтора года. Под развитием я понимаю прежде всего продвижение услуги.

Почему сейчас продвижение будет долгим? Во-первых, потому что за последнее пять лет эта услуга стала доступной для обычного потребителя, он уже знает, что такое фотообои. Соответственно, сложился костяк компаний, которые качественно предоставляют эту услугу. Во-вторых, сформировалась большая база изображений, которые в основном покупаются в платных фотобанках. Отдельные сложности со специальным оборудованием: в России оно не производится, а поскольку курс евро и доллара взлетел, стоимость оборудования тоже выросла. Помимо всего прочего, нужно учитывать расходные материалы, чернила — все это тоже оплачивается, исходя из курса валюты. Поэтому кризис на себе мы почувствовали очень сильно — с прошлого года цены выросли в два раза. Тем не менее в плане бизнеса мы стараемся держать ситуацию под контролем и не допускать падения спроса. Мы постоянно ищем новые материалы, которые удешевляют процесс производства, и поэтому можем позволить себе держать цены на протяжении ближайший четырех лет на одном уровне, постепенно увеличивая объемы производства. Прибыль есть, но на данный момент она минимальная.

Наиболее эффективным каналом продвижения я считаю директ-рекламу и соцсети. Причем на первом месте именно директ-реклама, так как люди больше пользуются поисковиками. Далее по значимости и отдаче идут сарафанное радио и совместная работа с дизайнерами и архитекторами. Дело в том, что через дизайнера мы можем сразу донести свои услуги до конечного потребителя. Как показывает практика, слову дизайнера клиент очень доверяет. Поэтому, если в дизайн-проекте указано, что фотообои для заказчика будет изготавливать определенная компания, то именно так и будет. При этом надо учитывать, что формат сотрудничества предполагает высокую степень ответственности: одна оплошность в заказе — и пострадает не только ваша репутация, но и репутация самого дизайнера.

Специфика работы с клиентом  

Мы уже давно заказы называем проектами, потому что каждый раз, изготавливая фотообои, мы ставим перед собой достаточно специфичную и сложную задачу. Как B2C-бизнес, мы стараемся максимально соответствовать ожиданиям своих клиентов. Но в этом и заключается основная сложность: не у всех клиентов ожидания и конечный результат совпадают.

Как обычно возникают проблемные ситуации? Приходит человек, показывает картинку, которую бы хотел перенести на фотообои, мы их печатаем, показываем ему результат, а он говорит, что ему не нравится. Столкнувшись однажды с такой ситуацией, мы внесли в договор пункт о том, что до выполнения работы обязательно показываем клиенту цветопробу. Если его все устраивает, он ставит подпись на обратной стороне цветопробы, и только после этого мы запускаем большой формат.  

Но встречаются и эмоциональные клиенты, которые загораются идеей, фантазируют, подписывают цветопробу, получают готовые фотообои, наклеивают их на стену и понимают, что это не то, о чем они мечтали. Тогда возникают конфликты, которые мы пытаемся мирно урегулировать. Иногда нам проще вернуть клиенту деньги, чтобы полностью закрыть вопрос. В некоторых случаях клиенты соглашаются на печать нового изображения или на скидку на следующий заказ. В любом случае нужно быть готовым к таким ситуациям. Потому что с увеличением объемов растет и количество проблемных клиентов.

Чтобы снизить риски, нужно обязательно составить грамотный договор с клиентом, в котором учтены различные нюансы.

В нашей сфере нюанс — это отклонение по каналу краски разного цвета на 3%. Именно поэтому мы просим клиента подписывать цветопробы. Также мы предупреждаем о том, что претензии принимаем в течение 10 дней, при условии, что обои не наклеены на стену. Кроме того, клиент обязуется перед поклейкой проверить товар. Каждый пункт нашего договора обоснован реальными случаями.

Когда человеку нужно что-то особенное, не из фотобанков, мы можем создать для него эксклюзивные обои. По желанию клиента мы добавляем на них все, что он хочет, любые элементы. Мы также гарантируем, что это изображение нигде больше не будет использовано.

Нам нравится работать с компаниями, которые занимаются строительством и отделкой. Как правило, отработав с нами по одному проекту, они к нам обращаются вновь. Нам важно, что они довольны результатом и готовы платить. 

В целом можно наблюдать, как из года в год меняется мода на изображения. Если еще два года назад все в основном заказывали фотообои с мегаполисами, видами Skyline, то сейчас большинство клиентов просят напечатать изображения природы.

Сложности

В бизнесе сложности возникают постоянно, иногда неожиданно, когда, казалось бы, все процессы налажены и можно спокойно работать.

Первая сложность связана с поставщиками. Учитывая постоянный рост требований потребителя к качеству продукта, мы постоянно находимся в поиске новых, более экологичных, материалов. Не так давно мы нашли себе поставщика экологичных чернил, которые не испаряют смол и могут использоваться даже в детских учреждениях. Качество продукта подтверждалось сертификатом. Мы с удовольствием работали с поставщиком этих черник, нас все устраивало, клиенты были довольны. Через полгода нам заявили, что такие чернила в Россию больше возить не будут, практически загнав нас в тупик. В итоге нам пришлось менять чернила, потому что заказывать из-за рубежа было, во-первых, накладно, поскольку мы покупали небольшими партиями, во-вторых, не было гарантии, что дойдет именно то, что нам нужно. С учетом пересылок серьезный вопрос возникал относительно сроков годности товара.

Вторая сложность — это стоимость материалов, которую мы не можем контролировать, потому что она все время скачет в зависимости от курса доллара и евро.

Третья сложность — сезонность бизнеса. Например, мы уже по опыту знаем, что после новогодних праздников денег у клиентов нет, а летом многие уезжают в отпуск.

Помимо всего прочего, есть и конкуренция, которая постоянно растет, при этом не все игроки ведут себя честно. В некоторых случаях фирмы начинают демпинговать, чтобы зацепить клиента.

Первые два года работы с фотообоями в сложные периоды мы выкарабкивались только за счет финансовой подушки безопасности, которую создавали, зарабатывая в сезон. Со временем мы открыли другие направления работы. Например, мы делаем интерьерную печать на стекле, также полтора года назад наша компания занялась строительством выставочных стендов. Мы взяли на аутсорсинг одну компанию и полностью занимаемся организацией ее выставок — от разработки макета до выбора места под аренду, заполнения всей необходимой документации.

Экспансия на зарубежные рынки  

В связи с расширением деятельности, связанной с фотообоями, мы планируем к концу 2016 года приобрести новое оборудование и внедрить новую технологию печати — латексную.

Мы также намерены выйти на международный рынок и начать  торговать через такие торговые площадки, как eBay и AliExpress. В любом случае мы исходим из того, что российский рынок фотообоев не долговременный. Думаю, еще от силы года три-четыре можно будет продвигать эту услугу в нашей стране.

Последние пару лет мы целенаправленно мониторим конкурентов на иностранных рынках, смотрим, какие материалы они используют. В чем-то мы равняемся на них, пытаемся работать по европейским стандартам. Где-то смотрим, как снизить себестоимость работы.

Свою экспансию на зарубежный рынок мы начнем, скорее всего, с СНГ. Это будет полугодовой проект: за этот период мы попытаемся укорениться на новом рынке и, если все будет хорошо, продолжим путь на Европу. На сегодняшний день эта услуга там очень востребована.

Свои прогнозы относительно рынка мы строим, наблюдая за теми проектами, которые получаем от дизайнеров. Можно сказать, что дизайнеры — наши помощники: мы ориентируемся на те новшества, которые они внедряют, учитываем тенденции в архитектуре внутреннего убранства и декоре. Вообще очень важно быть в контексте происходящего, поэтому мы постоянно читаем журналы об интерьере, следим за соцсетями и профильными информационными порталами. 


Поделиться
Не пропусти новые публикации

Подписывайтесь, и мы будем один раз в неделю присылать полезные бизнес-советы, аналитические статьи, истории успеха и провала, интервью, а также мнения экспертов на острые темы

Подписаться
820 просмотров
В избранное
Комментарии Написать свой
Спасибо за ваше мнение!

Похожие идеи

  • Производство
    • Здоровье и отдых
    • Интернет-магазины
    • IT
    • Образование
    • Общепит
    • Производство
    • СМИ и видеопродакшн
    • Социальный бизнес
    • Строительство
    • Услуги
    • Фермерское хозяйство
  • Любой стартовый капитал
    100 тыс.
    500 тыс.
    1 млн
    10 млн
  • Любой размер города
    • до 100 тыс.
    • от 100 тыс. до 1 млн
    • более 1 млн
Загрузить еще
loader
Нет результатов, удовлетворяющих условиям поиска. Попробуйте изменить параметры поиска.

Заполните, пожалуйста, все поля.

Предложение, замечание, просьба или вопрос.