Как открыть школу робототехники и моделирования — СКБ Контур

Как за год открыть в России 30 школ робототехники и моделирования

31 января 2017 7 334 Бизнес‑идеи

Казань, 2015
Стартовый капитал 2 000 000 ₽
Окупаемость за 6 месяцев

Вложив 2 млн руб. в открытие первой школы Start Junior, Дмитрий Решетников решил развивать бизнес по модели франчайзинга. На сегодняшний день он владеет целой сетью учреждений дополнительного образования для детей и планирует и дальше покрывать ими карту России.  

О специфике развития бизнеса в регионах, сути франчайзинговой модели и первых ошибках Дмитрий Решетников рассказал в интервью Контур.Журналу.

Платформа для старта     

Бизнесом я занимаюсь, можно сказать, с детства. С 12 до 18 лет моя деятельность была связана с картингом, но из-за недостатка финансирования пришлось оставить этот бизнес и переключиться на другое направление — программирование.

До открытия первой школы робототехники наши с партнером бизнес-интересы были направлены на разработку сайтов и автоматизацию различных процессов. Тяга к программированию и робототехнике была у меня изначально, правда, высшее образование я так и не получил. После школы учился в техникуме, но не закончил его. Учеба меня не увлекла. В один момент интерес к робототехнике и желание создать «идеальный» учебный процесс оформились в новую и интересную бизнес-идею — обучение детей робототехнике и моделизму, в котором 80% процесса отведено практике и 20% – теории. Так, 1 марта 2015 года мы с другом открыли первую школу Start Junior в Набережных Челнах, в которую вложили порядка 2 млн руб. А в середине мая 2015-го уже появилась вторая школа в Казани. 

Система обучения

В нашей школе установлены три дисциплины. Первая — это моделизм, изучение радиоуправляемых автомобилей на бензине и электричестве, дронов, летной техники. Это аналог советского техника: дети учатся паять, изучают схемотехнику. Вторая дисциплина — робототехника, в рамках которой дети создают, изобретают и программируют роботов. Третье направление — программирование.

Выбор нескольких направлений в рамках одной школы был сделан неслучайно. Дело в том, что основная проблема, связанная с обучением детей, заключается в нестабильности их интересов. Дети быстро перегорают. Как правило, в течение года один ребенок посещает около пяти кружков. Первые полтора месяца он ходит на карате, потом столько же на футбол, потом переключается на кружок рисования и т.д. И вот наступает лето, и за три месяца его интересы полностью меняются. Поэтому, чтобы ребенок задержался у нас подольше и не терял интереса к школе, мы даем ему возможность познать азы разных направлений.

Все обучение в школе проводится в игровом формате. На базе лего-роботов, программного обеспечения дети создают робота-игрушку, но применяя те знания, которые можно в будущем использовать в обычной жизни. По таким же алгоритмам работают автоматизированные заводы, механизмы, конвейеры.

По окончании школы мы выдаем ученикам внутренний диплом Star Junior, подтверждающий, что ребенок окончил нашу школу, но это не юридический документ, поскольку мы работаем в сегменте дополнительного образования.

Секреты успеха

Успех нашего бизнеса — это совокупность различных факторов, начиная с новизны самой идеи и заканчивая правильным выбором модели масштабирования. Ведь дополнительное образование в таком формате уже давно существовало: кружки карате, чтения, английского языка. Мы выбрали более инновационный, свежий проект. К тому же нужно учитывать КПД нашей работы — просто на интересной идее оно расти не будет.

Если полтора года назад, открывая свою первую школу Start Junior, мы еще практически не видели подобных проектов на рынке, то сейчас их появилось довольно много. Благодаря активности разных компаний это направление стремительно развивается. Например, компания «Лего» имеет очень хорошую образовательную линейку.

Наша модель масштабирования основана на франчайзинге. На сегодняшний день мы на 100% работаем на входящем трафике.

Нам не приходится искать клиентов. Как правило, франчайзи сами нас находят. И если в школе мы работаем с В2С-сегментом, то в случае с франшизой мы нащупали портрет целевого клиента, поняли, кто нам интересен, кто хочет открывать школу и имеет на это бюджет. Проделав большую работу, мы вложились в рекламу этого перспективного направления.

Первые ошибки 

В некотором смысле мы являемся первооткрывателями в сфере обучения детей робототехнике и моделизму. Поэтому мы совершили абсолютно все возможные ошибки — начиная с бухгалтерии и заканчивая системой обучения.

С течением времени нам пришлось полностью переделывать учебную программу. В первой школе Start Junior был только один класс. Сейчас в наших школах два класса: один — моделизма, второй — робототехники. Мы также столкнулись с дефицитом преподавателей.  Готовых педагогов по робототехнике или моделизму в нашей стране очень мало. Поэтому нам приходится доучивать и переучивать людей, у которых есть определенные способности и интерес к образовательной деятельности.

С первым несезоном мы столкнулись буквально через три месяца после открытия. Накануне лета нам пришлось быстро переквалифицироваться в летний городской лагерь.

Оказалось, что с экономической точки зрения летом даже выгоднее работать, чем в учебном году. Просто дети, которые посещают школу в течение учебного года, летом плавно поступают в наш городской лагерь, где находятся с восьми утра до вечера, занимаясь робототехникой и моделизмом, купаясь в бассейне, играя в спортивные игры и вовлекаясь в другие интересные и полезные дела.

Мы адаптировались под такой формат и довольно успешно закрыли свое первое лето. В первое лето у нас вошли две школы в Набережных Челнах и Казани, этим летом наш лагерь прошел уже в 15 школах.

С продвижением бизнеса тоже возникало немало ошибок, которые впоследствии пришлось исправлять. Портрет нашего целевого клиента не такой простой, как кажется на первый взгляд. С одной стороны, у нас есть ребенок в возрасте от 3 до 16 лет, которому может быть интересно то, что мы предлагаем. С другой стороны — родители, которые платят за ребенка. Сложно сразу определиться, кого нужно привлекать, ведь эмоции и желания проявляет ребенок, а решение принимает родитель. Мы не сразу это поняли, поэтому первое время неправильно выстраивали стратегию продвижения.

Главное осознать, что нужно заинтересовывать родителей и детей в тандеме: ребенку надо показать, что это интересно, а родителям — что это полезно.

Что касается специфики работы в регионах, то ключевые ошибки, которые здесь допускаются, связаны с выбором локации школы. Конечно, возникают проблемы и в отдельно взятых школах, но проблемных регионов, где мы не могли бы работать, нет.

В процессе работы проблемы могут всплывать любые, ведь наша школа относится к сфере услуг, а услуги оказывает человек. От его компетенций, желания работать и эффективности многое зависит. Поэтому очень важно, чтобы в школе работал персонал, которому мы можем доверить ребенка.

Привлечение клиентов

У нас есть формат бесплатных занятий, которые могут посетить дети с родителями. На них мы презентуем школу и демонстрируем, чем в ней могут заниматься дети. Финансово такие занятия не обременяют родителей, а у ребенка появляется возможность попробовать себя, собрать первого робота. В этот момент, как правило, он определяет, интересно ему это или нет.

На текущий момент из каналов привлечения в процентном соотношении наиболее эффективен интернет (совокупность контекстной рекламы, социальных сетей, каких-то тематических платформ) – примерно 70%. На офлайн-каналы приходится порядка 30%, но в зависимости от региона этот процент больше или меньше. К офлайн-инструментам я отношу промоушн, презентации в среднеобразовательных учреждениях, детских садах и других местах, где присутствует наша целевая аудитория.

Мы руководствуемся логикой: если ребенка водят в среднеобразовательную школу, значит, будут водить и к нам. Поэтому мы стараемся появиться в тех местах, где недалеко от нас есть средняя школа. Как правило, нужен именно спальный район.

В первую очередь мы боремся за внимание ребенка и родителей, поэтому наши конкуренты — практически любые кружки. Если ребенок выбирает между нами и кружком английского языка, значит, в чем-то они убедительнее и интереснее.

Первостепенные задачи 

На ближайшее время перед нами стоит много задач: мы будем улучшать продукт, масштабироваться и популяризировать робототехнику. Для этого мы записываем ролики на YouTube, благодаря чему можем объяснить каждому ребенку из любого города, что такое роботы и для чего они нужны. Интернет нам очень помогает в развитии бизнеса, большую роль в продвижении играют и социальные сети.

На данный момент в Москве у нас действует одна из самых успешных школ, потому что здесь тема робототехники для многих понятна. Кроме того, на успешность бизнеса влияет плотность населенность и материальный уровень людей. Если в регионах наши услуги стоят от 1500 до 4000 руб. в месяц, в зависимости от количества занятий и временных промежутков, в которые они проводятся, то в Москве цена достигает от 3000 до 6000 руб.

Почему мы ставим задачу по доработке программы на первое место? Потому что мы свято верим, что от качества продукта зависит будущее индустрии. Если мы сегодня станем оказывать хорошие услуги в сфере обучения, сможем заинтересовать ребенка, то в будущем у нас будет много Илонов Масков.

Наши цели вполне понятные и достижимые: по России в ближайший год мы планируем открыть еще 150 филиалов к тем 30, что у нас уже есть. В центральном офисе у нас сейчас работает 15 человек, есть также люди, занимающиеся исключительно продажами франшиз. Но мы стараемся не зацикливаться на бизнес-модели как таковой, а хотим развивать сам продукт и идею.

Во франчайзинге многие сегодня оперируют цифрами: вложите 100 000 руб. – и с первого месяца зарабатывайте 1 млн. При этом мало кто говорит о продукте, перспективах, рынке вообще. Речь идет только о деньгах. Это ключевая ошибка, так как весь бизнес все равно держится на продукте: не будет его — не будет и денег. У нас же нет миллиардных бюджетов на рекламные кампании, поэтому мы заходим на рынок, заинтересовывая продуктом.

Эльба

Бизнес, учет и отчетность для ИП на УСН или патенте без участия бухгалтера

Узнать больше
Эльба

Бизнес, учет и отчетность для ИП на УСН или патенте без участия бухгалтера

Узнать больше
Раз в неделю — дайджест материалов, достойных вниманияАктуальные материалы раз в неделю
Подписаться
Подписываясь, вы соглашаетесь на обработку персональных данных и получение информационных сообщений от группы компаний СКБ Контур.

Статьи по теме

Все статьи
Написать комментарий