Новосибирск, 2013
Стартовый капитал 100 000 ₽
Окупаемость за 2 года
Предпринимательница Вера Коляева с самого детства знала, что будет дизайнером. Ей всегда нравилось что-то проектировать и создавать своими руками. Вторая мечта, собственный бизнес, исполнилась в 2013 году. Коляевой удалось запустить компанию «Доммод», которая специализируется на обучении кройке и шитью. За несколько лет удалось открыть два филиала и выпустить более 500 человек.
О творческой семье, рождении бизнес-идеи и влиянии кризиса Вера Коляева, создательница компании «Доммод», рассказывает в интервью Контур.Журналу.
Благодатная почва
Я родилась в семье режиссеров Геннадия и Айгуль Коляевых в городе Кемерово. Последние 25 лет наша семья живет в Новокузнецке. Так получилось, что в семье актеров и режиссеров, сцены и театра, родилась дочь-художник. Несмотря на постоянные занятия с мамой, я поняла, что абсолютно не подхожу для сцены. Но с призванием я определилась давно: меня всегда интересовал дизайн. Поэтому обратно в Кемерово, в родной для моих родителей Кемеровский государственный институт культуры, я ехала за другой специальностью. В 2013 году я окончила там кафедру дизайна по специальности «графический дизайн».
Направление я выбирала согласно своим склонностям: с детства постоянно что-то проектировала, придумывала, строила, мастерила. Скорее, была проектировщиком-идеалистом, сочинителем, генератором идеи. Я оформляла все спектакли мамы: рисовала костюмы, украшения для сцены, делала реквизит, шила, придумывала эмблемы, афиши, баннеры, листовки, визитки, программки, коллажи и т.д. Проектировала грандиозные шалаши во дворе, за которые постоянно разгоралась настоящая «драка», делала лабиринты для хомячков, вышивала, плела из бисера невероятные поделки, рисовала картины. С папой мы мастерили полки, столы в комнату, мебель, я точно знала, где какой ключ лежит, где какая отвертка, шуруп, гвоздь, где дрель, где перфоратор. Часами, сутками на пролет, могла сидеть за каким-то занятием.
В августе 2012 года я исполнила свою вторую заветную мечту — запустила собственный бизнес, ИП Коляева Вера Геннадьевна. Я всегда понимала, что мне хочется заниматься своим делом, ведь комфортно я чувствую себя только на месте руководителя. Интересно, что мое образование сильно помогает мне в бизнесе. Казалось бы, почему именно дизайн? Как дизайн и управление могут сочетаться? Дизайн — это умение создавать идеи. Неважно какие, на какую тему, суть — продажа идеи. Дизайнер подходит к любой теме не топорно, а с разных сторон. Дизайнер может не только создать идеальный образ в голове, но и воплотить его в материальном мире, применяя разные материалы, текстуры, фактуры, смешивая их. Также и предприниматели ищут нечто новое, интересное, то, что будет пользоваться спросом, рассматривают рынок с разных позиций, ищут нетривиальные рекламные ходы. Все то же самое, как и дизайнеры, только добавляется бумажная работа.
Университетское наследие
Попытки работать по найму, которые я предпринимала после окончания университета, довольно быстро и не очень удачно заканчивались: больше трех месяцев я нигде не задерживалась. Наверное, больше в силу характера, нежели отсутствия опыта и знаний.
В итоге я решила запустить собственный бизнес — студию «Доммод», главная специализация которой обучение кройки и шитью женщин от 18 до 100 лет. Изначально я хотела наладить собственный пошив молодежной одежды, но, к сожалению, не получилось. Запуск производства требовал серьезных инвестиций и большого числа квалифицированных кадров, найти которые в регионе было невозможно. К тому же рынок был очень конкурентным. Поэтому я и решила сосредоточиться на образовательном направлении и обучать людей шитью. Ко мне приходят разные клиентки: кто-то учится с нуля, кто-то оттачивает мастерство.
Вообще шить я умела с детства, а вот идея сделать из этого умения именно образовательный бизнес родилась в университете. Во время учебы я часто шила на заказ одежду своим однокурсницам, помогала с костюмами другим кафедрам, тем же режиссерам. И как-то раз, моя подруга Оксана Логинова попросила научить ее шить. Оксана была уже выпускницей и готовилась стать мамой. У меня не было какой-то профессиональной программы, я просто рассказала ей то, что умею сама.
И вот когда встал вопрос развития бизнеса, и было очевидно, что производство запустить не получится, я и решила вернуться к идее специализированных курсов. Название «Доммод» родилось неслучайно: все знаменитые кутюрье обычно называют свои компании«домами моды», свои «дома» есть и в танцевальном стиле Vogue, а ряд руководителей этих домов — мамы. Наконец, дом мод — это слова-перевертыши, звучат красиво и интересно пишутся. Вот так я пыталась со всех сторон продемонстрировать смысл своей организации в названии, добавив сюда творческий подход и умение воплощать что-то многогранное.
Наша миссия — создание для всех без исключения клиентов особого места отдыха, где можно в уютной домашней атмосфере заняться истинно женским ремеслом, испокон веков передающимся по наследству, и просто пообщаться с интересными людьми.
Второе дыхание
Компанию «Доммод» я начинала когда-то с двумя швейными машинками и одним оверлоком, сейчас в нашем «парке» уже 10 машинок и 4 оверлока. У нас работают два филиала: в Новокузнецке и Кемерово. В штате компании четыре педагога.
Первоначальными инвестициями в бизнес должен был стать грант в 100 000 руб., который я выиграла по программе «Ты — предприниматель».
В первый же месяц после открытия студии меня ограбили. Это был серьезный удар по компании — унесли все новое оборудование.
Очень тяжело было психологически: с одной стороны, не успела даже начать, и амбиции были в полном расстройстве, с другой стороны — предстоял отчет перед администрацией или возврат гранта.
Сдаться сразу же после первой проблемы — это не решение руководителя! В итоге пришлось срочно искать деньги: часть взяла из свадебного бюджета, получала кредиты. Выбраться из огромной долговой ямы удалось только через год, еще через год мы вышли, наконец, в ноль. Дальше все оборотные средства я вкладывала в развитие и расширение.
Сегодня наш базовый курс рассчитан на четыре месяца, за это время мы учимся шить поясные и плечевые изделия. Под конец обучения мы шьем изделия на подкладе — верхнюю одежду. Четыре часа в неделю наши клиенты могут отдохнуть от работы и домашних хлопот и заняться любимым хобби. Те, кто хочет продолжить обучение, может посетить и другие наши программы: например, обучение шитью верхней одежды (пуховика, шубы, зимнего пальто), а также всех моделей нижнего белья и купальников.
Такое обучение не предлагает никто из конкурентов, которые, к слову, активно копируют мои программы.
Кризис, конечно, сказывается на рынке. Ко мне ходят клиенты, которым сократили зарплату или просто их уволили. Им задерживают деньги, они не вовремя платят мне, я несу убытки. Но все эти негативные обстоятельно несильно меня пугают: уверена, даже при самом плохом раскладе я найду себе занятие и заработаю на хлеб. Я дизайнер — генератор идей, у меня в голове целая диспетчерская вышка.
Я считаю, если у человека есть амбиции и готовность принять риск, его не остановить никакими «правильными советами». Очень важно при проблемах, которые обязательно возникают на старте, не сдаваться и искать пути решения. Иногда амбиции буквально застилают глаза, но одного желания создать свой бизнес мало для управления и решения поставленных задач. Готовьтесь играть по-крупному, рисковать и не спать, придется быть белкой в колесе 24 часа в сутки. Это как с зачеткой: первые три года ты работаешь на нее, последние два — она на тебя. Отложите все свои дела на два-три года и готовьтесь к борьбе насмерть. В это время не вздумайте заниматься семьей или детьми. Бизнес будет вашим первенцем, которого надо ставить на ноги, учить говорить, мыслить и сочинять. Как только это детище пойдет в ясли, вы немного выдохнете. Но не расслабляйтесь, так как в этом садике куча таких же детей, которые с радостью будут учить вас стоять горой за своего ребенка. Уверена, что мамам будет понятна эта метафора.