Кострома, 2014

Город и год запуска

Фотография

Отрасль

300 000

Стартовый капитал

1,5 года

Окупаемость

Как журналистка открыла единственную фотошколу в городе

5 апреля

«Фоторама» — так называется школа, которую несколько лет назад Зоя Игнатова вместе с мужем открыла в Костроме, чтобы делиться навыками и знаниями с теми, кто желает овладеть мастерством фотографии. А начиналось все с небольшой фотостудии и нескольких камер.

Что сегодня происходит на рынке фотографии, насколько комфортно работает в современных реалиях фотошкола и почему рекламная съемка в кризис становится приоритетнее, Зоя Игнатова, сооснователь проекта «Фоторама», рассказала в интервью Контур.Журналу.

Из журналиста — в фотографы

Десять лет назад я познакомилась со своим будущим супругом Вадимом, который на тот момент серьезно увлекался фотографией. Поначалу я выступала в качестве модели: на мне проверяли свет, отражатели и прочее профессиональное оборудование.

Когда Вадим загорелся открыть фотостудию, я поддержала идею вместе с его другом Глебом, который стал нашим партнером по бизнесу. Официально бизнес мы зарегистрировали в 2014 году, но начала студия функционировать за четыре года до этого — в 2010-м. Просто на тот момент фотографии не приносили серьезных заработков, это было скорее хобби.

Постепенно из ассистента я превратилась в фотографа. Я работала тогда журналистом и поначалу думала, что фотография — это хорошее подспорье для моей профессии: можно прийти к спикеру, взять у него интервью и самому же его сфотографировать. Но потом к журналистике я охладела, а фотография, наоборот, меня увлекла еще больше.

Возможностей для обучения фотоделу в Костроме на тот момент не было, поэтому мы постоянно ездили в Москву на мастер-классы, конференции и тренинги. Сейчас очень помогает самообучение, которое можно пройти в интернете, но я, как и прежде, продолжаю ездить на учебу к опытным фотографам.

Рынок фотографии

Тенденции на рынке фотографии сейчас очень позитивные. Сегодня много людей хотят попробовать себя в роли фотографов: кто-то только для себя и своей семьи, кто-то нацеливается дальше — на коммерческие съемки. В этой ситуации удручает только один момент: не каждый готов учиться, а ведь становление фотографом заключается не только в том, чтобы купить камеру и мало-мальски в ней разобраться, но освоить камеру от и до, понять самый главный инструмент фотографа — свет, стать хорошим психологом. Никто же не хочет пойти к парикмахеру, который не понимает химию сочетания цветов, или к стоматологу, который не умеет работать на своем аппарате? Конечно, последствия работы плохого фотографа не настолько существенны, как, например, плохого стоматолога или парикмахера, но, если честно, хотелось бы видеть больше ответственности у людей, которые назвали себя фотографами.

Раньше, лет 10 назад, когда мы только-только начинали заниматься фотографией, мы стеснялись называть себя профессионалами, мы представлялись любителями, а дальше, если человеку нравилось то, что мы делаем, мы рады были с ним поработать.

А клиент выбирает на самом деле просто. Он перерывает огромное количество фотографий, заходит на сайты, странички соцсетей и смотрит, что снимают фотографы. В какой-то момент человек перестает видеть разницу в качестве, а видит только разницу в цене — именно тогда он и останавливается.

Как определить своего фотографа? Просто! Если нравятся фотографии, вам приятно общаться, вы понимаете, из чего сложилась цена, и что работы дешевле нравятся меньше — это ваш фотограф. Но и фотограф должен понимать «своего клиента». Мой клиент — это человек, который звонит и в первую очередь спрашивает, готова ли я реализовать его концепцию, рассказывает о том, что он хочет, и только потом спрашивает о цене.

Массовый интерес к фотографиям, как мне кажется, начался с того, что серьезно подешевела техника. Она стала очень доступной: хороший фотоаппарат можно купить за 20 000 — 30 000 руб. И когда понимаешь, сколько лет он прослужит, и что фотографии твоей семьи в альбоме бесценны, стоимость кажется совсем небольшой по сравнению с той историей, которую ты хочешь сохранить для будущих поколений. А потом появляется интерес — могу ли я поснимать что-то более профессионально? К тому же глянец, который нас окружает, и соцсети подстегивают людей жить красиво. Чтобы выглядеть в соцсетях, как на страницах модного журнала, люди и стали покупать фотоаппараты.

Бизнес-направления

Когда мы начинали, студия была скорее плацдармом для тренировки. Мы на ней практически не зарабатывали, но периодически сдавали ее другим фотографам, чтобы было легче оплатить аренду. Фотостудий в Костроме на тот момент было всего две-три. Мы понимали, что если уж и открывать что-то свое, то только гораздо лучше того, что уже есть на рынке, и мы сделали ставку на качество.

Если в Москве содержание студии — прибыльное дело, то в Костроме это история о самоокупаемости и не более того.

В последние два-три года открывается очень много студий. Но обычно они держатся один-два года, потом понимают, что содержать студию крайне невыгодно, и закрываются.

Решение об открытии школы «Фоторама» тоже пришло случайно. Как-то я сидела в кафе с фотографом, у которого занимаюсь йогой, и он сказал, что у него есть разработанный курс по основам фотографии и, если нам интересно, он мог бы проводить его в нашей студии. Мы решили попробовать набрать группы, и нам очень понравился процесс. Фотошкола не может основываться только на одном курсе, а нам хотелось, чтобы это был солидный проект, одно из направлений бизнеса, которым занимается «Фоторама». Тогда мы начали искать новых педагогов и разрабатывать курсы, чтобы создать комплексную фотошколу, где человек может получить знания от А до Я. В ближайших планах привлечение в нашу школу специалистов со всей страны.

Третье направление, которое мы у себя активно развиваем, — это арт-пространство: различные кинопоказы, квартирники, поэтические вечера, фотоужины с выпускниками нашей школы. Чаще всего эти активности мы предлагаем бесплатно.

Я преподаю в школе, но продолжаю снимать, потому что съемки позволяют с профессиональной точки зрения двигаться дальше. Я сейчас ушла в более узкую сферу: если до этого я бралась практически за все виды съемок, то сейчас сконцентрировалась преимущественно на рекламной фотографии.

Таким образом, на сегодняшний день мы развиваем четыре направления: фотостудия — это история про самоокупаемость, но в хорошо оснащенной технически студии важно учиться нашим студентам и оттачивать мастерство выпускникам; арт-пространство — для удовольствия и для поддержания имиджа нашей компании, фотошкола и непосредственно съемки — наш основной заработок.

Стартовый капитал на бизнес составил около 300 000 руб., этой суммы хватило месяца на три. На нее мы открыли студию, сделали ремонт и по минимуму закупили световое оборудование.

Но в течение нескольких лет мы многое докупали, в том числе дорогостоящее оборудование. В итоге в первые три года мы потратили около миллиона, окупить которые до сих пор вряд ли удалось, потому что студия постоянно требует новых вливаний: ремонт техники, ремонт пространства, смену интерьеров и мебели.

Съемки

Средняя стоимость съемки в Костроме составляет порядка 5000 руб. У меня стоимость — 10 000. Я работаю в высоком сегменте для тех, кто готов платить за качество.

Для меня подготовка к съемке — это очень долгий процесс. Мы встречаемся с клиентом, иногда не один раз, много общаемся, я выясняю, что у него на душе. Это такая психологическая работа, которая длится в среднем полмесяца, иногда месяц. Это проектная работа, в рамках которой вырабатывается концепция, которая подходит только этому клиенту.

Своим студентам я рассказываю, что можно снимать и в течение часа, когда клиент приезжает с целым чемоданом одежды и фотографируется в четырех разных нарядах из того, что привез, на одном фоне с одинаковым светом. Но что он получит от этой съемки? Может быть, пару неплохих портретов как у всех. Фотосессия, на мой взгляд, это не только красивая фотография, которая вручается клиенту на выходе, но и сам процесс, который должен запомниться, и образ, который идеально подходит и раскрывает внутренний мир человека. У меня сама съемка длится в среднем часов пять: клиент приезжает, визажист наносит макияж, парикмахер укладывает волосы, мы пьем чай, общаемся. Я заранее предупреждаю, что для этого процесса нужно полностью освободить время и мысли.

Как только я подняла ценник, клиентов стало один-два в месяц. Сейчас я даже новых не беру. Рекламная съемка у меня в приоритете, так как на проектную уходит слишком много времени.

Что касается рекламной съемки, которой я сейчас посвящаю большую часть своего времени, то кризис на крупных заказчиках не сказался. Фирмы, которые занимаются массовым производством одежды, например, всегда будут создавать рекламу — банеры в городе, буклеты, каталоги на сайте и в социальных сетях, им же надо продолжать продавать.

Не стоит забывать, что Кострома — достаточно маленький город, поэтому сбыть все в розницу здесь невозможно. Заказчики вроде Orby, «ФЭСТ», «Модный дом Luxuria» никогда не ограничивались костромским рынком и активно продают свои изделия через интернет. Поэтому для фотографов-костромичей всегда есть работа.

Сейчас опыт позволяет мне избежать многих проблем. Раньше все проблемы были на этапе непонимания ТЗ. Все-таки фотограф должен получать внятную задачу, и это обязанность фотографа — понять, что нужно клиенту. Я поначалу в силу неопытности не задавала иногда нужных вопросов. Сейчас я задаю много вопросов, и клиенты удивляются, что я настолько дотошно расспрашиваю их о мелочах. Но эти мелочи позволяют нам избежать недоразумений. Что-то само собой проясняется во время съемки с новыми клиентами, и мы в дальнейшем учитываем это.

Рождение фотошколы

На сегодняшний день у нас много курсов, среди клиентов — как новички, так и те, кто хочет повысить свой уровень. Например, базовые знания фотографии приходят получать те, кто только что купил зеркальную камеру, или купил ее давно, но не разобрался, как снимать не на автомате. Но в целом этот курс является фундаментом, который необходим любому человеку, желающему фотографировать — будь то для себя или в коммерческих целях.

Есть у нас курс по Photoshop. На него записываются не только те, кто хочет научиться ретуши фотографии, но и, например, те, у кого свое маленькое производство. Им выгодно самим научиться фотографировать и ретушировать изделия.

Три курса у нас более профессиональной направленности — студийная съемка, предметная и свадебный курс. На них приходят и совсем новички и, что особенно приятно, фотографы со стажем, которые вдруг осознали, что им нужен толчок и новое развитие, знания, вдохновение.

На сегодняшний момент другой фотошколы, кроме «Фоторамы», в городе нет. У нас есть некоторые фотографы, которые дают уроки, и есть один фотограф, который собирает небольшие курсы на три-четыре недели. Но у нас немного разная целевая аудитория. Наша основная аудитория — это 25-35 лет, а его — 20-25 лет.

Но самые главные наши конкуренты — это интернет-школы. С ними тягаться тяжело и основное наше преимущество по сравнению с ними — это, конечно же, личное общение с педагогом, его доступность для аудитории здесь и сейчас. Понятно, что по Skype мы можем пообщаться с фотографом из Москвы или Петербурга, но находиться непосредственно на съемке он не сможет. У нас все происходит следующим образом: я нахожусь с учениками в студии, я здесь и сейчас вижу, когда человек начинает «сыпаться», я даю ему подсказки и советы, и он может сразу получить обратную связь. И это очень ценно для студента. Есть некоторые моменты, которые можно увидеть только на съемке: общение студента с моделью, визажистом, процесс постановки света, его понимание, а это тоже очень важно в работе.

Задачи на будущее

Недавно я отучилась в центре дополнительного образования по направлению «Малый бизнес». И я поняла, что основная наша проблема в том, что люди не знают о существовании фотошколы. Многие говорили, что они, поискав в интернете, с огромным удивлением узнавали, что мы вообще есть в городе. Сейчас у нас задача номер один — сделать максимально доступной информацию о нашей услуге, то есть серьезно заняться продвижением.

Важный этап в работе фотографа, да и любого творческого человека, — это уметь продвигать себя через соцсети и сайты. Мы хотим открыть курс в этом направлении (B2B), я уже нашла бизнес-тренера, мы ведем переговоры. Сначала хотим провести мастер-класс, чтобы оценить интерес аудитории.

В плане глобального развития нам очень хочется запустить онлайн-школу. Это идея фикс, которая преследует нас уже несколько лет. К нам ездят из отдаленных населенных пунктов — маленьких городков в пределах 40 км от Костромы. Были даже девочки, которые ездили к нам из отдаленного городка в 200 км от Костромы два раза в неделю! И мы понимаем, что таким клиентам было бы очень удобно учиться онлайн, а потом приезжать к нам и получать обратную связь на месте, например, раз в одну-две недели.

Крупные города вроде Москвы и Петербурга берут количеством, поэтому они могут позволить себе за 600 — 1000 руб. продавать целые курсы. И люди в мегаполисах при выборе школы часто ориентируются на «имена». Именно поэтому еще моя задача — развить свой личный бренд, чтобы он стал узнаваемым на большом российском рынке.


Поделиться
Не пропусти новые публикации

Подписывайтесь, и мы будем один раз в неделю присылать полезные бизнес-советы, аналитические статьи, истории успеха и провала, интервью, а также мнения экспертов на острые темы

Подписаться
338 просмотров
В избранное
Комментарии Написать свой
Спасибо за ваше мнение!

Похожие идеи

  • Фотография
    • Бизнес-идея
    • Здоровье и отдых
    • Интернет-магазины
    • IT
    • Образование
    • Общепит
    • Производство
    • СМИ и видеопродакшн
    • Социальный бизнес
    • Строительство
    • Услуги
    • Фермерское хозяйство
    • Фотография
  • Любой стартовый капитал
    100 тыс.
    500 тыс.
    1 млн
    10 млн
  • Любой размер города
    • до 100 тыс.
    • от 100 тыс. до 1 млн
    • более 1 млн
Загрузить еще
loader
Нет результатов, удовлетворяющих условиям поиска. Попробуйте изменить параметры поиска.

Заполните, пожалуйста, все поля.

Предложение, замечание, просьба или вопрос.