Как производить и продавать светоотражающий спрей — СКБ Контур

Как производить и продавать светоотражающий спрей

24 июля 2017 1 520 Бизнес‑идеи

Екатерина Щеголева и Сергей Саутин разработали на базе лабораторий Института химии и экологии Вятского государственного университета состав спрея, который обеспечивает безопасность в ночное время. Получив финансирование из областных средств на закупку оборудования, им удалось всего за несколько месяцев наладить производство MOON Spray. 

О производственных сложностях, конкурентах и целевой аудитории потребителей Екатерина Щеголева рассказала в интервью Контур.Журналу.

Случай для бизнеса

Однажды, возвращаясь с работы, я чуть не сбила пешехода в темноте, когда он перебегал дорогу в неположенном месте. Происшествия удалось избежать, но тот случай навсегда запечатлелся в моей памяти.Тогда мы вместе с Сергеем Саутиным, который на сегодняшний день является сооснователем и руководителем проекта «Стардаст», а также студентом-магистрантом института химии и экологии Вятского государственного университета, всерьез задумались о том, как можно сделать людей видимыми на дороге в темное время суток. Изучив все существующие технологии, мы пришли к идее создать аэрозоль, который можно распылить на одежду, обувь, рюкзак, и он будет делать тебя заметным в свете автомобильных фар.

Достаточно быстро идея из фантазии перешла в область реальности: в декабре 2015 года мы с этим проектом победили на конкурсе в Вятском государственном университете. С тех пор мы занимаемся его развитием под крылом Центра прототипирования и Института химии и экологии ВятГУ. К тому же я сама — инженер-исследователь Центра прототипирования.

Первые полгода мы занимались MOON Spray просто как студенческим проектом. Затем открыли ООО, куда ВятГУ вошел как один из учредителей. Наша организация имеет структуру и статус малого инновационного предприятия (МИП). В связи с этим сотрудники университета и сотрудники других МИПов при вузе оказывают нам всяческую помощь. Сейчас в проекте работает пять человек, включая меня с Сергеем, которые задействованы в производстве и продажах.

Финансирование нам удалось получить из средств областного бюджета в рамках поддержки развития малого и среднего предпринимательства, часть оборудования нам предоставил университет. Дополнительные расходы на НИОКР покрыл грант из федерального бюджета. В сумме первоначальных инвестиций поступило примерно на 2,5 млнруб. Окупаемость в среднем составляет 6-12 месяцев в зависимости от темпов продаж.

Конкуренты и потребители

На российском рынке наши конкуренты– это, в первую очередь, классические светоотражающие элементы: брелоки, значки, наклейки. Однако, если верить исследованиям, только 15% людей, которые вообще знают об их существовании, ими пользуются. Поэтому главный конкурент — это халатность: многие не придают значения собственной безопасности на дороге, с чем мы активно боремся.

Целевая аудитория потребителей MOON Spray — это родители школьников, которые очень беспокоятся о безопасности своих детей на дороге. Школьники зачастую уже самостоятельно передвигаются по городу: они идут в школу, когда еще темно, и возвращаются из школы, когда уже темно. Более того, школьники очень часто теряют светоотражающие значки и брелоки, поэтому спрей, который может нанести родитель перед выходом из дома, — гарантия того, что водитель заметит ребенка на дороге в темноте.

Во вторую очередь наши потенциальные клиенты — это спортсмены и велосипедисты, которые предпочитают заниматься спортом в темное время суток. Для них собственная безопасность — вопрос, который нельзя оставить без внимания. Светоотражающий спрей в этом случае является удобным и простым средством для повышения собственной видимости в темное время суток без дополнительной экипировки.

В-третьих, светоотражающий спрей предоставляет широкое поле для фантазии со стороны молодежных сообществ. Делая уникальные светоотражающие принты и рисунки на одежде, граффити, снимая видеоролики, нанося светоотражающие узоры, они получают возможность выделиться, быть ярче других. Более того, волна рефлективного хайпа с запада не обходит нас стороной, а светоотражающий спрей поможет быть на ее гребне.

В настоящее время мы занимаемся ранжированием сегментов клиентов и каналов продвижения, пытаемся понять, где наименьший по времени и затратам путь, чтобы клиент заинтересовался и приобрел светоотражающий спрей. Ранжирование помогает сэкономить время и деньги на продвижение, но для того, чтобы его провести, нужно протестировать все каналы: продвижение собственного сайта, размещение на торговых площадках, через социальные сети, офлайн-продажи в сетях, в ритейле, специализированных магазинах — и каждый из этих пунктов по каждому клиентскому сегменту. Разумеется, такая работа требует времени и средств, чтобы впоследствии эти же ресурсы сэкономить. Несмотря на то, что продажи мы запустили только месяц назад и сейчас они в полной мере осуществляются только на сайте moonspray.ru, светоотражающий спрей без вливания рекламных бюджетов уже стал популярным в некоторых кругах и продолжает сам себя рекламировать.

Стартап-победитель

Осенью 2016 года нам удалось успешно выступить сразу на двух конкурсах — в конкурсе по отбору начинающих субъектов малого инновационного предпринимательства для предоставления им государственной поддержки в форме грантов и в молодежном научно-инновационном конкурсе «УМНИК» (Фонд содействия инновациям).

Конечно, подготовка заявки, сбор документов, презентация и защита проекта требует большой внимательности, организованности и дисциплинированности. Необходимо очень кропотливо изучать всю информацию и правильно подавать документы, чтобы соответствовать всем критериям оценки и получить государственное финансирование. В целом оба конкурса, по нашему опыту, имеют очень высокий уровень внутренней организации, поэтому получить поддержку, если ваш проект действительно подходит, вполне реально.

Рецептура и готовый продукт

Получив в декабре 2016 года финансирование из областных средств на закупку оборудования, мы посчитали и решили, что трех месяцев на организацию промышленного производства будет достаточно. Ведь надо всего лишь купить оборудование, установить его, провести подготовительные работы в помещении, отработать технологию изготовления, провести опыты, а параллельно закупить все комплектующие к продукту, сделать сайт, разработать этикетку и так далее. «Запараллелим процессы, ускоримся, привлечем людей, будем работать не покладая рук», — решили мы и, наполненные энтузиазмом, принялись за работу.

Сергей, не имея опыта работы, начал разбираться в тонкостях производства, изучал особенности механических, пневматических и гидравлических установок, проводил подготовительные работы в помещении, разрабатывал техпроцесс, настраивал оборудование, общался с подрядчиками, тестировал лабораторную рецептуру продукта. Я погружалась в особенности юридических и бухгалтерских аспектов ведения деятельности организации, впервые в жизни увидела настоящего налогового инспектора и получила опыт общения с контрагентами.

На входе в предпринимательскую деятельность мы не имели никакого опыта и понимания, как работать с подрядчиками, ставить технические задания, правильно планировать и управлять человеческими ресурсами в команде. Те ошибки, которые стоили нам драгоценного времени, навсегда запечатлелись в нашей памяти, оставив ощущение того, что мы начали понимать, как делать это правильно. Разумеется, через каждый последующий месяц ведения проекта нам будут открываться новые истины, будут вырабатываться новые правила и принципы. Все вначале допускают ошибки, но необходимо вовремя выявить, проанализировать, сделать работу над ними, не потеряв большого количества времени и других ресурсов.

Разработка рецептуры продукта заняла примерно полгода. Иногда этот процесс затягивается на несколько лет, но мы работали на базе лабораторий института химии и экологии Вятского государственного университета, где нам помогали очень хорошие специалисты, благодаря чему рецептуру удалось вывести достаточно быстро. Разумеется, что “получить рецептуру” и “получить готовый продукт” - вещи совершенно разные, так как рецептуру нужно встраивать в технологический процесс производства. Также тестирование прототипа в реальных условиях, работа с фокус-группой — все это влияет на финальную формулу продукта.

Наш продукт имеет сложную рецептуру: в его состав входят компоненты самой разной природы и физических свойств. Поэтому универсального производственного комплекса для производства спрея в принципе не существует. Поставщиками стали компании-производители электротехнического, автомобильного, химического, медицинского и пищевого оборудований.

Мы столкнулись с тем, что каждую единицу оборудования пришлось перенастраивать под наши потребности, для чего требовались соответствующие специалисты. В тот момент приходилось очень много всего читать, изучать. Возникла необходимость даже посетить некоторые крупные производства в Кирове. Наибольшую роль, конечно, сыграло общение со старшими коллегами — предпринимателями или специалистами в отдельных отраслях. Сергей узнавал, какие технические новшества они вводили, как подходили к решению тех или иных производственных вопросов. Благодаря бэкграунду из строительного образования постигать все эти тонкости Сергею удалось значительно быстрее и легче, чем прогнозировали окружающие.

Планы на будущее

В первую очередь мы будем работать над тем, чтобы светоотражающий спрей попал в руки каждому человеку, который в нем нуждается. А в целом, поскольку производственный проект поглощает полностью, открывая огромные возможности, мы можем смело сказать, что вошли в ту историю, откуда уже не выйти. Сейчас, когда мы только выпустили светоотражающий спрей, появляются планы создать другие продукты, открыть новые направления производства.

Эльба

Бизнес, учет и отчетность для ИП на УСН или патенте без участия бухгалтера

Узнать больше
Эльба

Бизнес, учет и отчетность для ИП на УСН или патенте без участия бухгалтера

Узнать больше
Раз в неделю — дайджест материалов, достойных вниманияАктуальные материалы раз в неделю
Подписаться
Подписываясь, вы соглашаетесь на обработку персональных данных и получение информационных сообщений от группы компаний СКБ Контур.

Статьи по теме

Все статьи
Написать комментарий