Красноярск, 2016
Стартовый капитал 55 000 ₽
Окупаемость за 3 месяца
В сентябре 2016 года Светлана Лановская запустила мастерскую по производству авторских украшений из металла Have a metal. За неполный год вместе с партнерами ей удалось продать более 1000 изделий в России и в 10 странах мира.
О мечте стать PR-специалистом, влиянии северной столицы и «умных» украшениях Светлана Лановская рассказывает в интервью Контур.Журналу.
Первый опыт
С выбором профессии в жизни у меня сложностей не возникло — я всегда мечтала заниматься PR, но мне не удалось пройти на бюджетное место на профильном факультете. Зато полученная мною в 2010 году специальность «менеджер организаций» в Государственном аэрокосмическом университете им. М. Решетнева сильно помогла мне в бизнесе. Более того, я прониклась любовью к этому направлению и даже решила получить второе высшее в области управления проектами.
В студенческие годы я всегда занимала активную жизненную позицию, участвовала в деятельности организации «Студенты в свободном предпринимательстве». Мы придумывали множество интересных идей и проектов, но они, к сожалению, так и не реализовались в жизни. Первый серьезный опыт по запуску собственного бизнеса случился в 2010 году. Это была компания «ЛоЛа» по оптовой продаже гигантских мыльных пузырей и китайских фонариков, которые традиционно запускают на свадьбу. Идею этого проекта я подсмотрела в Санкт-Петербурге, где жила какое-то время, и решила запустить подобный бизнес в родном Красноярске.
Компания просуществовала два года: как только бизнес-процессы устоялись и началась рабочая рутина, я заскучала, мне захотелось чего-то нового. К тому же я всегда мечтала видеть результаты своего труда, получать обратную связь от клиентов. Однако формат оптовой компании не предполагал прямого диалога с конечным пользователем: мы просто продавали товар и даже не знали, куда потом попадают наши пузыри и фонарики. В 2014 году я устроилась PR-специалистом в сеть beauty-аптек ROSA (15 точек в Красноярске), где работаю по сей день.
Непростые браслеты и кольца
Мой текущий проект, компания по производству индивидуальных украшений из металла Have a metal, появился в сентябре 2016 года. И вдохновение для него я снова нашла в северной столице. В Санкт-Петербурге многие люди носят различные браслеты с необычными надписями. Я решила привести этот тренд и в Красноярск. В современном мире все больше людей стремятся к самовыражению: кто-то делает татуировки, кто-то покупает одежду с разными надписями и цитатами. Браслеты и кольца, сделанные по индивидуальному заказу, отлично вписываются в этот тренд. Они не вредны для здоровья, долговечны, просты в производстве и носке и, в отличие, например, от татуировки, могут быть быстро заменены на новые.
Have a metal — это команда из трех человек. Работаем вместе я, моя подруга Юлия Гордеева, выпускница Сибирского федерального университета по специальности «Технология художественной обработки материалов», ответственная за процесс производства браслетов, и наш общий знакомый Дмитрий, занимающийся бухгалтерией и доставкой товара по городу.
Главная специализация нашей компании — производство браслетов, колец, серег и колье с минималистичным дизайном из простых материалов.
Наше основное сырье — пищевой алюминий, абсолютно безвредный для здоровья, который при этом не красит кожу, не темнеет и не вызывает аллергии. Еще один плюс алюминия — низкая стоимость.
Кроме него мы делаем украшения из латуни, бронзы и медицинской стали. На простую металлическую заготовку мы наносим надписи на любом языке, а также различные символы и знаки. В итоге получаются авторские украшения со смыслом.
… и понеслось
На запуск проекта мы потратили 55 000 руб. собственных средств. Этих денег хватило, чтобы купить все необходимые нам инструменты: загибатель для колец и браслетов, штампы с русским и латинским алфавитом, приспособления для чеканки. Нужды в аренде офиса или производственной мастерской у нас не было: все, что требуется для создания браслета, умещается на площади стандартного письменного стола. На самоокупаемость проект вышел через три месяца.
Самой большой сложностью для нас стал поиск сырья. Первым делом мы обратились к местным производителям. Но Красноярский алюминиевый завод был готов работать только с крупными партиями в несколько тысяч штук. Конечно, мы не могли закупать у них такие объемы.
В итоге первые 200 заготовок мы нашли у другого подрядчика. Сегодня себестоимость одного нашего изделия не превышает 250 руб. В розницу мы продаем браслеты по 700, кольца — по 500 руб. За время существования проекта мы создали и реализовали порядка 1000 изделий. Основная аудитория — девушки до 25 лет. Наши украшения уехали в различные города России, а также в 10 стран мира — в Израиль, Турцию, Италию, Германию и другие.
Сегодня мы продаем наши украшения со смыслом через социальные сети «ВКонтакте» и Instagram. На старте мы рассказывали о себе через лидеров мнений — просто подарили украшения бесплатно известным в Красноярске людям. Они поделились фотографиями и отзывами в своих социальных сетях — и понеслось. Вообще сарафанное радио — наш главный рекламный инструмент, фотоотзывы от наших клиентов мы получаем каждый день. Больших маркетинговых бюджетов у нас нет, поэтому дополнительно точечно рекламируемся в социальных сетях, используем таргетинг. Также известности нам прибавил и традиционный PR: меньше чем за год про нас написали два журнала и несколько раз к нам приезжали телевизионщики.
С мая 2017 года мы начали работать на крупных мероприятиях в формате мобильной мастерской. В июле, например, радовали посетителей браслетами и кольцами на презентации новой Mazda CX-5 в МЦ Маршал и на летнем маркете товаров ручной работы «Каменка Маркет».
Возможности для роста
В планах у нас — масштабирование производства и запуск собственного цеха. Сейчас мы ищем дополнительное финансирование в размере 1-2 млн руб. для закупки оборудования, лазера для нанесения надписей на хирургической стали, и аренды помещения. Собственные станки позволят нам стать полностью независимыми от подрядчиков и увеличить производственные мощности. Хотелось бы, чтобы бизнес позволил всем троим основателям уйти с наших работ и полностью сосредоточиться на компании. Тем более что для роста бизнеса есть все условия — растущий спрос и отсутствие конкурентов (по России аналогичный нашему товар продают только два игрока, в Сибири мы единственные).
Еще один важный шаг в развитии Have a metal — разработка и запуск собственного интернет-магазина на русском и английском языках.
Самое важное в бизнесе — четко понимать, куда ты идешь, чего хочешь, сколько и когда рассчитываешь заработать. Многие люди полагаются на собственные деньги, слабо осознают свои мотивы, не ставят четких целей и, как следствие, терпят неудачу. Важно всегда стараться расширить круг своих знаний и навыков, а также максимально использовать опыт окружающих тебя людей. Ну и, конечно, делать-делать-делать!