Благодаря внедрению облачного решения каждый заинтересованный сотрудник может осуществить необходимую проверку прямо на своем рабочем месте. При этом ему не нужно нагружать смежные подразделения утоняющими вопросами и задачами.
Группа компаний «Детский мир» объединяет сеть магазинов «Детский мир» и розничную сеть ELC (Early Learning Centre — Центр раннего развития). Магазины компании в 2014 году посетили более 100 млн покупателей, а выручка превысила 45 млрд руб.
С какой проблемой столкнулись
В группе существует строгий регламент проверки контрагентов, который, с одной стороны, является преимуществом, с другой — порождает затруднения. Чем глубже проверка, тем дольше она идет. Чем больше уточняющих вопросов, тем сложнее получить на них ответ так быстро, как это требуется. Вдобавок даже при самой профессиональной работе с долгом далеко не всегда получается взыскать задолженность. Усилия юристов напрасны, если у должника нет активов.
Какая задача стояла
В компании решили в дополнение к системам службы безопасности вооружить инструментами проверки контрагентов сотрудников других отделов. Это повысило бы эффективность процесса — пока специалисты службы безопасности принимают решение по юрлицу, сотрудники через специальную программу анализируют другие аспекты, характеризующие контрагента:
- специалисты юридического департамента — арбитражные дела, исполнительные производства, связанные стороны (на предмет возможного обнаружения активов, за счет которых получится взыскать задолженность), историю компаний и руководителей;
- cпециалисты бухгалтерии и управления налогообложения — адреса массовой регистрации, директоров, а также финансовое состояние контрагентов. Например, нет смысла заключать контракт на поставку торгового оборудования с компанией, от периода к периоду показывающей небольшой оборот. Сразу возникает вопрос, за счет каких средств поставщик сумеет исполнить обязательства;
- cпециалисты управления закупок — потенциальных поставщиков, чтобы исключить случаи мошенничества и снизить риск откатов.
Полученные данные должны анализироваться в совокупности. Далеко не всегда регистрация по массовому адресу означает гнездо «однодневок». И совсем не обязательно полное отсутствие судебных исков говорит в пользу компании.
Какое решение выбрали
В качестве программного решения для проверки контрагентов выбрали Контур.Фокус от СКБ Контур.
Сервис тестировали неделю, сравнивали информацию по исполнительным производствам и арбитражам с той, что имеется в распоряжении «Детского мира». По результатам тестирования приняли решение в пользу Контур.Фокуса.
После этого был составлен список сотрудников, которым потребуются лицензии. Сотрудники «Детского мира» получили ссылки, по которым заходят в сервис: Контур.Фокус облачный, он не требует ни установки на стационарные компьютеры, ни интеграции в информсистему.
Какого результата достигли
В компании отказались от традиционной схемы работы, теперь необходимую проверку может провести каждый заинтересованный в этом сотрудник прямо на своем рабочем месте. В результате использования Контур.Фокуса в компании ускорилась и упростилась проверка контрагентов, исчезла необходимость перегружать смежные подразделения утоняющими вопросами и задачами.

В группе ожидают и отложенного эффекта в виде повышения оборачиваемости дебиторской задолженности, исключения отказов в вычетах НДС и споров по составу расходов при расчете налога на прибыль. Но эти выгоды обычно проявляются на более длинном горизонте планирования (группа применяет Контур.Фокус немногим более полугода).