С момента начала активной санкционной кампании против России ее экономика оказалась под беспрецедентным давлением. Однако, несмотря на нарастающее количество ограничений, страна демонстрирует высокую способность к адаптации. На повестке дня — не столько количество санкций, сколько эффективность их применения и меры противодействия.
Ужесточение санкционной политики: новые вызовы
Расширение американских санкций: указ № 14114. Одним из ключевых моментов стало подписание президентом США указа №14114, который позволил вводить вторичные санкции против иностранных финансовых организаций. Это означает, что международные банки и компании фактически вынуждены подчиняться американским ограничениям, опасаясь быть отключенными от долларовой системы и других западных финансовых каналов.
Санкции — не на годы, а на десятилетия. По мнению экспертов, в частности, Ивана Тимофеева, руководителя Российского совета по международным делам, санкции против России будут носить долгосрочный характер. История с Ираном подтверждает: даже после политических договоренностей санкции могут быть возвращены в одностороннем порядке.
Влияние блокирующих санкций США. В июне 2024 года Управление по контролю за иностранными активами (OFAC) определило, что любое лицо, находящееся под блокирующими санкциями США, считается лицом, связанным с российским ВПК. Это увеличивает риски отключения от западной финансовой системы.
Смотрите запись вебинара «Комплаенс-контроль операций и клиентов банка»
Санкции 2024 года: акценты и последствия
Акцент на инфорсмент. В 2024 году Запад сфокусировался на инфорсменте — привлечении к ответственности за обход санкций. Это сопровождается:
-
ужесточением экспортного контроля;
-
наказаниями за нарушение санкционного режима;
-
реальными уголовными делами (например, арест в США за подделку данных о поставке авиазапчастей).
16-й пакет санкций ЕС. В феврале 2024 года был принят 16-й пакет санкций Евросоюза, нацеленный на:
-
давление на внешнюю торговлю России, особенно в области энергоресурсов;
-
санкции против учебных заведений, сотрудничающих с военными структурами;
-
ограничения для логистических объектов (аэропортов и пр.).
Контрсанкционные меры России
Правовая база российских мер. Россия также разработала систему специальных экономических мер, представляющих собой форму контрсанкций. Основой стал Федеральный закон от 30.12.2006 № 281-ФЗ. Он позволяет вводить принудительные меры для исполнения резолюций Совета Безопасности ООН, в частности, по линии противодействия терроризму, а также ответные меры.
Однако ключевые меры реализуются через указы президента. Следует выделить наиболее важные:
-
Указ № 198 — порядок выплаты доходов по ценным бумагам через российскую инфраструктуру.
-
Указ № 430 — контроль сделок с интеллектуальной собственностью недружественных стран.
-
Указ № 442 — компенсация ущерба за счет активов американских лиц.
Блокировка активов и правило 50%. Финансовые организации обязаны замораживать активы лиц, попавших под специальные меры. Определение таких лиц происходит на основании государства регистрации, контроля со стороны иностранных структур (правило 50%), гражданства, места бизнеса и т.д.
Блокируемыми лицами могут быть:
- иностранные государства;
- иностранные организации;
- юрлица, подконтрольные иностранным организациям — по критерию прямого или косвенного владения 50% и более голосов в высшем органе управления подконтрольного лица;
- иностранные граждане;
- лица без гражданства.
Чтобы правильно проанализировать и принять меры, необходимо углубиться и провести анализ по правилу 50% по статусу выгодоприобретателя или бенифициарного владельца.
В данном случае нет единого централизованного списка блокируемых лиц. Необходимо отслеживать документы, указы президента, акты правительства. Отсутствие единого перечня делает проверку сложной и требующей ручного анализа, особенно по зарубежным юридическим лицам.
Лицо может попасть под блокировку, если оно связано с недружественным государством по таким признакам, как гражданство, место регистрации, место преимущественного извлечения прибыли и т.д.
Перечень иностранных государств и территорий, которые совершают недружественные действия, определен Распоряжением Правительства РФ от 05.03.2022 № 430-р.
-
Австралия
-
Албания
-
Андорра
-
Багамские Острова (в ред. Распоряжения Правительства РФ от 23.07.2022 N 2018-р)
-
Великобритания (включая коронные владения Британской короны и Британские заморские территории) (в ред. Распоряжения Правительства РФ от 29.10.2022 N 3216-р)
-
Государства-члены Европейского союза
-
Исландия
-
Канада
-
Лихтенштейн
-
Микронезия
-
Монако
-
Новая Зеландия
-
Норвегия
-
Республика Корея
-
Сан-Марино
-
Северная Македония
-
Сингапур
-
Соединенные Штаты Америки
-
Тайвань (Китай)
-
Украина
-
Черногория
-
Швейцария
-
Япония
Режим проведения сделок в отношении блокируемых лиц разный. Есть блок операций, которые в принципе запрещены, а есть такие операции, для проведения которых необходимы разрешения. На сайте ЦБ можно воспользоваться специальным навигатором по ограничительным мерам.
Комплаенс-сервисы и автоматизация
Реализация комплаенс-контроля в корпоративном управлении и применение мер внутреннего контроля — важная функция, требующая разработки документов, описания всех бизнес-процессов. И для ответственных лиц очень помогает наличие автоматизированных инструментов для реализации внутреннего контроля на практике.
Сервис Фокус.Комплаенс позволяет проверять лица по контрсанкциям. В нем реализованы:
-
проверка по 280+ международным санкционным программам;
-
работа с более чем 10 000 товарных позиций;
-
правило 50% и проверка конечных бенефициаров;
-
сбор информации из официальных источников (госструктуры, международные ведомства).
Сервис позволяет осуществлять мгновенную проверку по коду товара или наименованию, формировать отчеты по проверке клиентов.
В Контур.Фокусе на санкции можно проверить не только контрагентов, но и продукцию. Сервис покажет, есть ли ограничения на ввоз или вывоз товаров
Автоматизация комплаенс-функций особенно важна в условиях отсутствия централизованных списков, постоянных обновлений информации и увеличения числа проверок по новым основаниям. Применение специализированных решений позволяет значительно снизить риски, сократить расходы и ускорить обработку информации.
Новые тренды и списки: как усиливается контроль в 2025 году
Реестр контролируемых лиц МВД. С 5 февраля 2025 года начал функционировать новый список — база МВД, содержащая сведения о иностранцах, незаконно находящихся на территории РФ. Список обновляется четыре раза в сутки. Проверки по нему обязательны при открытии счетов, выдаче наличных (лимит — 30 000 руб. в месяц), регистрации имущества.
Закон об экстремизме: поправки с 1 июня 2025 года. В закон о ПОД/ФТ введено понятие «финансирования экстремистской деятельности». Это обязывает компании обновить внутренние документы, переработать алгоритмы комплаенс-контроля, отвечать на запросы Росфинмониторинга по этой теме.
Положение ЦБ № 375-П: изменения с 1 июля 2025 года. Обновление положения ЦБ вводит новые признаки подозрительных операций, среди которых нелегальная деятельность на финрынке, связь с иноагентами, отнесение клиента к контролируемым лицам.
Финансовым организациям потребуется пересматривать процедуры оценки рисков и внутреннего контроля.
Современная система санкционного регулирования становится все более технологичной. Для финансовых и нефинансовых организаций автоматизация процессов комплаенса — ключ к устойчивости и защите от штрафов, потери лицензий и репутационных рисков.
Решения, подобные Фокус.Комплаенс, позволяют не только соблюдать требования законодательства, но и строить устойчивую систему управления санкционными, ПОД/ФТ и регуляторными рисками.