Зачем стартапу идти в акселератор?

10 декабря 2014
Зачем стартапу идти в акселератор?

Как проект Bitcalm.com покоряет российские и международные акселераторы, и приносит ли это пользу бизнесу? Об этом рассказывают два его основателя — Борис Дусь и Евгений Морозов. 

Сервису по резервному копированию Bitcalm.com всего несколько месяцев. Два его основателя — Борис Дусь и Евгений Морозов — встретились в мастерской «Яндекса» Tolstoy Startup Camp в июне 2014-го. После выпуска Bitcalm успел засветиться в ИТ-треке Generation S, пройти конкурс во ФРИИ и попасть в лондонский акселератор Oxygen.

Как акселераторы помогли Bitcalm на старте, каким проектам не стоит тратить время на подобные программы, сооснователи Bitcalm Борис Дусь и Евгений Морозов рассказывают в интервью «Контур.Журналу»

- Как вы пришли в бизнес? Откуда взялась идея Bitcalm?

Борис Дусь: Изначально идея пришла Жене, он еще в Екатеринбурге ее придумал.

Евгений Морозов: Да, идея моя. ИТ занимаюсь уже семь лет: начинал обычным программистом, участвовал в разработке информационной системы управления в одном из региональных вузов. Потом стал делать проекты под заказ, из этого два года назад выросла самостоятельная веб-студия: мы получали большие проекты с большим бюджетом и длинными сроками. Активно стартаперской темой я увлекся, наверное, в 2011 году. Походил на образовательные программы для начинающих предпринимателей, понял, что хочу делать свой бизнес.

- А идея для него уже была?

Евгений Морозов: Идея возникла из повседневной рутины ИТ-разработчика. Мы когда сдавали проект, нужно было на каждый сайт настраивать резервное копирование. Вообще это задача системного администратора, но его у нас в команде не было. Поэтому мы выбирали из шести программистов «самого провинившегося», и он делал резервное копирование на сервере. А это, к слову, работа не из легких, на нее уходил целый рабочий день.

Программисты вообще не любят заниматься делами, напрямую к ним не относящимися. И вот на пятом проекте у нас сдали нервы: мы решили сделать специальный сервис для резервного копирования.  

- Борис, а когда к Bitcalm подключились вы и почему?

Борис Дусь: Женя пришел с идеей Bitcalm в мастерскую Tolstoy Startup Camp, которую с 30 июня по 29 августа проводил «Яндекс». За неделю до старта мероприятия нам разослали списки всех участников программы. Там я впервые и увидел проект Жени, написал ему письмо, мы заочно договорились о том, что будет вместе работать над сервисом. 

- А вы тоже ИТ занимались до Tolstoy Startup Camp?

Борис Дусь: Последние несколько лет я занимаюсь B2B- продажами и маркетингом, также у меня была небольшая веб-студия.

- Неужели двух месяцев программы хватило на то, чтобы создать полноценный продукт?

Евгений Морозов: Продукт мы начали делать еще до кэмпа, а на самой программе мы разработали к нему обертку, нашли и протестировали каналы продаж, придумали, как лучше преподнести сервис пользователям и правильно вывести его на рынок.

Наша главная задача состояла в том, чтобы найти баланс между поиском первых клиентов и построением продукта с минимально необходимыми и полезными функциями. Сейчас мы тестируем первую версию Bitcalm и даже оформили продажи в Германии, США и России. Пусть выручили небольшие деньги, но для нас это показатель востребованности продукта.

- Вы сказали, что нашли правильные каналы продаж. Какие?

Борис Дусь: Мы перепробовали множество вариантов. Начали, конечно, с «классики» — контекстной рекламы в поисковиках. Но быстро поняли, что это не наш путь, потому что решение проблем с резервным копированием люди не ищут в Google и «Яндекс». Сейчас мы работаем с профессиональными сообществами, тематическими медиа. Главную ставку делаем на партнерские программы с хостинг-провайдерами и компаниями, управляющими серверами и настраивающими их. Совместно мы можем предложить клиенту комплексную услугу: не только сам сервер, но и его настройку и резервную копию.

- Что вы получили по итогам программы? Выделял ли в этом году «Яндекс» финансирование проектам-выпускникам?

Борис Дусь: До финала нашего набора в Tolstoy Startup Camp «дожили» 8 проектов. Bitcalm стал одним из двух стартапов, которым «Яндекс» предоставил бесплатное место для работы. Финансирования проектов третьего выпуска, насколько нам известно, не было.  

Евгений Морозов: Вообще самый главный результат кэмпа — «прокачка» себя и своего проекта. Я бы назвал эту программу скорее преакселерационной. В Tolstoy Startup Camp учат работать на себя. Здесь не ставят конкретных задач, которые надо выполнять, снимая с себя ответственность за все остальное. Сюда должны идти люди, имеющие предпринимательскую жилку и готовые отвечать за команду и за ее общий результат. Это не просто запуск бизнеса, это еще и личностный рост, ведь каждый человек в стартапе должен уметь делать все.

- Я знаю, что акселератор «Яндекса» не единственный, где вы успели поучаствовать. Расскажите про ИТ-трек Generation S, что полезного вы нашли здесь для своего проекта?

Евгений Морозов: Generation S — одна из немногих программ, которая действительно помогает попасть в поле зрения инвесторов и потенциальных бизнес-партнеров. Акселератор организует двухмесячную заочную программу с периодическими очными сессиями, причем для иногородних оплачивается дорога и проживание. Каждой команде приставляют личного менеджера, который следит за прогрессом в течение двух месяцев. В октябре на форуме «Открытые инновации» лучшие команды смогли выступить перед широкой аудиторией инвесторов, менторов и представителей ИТ-индустрии.

Борис Дусь: У Generation S очень полезный нетворкинг: можно апробировать какие-то свои идеи, пообщаться с людьми, которые понимают в технологиях, послушать их советы по выходу на рынок. И все это занимает всего два дня в месяц.  

- А ФРИИ? Откуда вы узнали о нем?

Борис Дусь: Подать заявку во ФРИИ нам посоветовал методолог Илья Королев, который работал с нами на Tolstoy Startup Camp.  

- Он же рассказал и про лондонский акселератор?

Борис Дусь: Нет, про него мы узнали из обычной почтовой рассылки. Я уже даже не помню, чья именно была рассылка. Мы решили попробовать: за две недели собрали документы, попросили организаторов кэмпа написать нам рекомендательное письмо. В итоге попали в ТОП-25 проектов, отобранных в этот акселератор со всего мира. Теперь нас зовут в Англию на трехмесячную акселерационную программу по выходу на международный рынок и привлечению инвестиций. Команде из трех человек они предлагают 21 000 евро.  

- Дайте совет тем, кто тоже разрывается между несколькими акселераторами: по каким критериям их выбирать?

Борис Дусь: Большинство акселераторов на самом деле предлагают похожие условия. В чем главная их задача? Помочь команде, которой не хватает опыта, связей, наработанной базы контактов, быстрее развивать свой бизнес. Например, Жене нужен был в свое время партнер, который будет развивать бизнес. Он нашел меня. А мне нужен был технарь, который будет отвечать за продукт. Акселератор через своих экспертов открывает нам доступ к новым знакомствам, выходам на инвесторов, единой базе знаний.

- А есть ли те, кому вообще не нужно идти в акселератор, для кого это бесполезная трата времени?

Борис Дусь: Я считаю, что бесполезно идти в акселератор без продукта или идеи. Акселератор — это, в первую очередь, продажи и масштабирование, он способен придать скорости твоему бизнесу, но придумать и реализовать продукт за тебя он не сможет. Поэтому туда не стоит идти без сильной и слаженной команды, общего видения и понимания вектора развития проекта. Также должен быть минимальный продукт, за который клиенты должны быть готовы заплатить. Возможно, он будет не идеальный, над ним нужно будет работать. С двумя этими вещами можно уверенно идти в акселератор. Я считаю, что проекту будет достаточно одного акселератора, не нужно пытаться поучаствовать во всех подобных программах.

Не пропусти новые публикации

Подписывайтесь, и мы будем один раз в неделю присылать полезные бизнес-советы, аналитические статьи, истории успеха и провала, интервью, а также мнения экспертов на острые темы

Подписаться
426 просмотров
В избранное
Эльба
Эльба

Бизнес, учет и отчетность для предпринимателей на УСН и ЕНВД без участия бухгалтера

Узнать больше

Комментарии

Комментарии Написать свой
Спасибо за ваше мнение!
← К списку публикаций

Читайте также

Загрузить еще
loader
Спасибо за подписку.

Заполните, пожалуйста, все поля.

Предложение, замечание, просьба или вопрос.