Госзакупки: к чему следует быть готовыми. Опыт предпринимателей

Кристина Шперлик
5 августа 2015

Предприниматели и эксперты рассказывают о своем опыте участия в госзакупках и электронных аукционах, о возможных махинациях, особенностях и «подводных камнях». 

Евгений Шешуков, заместитель генерального директора компании Legal-Soft

Мы много участвуем в госзакупках (котировки, аукционы) на поставку программного обеспечения для ЭВМ. Выигрывать получается с первого раза, но если много участников, величина прибыли по поставке значительно уменьшается. Хочу заметить, что необходимо учитывать тот факт, что электронные торговые площадки берут около 3 000 руб. с победителя аукциона. Практикуются и жульнические схемы. Наиболее распространенная на котировках — когда участвуют два якобы «разных» участника, один с ценой чуть ниже, чем у второго. В электронных аукционах неугодных участников отстраняют на втором этапе из-за незначительной ошибки в документации.

В нашей сфере практически все конкурсы инициируются и готовятся (предпродажная подготовка, подготовка ТЗ) конкретными участниками. Естественно, если компания работала над поставкой не один месяц, то очень хочет получить контракт.

Первый совет новичкам, которые приняли решение дать развитие тендерному направлению в своей компании: оцените рентабельность данного мероприятия.

Организация отдела, который будет составлять предложения для формирования тендера, а также дальнейшее обучение таких специалистов обязательно влетит в копеечку. Если же вы менеджер-энтузиаст или владелец бизнеса и решили вникнуть в суть и самостоятельно разобраться, как проводится тендер на закупку продуктов или услуг, принимайтесь за штудирование федеральных законов, регулирующих проведение закупки, так как это основа, знание которой существенно облегчит вам жизнь. 

 

Константин Болтрукевич, директор по развитию бизнеса департамента по работе с государственными структурами компании «Техносерв»

Мы работаем на IT-рынке более 20 лет, и все эти годы контракты для госзаказчиков были одним из приоритетов развития бизнеса компании. Мы работаем с такими ведомствами, как ФМС России, Пенсионный фонд, Казначейство, Росреестр. В 2014 году доля проектов для госсектора составила 25% от нашего общего оборота. С учетом того, что электронные аукционы были введены в 2011 году Федеральным законом 94-ФЗ, на основании которого все тендеры проводили госзаказчики, в электронных аукционах нам приходилось участвовать с самого начала их появления.

«Подводных камней» при участии в них всегда хватало: что-то было связано с электронными площадками, что-то с действиями заказчиков, а что-то зависело от человеческого фактора с нашей стороны. В последнее время все трудности, которые связаны с технической стороной вопроса, постепенно уходят.

С введением закона 44-ФЗ доступ к аукционам не изменился, потому что каждый закон можно трактовать двояко. Например, в данном законе есть статья 33. Если кратко ее описать, то выглядит она так: заказчик должен в документации описать все требования к продукту закупки и не указывать конкретное наименование продукта, но если ему нужна совместимость с имеющимся оборудованием, то пожалуйста. Этим заказчики часто  пренебрегают и подтягивают под эту двойственную трактовку закона все подряд: программное обеспечение, аппаратные средства. Так что изменения в законе несколько меняют принципы работы, сроки и толкование отдельных действий заказчиков и исполнителей. 

Чаще всего «подводным камнем» являются сроки, которые в электронном аукционе играют основную роль, так как ими регламентированы все действия, включая срок подачи и рассмотрения заявок, срок заключения контракта и предоставления обеспечения.

Когда компания участвует в небольшом количестве аукционов, эти сроки легко учитывать и предугадывать, но когда их десятки, то все приходится держать в графиках и календаре важных дел, так как даже единственный пропущенный день может стать критичным.

Практики побед много, в том числе и с первого раза. Бывало, что на тендер не приходили другие участники или наше ценовое предложение становилось лучшим. Но недавно мы проиграли из-за того, что в конкурсную документацию вложили не ту лицензию, просто потому, что сотрудник, собиравший документы, перепутал одну лицензию с другой.

Перед участием в тендерах мы оцениваем риски, в том числе учитываем практику заключения контрактов заказчика прежних лет, анализируем возможность победы и принимаем решение, идти на тендер или нет. Конечно, случаются и форс-мажорные ситуации, и в таких ситуациях часто виноваты рейдерские фирмы, которые не имеют ни опыта, ни возможностей исполнения условий тендера и выходят на торги с надеждой «договориться». 

Вячеслав Тертус, руководитель компании DELUS LLC

Наша компания «Деловые услуги» из Севастополя только осваивается на рынке госзакупок. Первое, с чем мы столкнулись, — неимоверные сложности по настройке ПО для работы с торговыми площадками. Настроить компьютер может или специалист, или жутко упрямый и целеустремленный человек.

Первый опыт был неудачным. Во-первых, закупка услуг, которые мы оказываем, была у единственного поставщика, хотя имеется активный рынок по закупавшимся услугам. Сама закупка сопровождалась многочисленными нарушениями российского и местного законодательства. Ввиду многочисленных нарушений мы направили нашу жалобу в Крымское УФАС, но ее не стали рассматривать по существу и переписали отзыв на нашу жалобу, который предоставил заказчик. Изучение вопроса обжалования бездействия Крымского УФАС в вышестоящий орган видится бесперспективным, так как законодательного механизма досудебного обжалования бездействия УФАС просто нет.

Мои друзья пробовали работать с госзакупками и столкнулись с тем, что в проекте контракта на закупку предполагается поставка товара в течение трех дней с даты заключения контракта. Нужно понимать, что логистика поставок Крыма полностью зависит от работы Керченской переправы и погоды, а в случае неудачи можно попасть в число ненадежных поставщиков. Пока попасть в число поставщиков по госзакупкам никому из моих знакомых не удалось.

Валентина Болкунова, специалист отдела банковских гарантий управления кредитования Банка расчетов и сбережений

Банковскую гарантию на 500 000 руб. получить сложнее, чем кредит на 3 млн руб. При рассмотрении вопроса о выдаче банковской гарантии имеется ряд стоп-факторов, таких как отсутствие у потенциального клиента опыта исполнения госконтрактов, наличие потенциального клиента в реестре недобросовестных поставщиков. Все это делает получение банковской гарантии невозможным.

Введение порядка реструктуризации задолженностей перед коммерческими банками позитивно повлияет на снижение рисков потери банками ликвидности в связи с исполнением требований по банковским гарантиям в крупном размере.

Предоставляя банковскую гарантию заявителю, банк-гарант за принятые на себя риски получает соответствующее вознаграждение. В сложившейся экономической ситуации в стране риски неисполнения поставщиком (подрядчиком, исполнителем) госконтракта увеличились. Конечно, любое повышение цен все воспринимают болезненно.

В свою очередь, для предпринимателей размещение депозита в качестве гарантирования исполнения госконтрактов бывает не всегда удобным, например, если у них нет возможности вывести необходимую сумму из оборотного капитала. В связи с этим предприниматели не одобряют повышение тарифов на банковские гарантии. 

Тем не менее анализ рынка банковских гарантий показывает, что для добросовестных компаний с адекватным опытом работы тарифы на банковские гарантии не изменились.

Безусловно, отсутствие обеспечения повышает тарифы на гарантию для покрытия возможных рисков. Поэтому с новым потенциальным клиентом согласовывается повышенная комиссия за выдачу гарантии или внесение обеспечения.

К сожалению, введение Единого реестра банковских гарантий в соответствии с 44-ФЗ с 01.04.2014 г. сократило, но не обеспечило полное отсутствие поддельных гарантий. Мошенникам удается получать ключи к личным кабинетам банков и размещать поддельные банковские гарантии в самом реестре банковских гарантий.

При выдаче гарантии банки проверяют финансовое положение компании, ее опыт исполнения госконтрактов, в том числе опыт, аналогичный тому, что требуется в данном тендере. Проверяется и кредитная история, участие в судебных разбирательствах. То есть здесь работают сразу три службы банка: безопасности, кредитная и рисковики. Результатом этого стало отмечаемое всеми экспертами сокращение числа участников гостендеров и рост случаев демпинга на этом рынке. Компании, не готовые пройти банковскую проверку, больше не рискуют участвовать в тендерах.

Антон Толмачев, управляющий партнер компании «ЮрПартнерЪ»

Рынок госзакупок в последнее время сильно изменился. Сейчас значительно возросла доступность участия в конкурсах. Информационное обеспечение позволяет легко находить необходимые конкурсы, к тому же усилился общественный контроль — теперь организации и граждане уже на этапе размещения документации влияют на ситуацию, когда условия допуска и участия явно необоснованные. 

Остается проблема честности проводимых конкурсов. Очень часто они проводятся «под конкретного исполнителя», и вся процедура закупки напоминает ширму.

Разрабатываются условия, наиболее подходящие под конкретного участника. Все проведено по правилам, но фактически победителем является участник, который предполагался изначально. Также встречаются схемы, при которых участники идут в конкурсы группой, создавая видимость борьбы, но на самом деле сговариваются, то есть победитель известен заранее.

Отдельной проблемой является включение в требования к участникам конкурса субъективных критериев. По таким критериям заказчик оценивает квалификацию участника исходя из своих убеждений, в этом случае проверить и как-либо оспорить результаты практически невозможно.

На нашем опыте мы столкнулись со всеми этими проблемами. Например, ряд однотипных тендеров был, очевидно, подготовлен для определенного участника, а некоторые критерии оценивались заказчиком субъективно. В результате именно этот участник и выиграл все эти тендеры. Мы вместе с другими участниками обратились в антимонопольную службу, в результате подавляющее большинство из них было признано соответствующими законодательству, так как оценка субъективных критериев не входит в полномочия антимонопольной службы.

Андрей Медведев, соучредитель и генеральный директор компании «Промышленные силовые машины»

Мы начали участвовать в государственных тендерах в 2006 году. За девять лет очень многое изменилось — и в законодательстве, и в закупочных процедурах. Конечно, наличие электронных площадок упрощает доступ компаний к конкурсам. Раньше везде нужно было личное присутствие. В 2007 году нашему специалисту пришлось ехать на тендер в какое-то село в Мурманской области. Он уже сел в поезд, когда оказалось, что организаторы неправильно оформили документы, и тендер отменен. С электронными торгами таких ситуаций быть не может. К тому же появились агрегаторы, которые делают подборку тендеров по заданной теме, так что вы видите все торги, которые ведутся по вашей продукции.

С точки зрения документации все абсолютно прозрачно: перечень необходимых документов регламентирован законом. В заявке всегда две части: в первой должно содержаться согласие участника на поставку товара и техническая информация о продукции в соответствии с техзаданием, во второй — сведения о компании и документы, подтверждающие соответствие требованиям российского законодательства. Запрашивать дополнительные сведения закупщики не имеют права, так что при подготовке заявки просто нужно быть очень внимательными и проверять ваши документы на соответствие указанным в тендере критериям.

Существует несколько финансовых аспектов. Во-первых, обеспечение заявки: по закону поставщик должен внести обеспечительный платеж в размере от 0,5 до 5% от максимальной цены контракта для подтверждения участия в аукционе. Эту сумму можно положить на счет закупщика либо подтвердить банковской гарантией.

Мы несколько раз сталкивались с попыткой мошенничества на этой почве. Выглядит это так: закупщик пишет, что в обеспечение заявки принимается только денежный платеж. Участники переводят средства на счет закупщика, а он пропадает. У нас такие конкурсы сразу вызывают сомнение, поэтому мы в них не участвуем.

Второй финансовый момент — обеспечение исполнения контракта. Здесь уже более серьезная сумма — 5-30% от суммы договора. И срок предоставления обеспечительного платежа — всего пять дней. Так что если вы выиграли аукцион, нужно быть готовым оперативно оформить банковскую гарантию.

Казалось бы, такие условия подходят только для крупных игроков, а малый и средний бизнес остается за бортом. Однако на нашем рынке мы наблюдаем другую картину — выигрывает тот, у кого самый дешевый продукт. В нашем оборудовании это означает засилье поставщиков плохой китайской техники. Они, как правило, совершенно не заботятся ни о клиентах, ни о сохранении собственного доброго имени. Поэтому периодически не выполняют условия контракта, попадают в черный список, а затем меняют юрлицо и снова идут на торги. При этом качество продукции и услуг, которые они поставляют по гостендерам, крайне низкое. Ведь качество — сложно измеряемая величина,  описать его параметры в техзадании практически невозможно. Вот и получается, что все оборудование рассматривается как аналог, независимо от того, как и из каких комплектующих оно сделано и отвечает ли кто-то за его работоспособность.

Бывают и откровенные подлоги: недобросовестные поставщики просто переписывают характеристики оборудования, указанные в ТЗ, хотя на деле их машины этим характеристикам не соответствуют. Закупщики, в свою очередь, не всегда обладают достаточными знаниями о технике и боятся претензий со стороны ФАС, поэтому не отклоняют таких поставщиков. В итоге выигрывает сомнительный продукт, предложенный по минимальной цене. Реальная техническая приемка оборудования проводится на месте, и это открывает возможности для мошенничества. Именно поэтому последние два года мы практически не играем в гостендерах. В корпоративных закупках по 223-ФЗ участвуем много, а вот все, что касается 44-ФЗ, проходит мимо. Времени они отнимают много, а результата не дают.

Не пропусти новые публикации

Подписывайтесь, и мы будем один раз в неделю присылать полезные бизнес-советы, аналитические статьи, истории успеха и провала, интервью, а также мнения экспертов на острые темы

Подписаться
2979 просмотров
В избранное
Школа электронных торгов
Школа электронных торгов

Изучайте госзакупки с удовольствием!

Узнать больше

Комментарии

Комментарии Написать свой
Спасибо за ваше мнение!
← К списку публикаций

Читайте также

Загрузить еще
loader
Спасибо за подписку.

Заполните, пожалуйста, все поля.

Предложение, замечание, просьба или вопрос.