Публичные нападки: как PR-специалисту реагировать на провокации?

Дарья Богачкина 29 января

Никто из нас не любит обсуждать щепетильные вопросы, тем более публично. Однако на практике специалисту в области массовых коммуникаций достаточно часто приходится сталкиваться с неприятными темами, одна из которых — провокации. 

Провоцировать может кто угодно, начиная от подчиненного, который метит на ваше место, и конкурентов, жаждущих испортить репутацию вашей компании, и заканчивая акционером, преследующим собственные интересы и использующим вас как инструмент транслирования своей позиции.

Если вы «тепличный» специалист с надежным тылом, обеспеченным родственными, дружественными или уж сильно лояльными связями с руководством, то вам боятся нечего. Если же вы таковым не являетесь, то нужно постоянно быть начеку. Помните, что главный профессиональный навык пиарщика — умение общаться с людьми на любых уровнях. Именно поэтому важно вкладываться не только в репутацию компании, где вы работаете в конкретный момент, но и в свою личную. Ту, что останется с вами даже после смены места работы.

По моему мнению, провокации можно разбить на две большие категории:

  1. провокации конкурентов или «партнеров»;
  2. провокации коллег и руководства.

Если попытаться систематизировать причины провокаций, то тут также есть несколько вариантов, например:

  1. очернить коллегу или руководителя;
  2. очернить компанию;
  3. переложить ответственность;
  4. свести личные счеты (ну не нравитесь вы человеку).

С провокациями со стороны конкурирующих компаний все более-менее ясно: таких кейсов много, причины и форматы всем давно известны. Более сложные вопросы касаются провокаций изнутри — со стороны коллег и даже руководителей.

Например, перед компанией стояла глобальная задача: предположим, стать лидером рынка в определенном сегменте к концу года. Об этом было заявлено публично. Но когда подошел срок отчитываться, оказывается, что задача не вполне решена. Руководство или отдельные сотрудники компании могут в этом случае решиться на провокацию по разным причинам — от нежелания выполнять свою работу до «отбеливания» собственной репутации и отвлечения внимания от проблем организации. Не исключено, что в итоге всю вину за некорректно предоставленную в публичное пространство информацию в итоге повесят на PR-специалиста.

Еще одна щепетильная ситуация — провокации со стороны коллег в вопросах конфликтов акционеров. Любой пиарщик, маркетолог или другой специалист топ-уровня, завязанный на коммуникациях и имеющий доступ к общению с прессой, всегда сможет организовать грамотный «слив» информации. Особенно в случае, если он чем-то очень сильно недоволен или попросту обижен. Именно поэтому эти люди — самая частая мишень для внутренних провокаций.

Как не поддаться на провокацию?  

Во-первых, понять истинных стейкхолдеров «слива». Необязательно это будет именно тот человек, который снабдил вас нужной информацией и предложил аккуратно вывести это в публичное пространство. Вполне возможно подобная ситуация нужна кому-то из вышестоящего руководства, и вас просто-напросто используют, сводя счеты с партнерами вашими руками. Так или иначе, соглашаясь, вы рискуете собственной репутацией и доверием к вашей персоне (не только внутри компании, но и среди общественности, журналистов и коллег по цеху).

Во-вторых, постараться не реагировать и не вмешиваться в ситуацию насколько это возможно. В конце концов, это не ваш бизнес и вряд ли от этих «разборок» вам что-то перепадет. А даже если вам все же удастся получить «увесистый гонорар», то связи и доверие наверняка пошатнутся. Но тут, как говориться, у кого какие приоритеты.

Конечно, вам могут грозить увольнением и прочими «мелкими пакостями», но лично я всегда склоняюсь к сохранению партнерских отношений, личного имиджа и профессиональной репутации. Ведь работу можно поменять, а вот репутация и отношения (а это главный актив PR-специалиста) – вещи хрупкие.

Помимо столкновения интересов акционеров возможны ситуации, когда провокация исходит от топа, не являющегося собственником компании. Причины чаще всего — желание свести счеты с руководством или отвлечь внимание от своей не очень удачной или даже не совсем чистоплотной деятельности. Здесь совет тот же: максимально ограничьте общение с таким коллегой. Если провокация прозвучала в открытых источниках, например, он разместил негативную информацию лично о вас в социальных сетях, то хорошо бы найти коллегу, партнера или даже предыдущего работодателя. Кого-то, кто лично знаком с вашей работой и сможет дать реальную оценку вас, как специалиста.

Очень часто провокации — это попытка отомстить компании со стороны бывших сотрудников или лично вам со стороны людей, чей профессионализм вы поставили под сомнение. Это позиция «обиженного ребенка».

Как правило, провоцируя вас в соцсетях или других открытых источниках, человек хочет выставить вас в невыгодном свете перед руководством. Отвечать ему или нет — решать вам.

В конце прошлого года в профессиональных сообществах широко обсуждалась рассылка несогласованного пресс-релиза. На мой взгляд, компания вряд ли понесла серьезные репутационные издержки из-за этого «слива», а вот специалист выглядел во всей этой истории крайне непрофессионально. До громкого скандала не дотянули, а образ обиженного пиарщика, не уважающего своих коллег и работодателя, вполне себе получился.

Отношения и профессиональная репутация — вещи довольно хрупкие, требующие особого внимания и трепета. Если кто-то побуждает вас к какому-либо публичному действию, потенциально способному нанести урон вам и вашей компании, сто раз задумайтесь, каковы истинные намерения этого человека и какую роль во всем этом вы сами хотите (или не хотите) сыграть.

Об авторе:

Дарья Богачкина, автор и создатель проекта «Тактики и практики»


Поделиться
Не пропусти новые публикации

Подписывайтесь, и мы будем один раз в неделю присылать полезные бизнес-советы, аналитические статьи, истории успеха и провала, интервью, а также мнения экспертов на острые темы

Подписаться
1390 просмотров
В избранное
Комментарии Написать свой
Спасибо за ваше мнение!

Читайте также

Загрузить еще
loader
Спасибо за подписку.

Заполните, пожалуйста, все поля.

Предложение, замечание, просьба или вопрос.