Мурманск, 2014
Стартовый капитал 150 000 ₽
Окупаемость за 1 год
Среди множества детских развивающих центров студия Оксаны Собининой под названием «Яркое настроение» выделяется особенно. Ведь она учит детей создавать мультики. Как потенциальные клиенты воспринимают такую услугув Мурманске?
В интервью Контур.Журналу Оксана Собинина, основательница студии «Яркое настроение», рассказала о том, почему она решила заниматься анимацией, какие конкурентные преимущества имеет такое направление бизнеса и есть ли у ее проекта шансы получить грант или заручиться поддержкой фонда.
Предметная область
Девиз моего пути в бизнесе — «случайность не случайна». Так говорил персонаж одного известного диснеевского мультика. После семи лет пребывания в декрете я поняла, что не хочу снова выходить на работу и днями напролет заниматься графиками, отчетностями. Я тогда была наивная и еще не знала, что свой бизнес — это вообще круглосуточная работа.
Во время декрета я начала активно заниматься творчеством, и мне захотелось делиться этим умением с ребятами. Однажды совершенно случайно наткнулась на один из новых видов арт-терапии — мульт-терапию и буквально в последний день успела зарегистрироваться на обучение в онлайн-школе мульттерапии, которую организовал Национальный детский фонд при поддержке Президента РФ. Причем на обучение я попала вместе с мужем и командой единомышленников. В течение нескольких месяцев с нами работали психологи, педагоги, аниматоры. Они рассказывали обо всех тонкостях работы с детьми в разных жизненных ситуациях, о том, как снимать мультики, монтировать звук.
Самостоятельно мы начали проводить первые мастер-классы весной 2014 года, а в сентябре я уже зарегистрировала ИП, открыла студию и набрала первую группу детей. Ребята занимались в течение года, создавали мультфильмы в разных техниках: пластилин, бумага, песок, ракушки и все, что попадалось под руку.
В октябре студии исполнилось два года, и за это время мы сняли больше 170 мультиков. Disney и Pixar такие объемы работ, конечно, не снились, они нам наверняка завидуют!
Сейчас в студии занимаются дети от пяти лет, занятия проходят один или два раза в неделю, и в течение года с сентября по май ребята пробуют разные техники, осваивают новые творческие возможности. Ведь чтобы сделать мультик, нужно не просто взять и подвигать какую-то фигурку перед камерой. Чтобы он был понятен, интересен другим, нужно еще придумать историю. Когда мы ее придумываем, мы изучаем основы драматургии, пишем сценарии, делаем раскадровки. После этого мы готовим персонажей: можно просто слепить, а можно слепить по всем правилам, чтобы у персонажа была физика, чтобы он двигался во время съемки логично, плавно и естественно. Это тоже все изучается. Героя нужно одушевить, не только подвигать, но и придать ему какие-то характеристики, чтобы он был живым, испытывал какие-то эмоции. Мы стоим перед зеркалом и тренируемся выражать свои эмоции, поэтому элементы актерского мастерства тоже присутствует в обучении.
Анимация как арт-терапия
У непрофессиональной детской анимации есть два направления: реабилитационное и развлекательное. По большей части дети приходят на развивающие развлекательные занятия. И первый год мы испытывали сложности стем, чтобы донести до родителей, чем именно дети будут у нас заниматься. Во-первых, было немного групп. Я подавала на грант в размере 300 000 руб., но мне его не дали, сказали, что проект у нас классный, но малобюджетный и социальный, поэтому мы будет приносить мало денег.
Пришлось открывать проект на свои деньги. Изначально планировали одну сумму, но пришлось ее очень сильно урезать. Впрочем, мы не делали резких шагов, развивались постепенно и осторожно, чтобы не залазить в кредиты.
Первое время не всегда получалось донести до потенциального клиента направление нашей деятельности. Родители не понимали, чем же дети в итоге будет заниматься в наших группах. Сейчас я понимаю, что нужно говорить на языке клиента и слова «анимация», «мультипликация» в принципе не использовать. Мы просто делаем мультики– людям это понятнее.
Процесс пошел только после первого года, когда первый поток детей отучился и по городу запустилось сарафанное радио. Во-первых, родители увидели и признали, что дети стали более открытыми, научились работатьв команде, получили полезные навыки и как минимум осуществили одну свою мечту — научились делать мультики. Сейчас наша студия достаточно узнаваема в городе. Если ребенок еще не посещал наши занятия, то скорее всего участвовал в мастер-классах. Такие разовые мероприятия мы проводим регулярно: выезжаем в детские сады и школы, участвуем в благотворительных ярмарках и на разных площадках в городе.
Я как-то спросила детей, зачем они ходят на мои занятия. Они ответили, что в школе и дома — уроки, а у нас уроков нет. Я поняла, что не надо их заставлять что-то делать. Ну не хотят они сегодня у меня делать конкретных персонажей, мы сделаем пикселяцию, когда в качестве героев используются сами люди. Родители счастливы, потому что они видят результат: да, вот дети сегодня изучали пикселяцию, хотя у нас по плану было рисование сложных фонов, марионеток и героев. Это просто счастье, что мы не работает в жестких рамках: все-таки у нас не образовательное, а досуговое учреждение.
Второе направление — арт-терапевтическое — поняли сразу. Его приняли психологи, поддержали педагоги, которые занимаются с детьми-сиротами, ребятами из приемных семей, а также детьми, которые находятся в больницах. Только я начала этим заниматься, как на меня сразу же вышли по этому вопросу, мы проводили занятия в центре психолого-педагогической реабилитации с детьми и подростками из приемных семей. Они сначала работали с психологами, а потом то, что они проработали, перекладывали в мультики. И первые мультики были депрессивные, а спустя год все поменялось — появились яркие цвета, радуга, положительные детали, позитивная музыка. Просто дети свои страхи и неуверенность перекладывают на пластилиновых героев, ставят себя на их место.
Еще мы проводим занятия в детской больнице с ребятами, которые долго лежат на лечении в различных отделениях. Это для них возможность отвлечься, получить положительные эмоции.
Первые шаги
Первое время мы арендовали помещение в библиотеке, где была необходимая мебель, поэтому все деньги у меня пошли на закупку оборудования: ноутбука, камеры, фотоаппаратов, штативов, лицензированной программы. Сами сделали анимационный станок. Все первоначальные затраты окупились.
Сейчас мы свое помещение арендуем в учебном заведении, у нас больше возможностей, так как мы не привязаны к графику работы библиотеки или какого-то другого помещения.
«Яркие истории» изначально были семейным бизнесом. Если я делаю просто обычные мультики, то мой муж специализируется на компьютерных мультиках в 3D-программах, 3D-графике. Наш робот на заставке по имени Ярик — это тоже его разработка.
Еще у нас есть специалисты педагоги и психологи, всего в команде шесть человек. Помимо основных занятий, мы также занимаемся выездными мастер-классами в школах и садиках.
По моим ощущениям и по наблюдениям многих моих знакомых, занимающихся детскими центрами, за последний год люди адаптировались и, видимо, уже привыкли к кризису. В этом году у нас открылось больше групп, появилась возможность предоставлять различные варианты — мастер-классы в школах поставлены на поток, мы проводим как минимум три- четыре мастер-класса в месяц.
Перспективы и планы
Мне приходится конкурировать с любым детским центром, развивающим центром, игровой комнатой, досуговым центром. Потому что целевая аудитория у нас одна, и родители выбирают, что из всего представленного на рынке полезно и интересно. Но несмотря на то, что конкурентов у нас в городе много, мультиками в городе занимаемся только мы. Я не беру в расчет небольшие студии при школах и садиках со своей маленькой аудиторией, так как у них нет сторонних посетителей. Хотя я рада, что эти студии в принципе есть, они несут большой положительный эффект для детей.
Преимущество детской студии анимации как раз в том, что она разноплановая. Если ребенок идет на рисование, он будет только рисовать, если на танцы — только танцевать. А у нас ты одновременно рисуешь, изучаешь живопись, скульптуру, драматургию. Когда мы погружается в такой сложный и трудоемкий процесс, как раскадровка, мы учимся как минимум усидчивости и вниманию, потому что здесь важно множество деталей: крупный план, средний план, в какой позе будет стоять герой. Когда мы записываем голос — тренируем актерское мастерство. Анимация — комплексный вид искусства, который объединяет в себе все.Детей, особенно школьников, цепляет то, что у нас есть канал на YouTube и их работы появляются там с указанием фамилий.
В России есть институты, обучающие профессиональных мультипликаторов для крупных студий. Аниматоров, работающих с детьми, никто еще не обучал, пока Национальный детский фонд не открыл школу мульттерапии.
В этом году тоже проводилось обучение. Педагоги нашей студии уже отправили зачетные работы, и сейчас мы ждем получения сертификатов государственного образца о повышении квалификации по направлению «Коллективная анимационная деятельность с детьми». Это первые сертификаты в России по нашему направлению.
В настоящее время я изучаю такое направление, как социальное предпринимательство. Но денежный вопрос остается на повестке дня. Мы хотим открыть направление 3D-анимации. Для этого нужны компьютеры и программы, причем программы из-за своей дороговизны (стоят порядка 200 000 руб.) – это основное. Получается, на пять компьютеров выйдет 1 млн руб. только на одни программы. Я уверена, что мы эти деньги найдем в каком-нибудь фонде. И я, конечно, буду пробовать подавать на гранты. Тем более что сейчас в России на государственном уровне поддерживается инновационная деятельность. А я как раз попадаю в эту нишу.
В январе мы открываем филиал в другом районе города, чтобы некоторым ребятам было проще к нам добираться.