Мурманск, 2014

Город и год запуска

Образование

Отрасль

150 000

Стартовый капитал

1 год

Окупаемость

Как открыть детский центр, в котором учат снимать мультики

28 декабря 2016

Среди множества детских развивающих центров студия Оксаны Собининой под названием «Яркое настроение» выделяется особенно. Ведь она учит детей создавать мультики. Как потенциальные клиенты воспринимают такую услугув Мурманске? 

В интервью Контур.Журналу Оксана Собинина, основательница студии «Яркое настроение», рассказала о том, почему она решила заниматься анимацией, какие конкурентные преимущества имеет такое направление бизнеса и есть ли у ее проекта шансы получить грант или заручиться поддержкой фонда.

Предметная область

Девиз моего пути в бизнесе — «случайность не случайна». Так говорил персонаж одного известного диснеевского мультика. После семи лет пребывания в декрете я поняла, что не хочу снова выходить на работу и днями напролет заниматься графиками, отчетностями. Я тогда была наивная и еще не знала, что свой бизнес — это вообще круглосуточная работа.

Во время декрета я начала активно заниматься творчеством, и мне захотелось делиться этим умением с ребятами. Однажды совершенно случайно наткнулась на один из новых видов арт-терапии — мульт-терапию и буквально в последний день успела зарегистрироваться на обучение в онлайн-школе мульттерапии, которую организовал Национальный детский фонд при поддержке Президента РФ. Причем на обучение я попала вместе с мужем и командой единомышленников. В течение нескольких месяцев с нами работали психологи, педагоги, аниматоры. Они рассказывали обо всех тонкостях работы с детьми в разных жизненных ситуациях, о том, как снимать мультики, монтировать звук.

Самостоятельно мы начали проводить первые мастер-классы весной 2014 года, а в сентябре я уже зарегистрировала ИП, открыла студию и набрала первую группу детей. Ребята занимались в течение года, создавали мультфильмы в разных техниках: пластилин, бумага, песок, ракушки и все, что попадалось под руку.

В октябре студии исполнилось два года, и за это время мы сняли больше 170 мультиков. Disney и Pixar такие объемы работ, конечно, не снились, они нам наверняка завидуют!

Сейчас в студии занимаются дети от пяти лет, занятия проходят один или два раза в неделю, и в течение года с сентября по май ребята пробуют разные техники, осваивают новые творческие возможности. Ведь чтобы сделать мультик, нужно не просто взять и подвигать какую-то фигурку перед камерой. Чтобы он был понятен, интересен другим, нужно еще придумать историю. Когда мы ее придумываем, мы изучаем основы драматургии, пишем сценарии, делаем раскадровки. После этого мы готовим персонажей: можно просто слепить, а можно слепить по всем правилам, чтобы у персонажа была физика, чтобы он двигался во время съемки логично, плавно и естественно. Это тоже все изучается. Героя нужно одушевить, не только подвигать, но и придать ему какие-то характеристики, чтобы он был живым, испытывал какие-то эмоции. Мы стоим перед зеркалом и тренируемся выражать свои эмоции, поэтому элементы актерского мастерства тоже присутствует в обучении.

Анимация как арт-терапия

У непрофессиональной детской анимации есть два направления: реабилитационное и развлекательное. По большей части дети приходят на развивающие развлекательные занятия. И первый год мы испытывали сложности стем, чтобы донести до родителей, чем именно дети будут у нас заниматься. Во-первых, было немного групп. Я подавала на грант в размере 300 000 руб., но мне его не дали, сказали, что проект у нас классный, но малобюджетный и социальный, поэтому мы будет приносить мало денег. 

Пришлось открывать проект на свои деньги. Изначально планировали одну сумму, но пришлось ее очень сильно урезать. Впрочем, мы не делали резких шагов, развивались постепенно и осторожно, чтобы не залазить в кредиты.

Первое время не всегда получалось донести до потенциального клиента направление нашей деятельности. Родители не понимали, чем же дети в итоге будет заниматься в наших группах. Сейчас я понимаю, что нужно говорить на языке клиента и слова «анимация», «мультипликация» в принципе не использовать. Мы просто делаем мультики– людям это понятнее.

Процесс пошел только после первого года, когда первый поток детей отучился и по городу запустилось сарафанное радио. Во-первых, родители увидели и признали, что дети стали более открытыми, научились работатьв команде, получили полезные навыки и как минимум осуществили одну свою мечту — научились делать мультики. Сейчас наша студия достаточно узнаваема в городе. Если ребенок еще не посещал наши занятия, то скорее всего участвовал в мастер-классах. Такие разовые мероприятия мы проводим регулярно: выезжаем в детские сады и школы, участвуем в благотворительных ярмарках и на разных площадках в городе. 

Я как-то спросила детей, зачем они ходят на мои занятия. Они ответили, что в школе и дома — уроки, а у нас уроков нет. Я поняла, что не надо их заставлять что-то делать. Ну не хотят они сегодня у меня делать конкретных персонажей, мы сделаем пикселяцию, когда в качестве героев используются сами люди. Родители счастливы, потому что они видят результат: да, вот дети сегодня изучали пикселяцию, хотя у нас по плану было рисование сложных фонов, марионеток и героев. Это просто счастье, что мы не работает в жестких рамках: все-таки у нас не образовательное, а досуговое учреждение.

Второе направление — арт-терапевтическое — поняли сразу. Его приняли психологи, поддержали педагоги, которые занимаются с детьми-сиротами, ребятами из приемных семей, а также детьми, которые находятся в больницах. Только я начала этим заниматься, как на меня сразу же вышли по этому вопросу, мы проводили занятия в центре психолого-педагогической реабилитации с детьми и подростками из приемных семей. Они сначала работали с психологами, а потом то, что они проработали, перекладывали в мультики. И первые мультики были депрессивные, а спустя год все поменялось — появились яркие цвета, радуга, положительные детали, позитивная музыка. Просто дети свои страхи и неуверенность перекладывают на пластилиновых героев, ставят себя на их место.

Еще мы проводим занятия в детской больнице с ребятами, которые долго лежат на лечении в различных отделениях. Это для них возможность отвлечься, получить положительные эмоции.

Первые шаги

Первое время мы арендовали помещение в библиотеке, где была необходимая мебель, поэтому все деньги у меня пошли на закупку оборудования: ноутбука, камеры, фотоаппаратов, штативов, лицензированной программы. Сами сделали анимационный станок. Все первоначальные затраты окупились.

Сейчас мы свое помещение арендуем в учебном заведении, у нас больше возможностей, так как мы не привязаны к графику работы библиотеки или какого-то другого помещения.

«Яркие истории» изначально были семейным бизнесом. Если я делаю просто обычные мультики, то мой муж специализируется на компьютерных мультиках в 3D-программах, 3D-графике. Наш робот на заставке по имени Ярик — это тоже его разработка.

Еще у нас есть специалисты педагоги и психологи, всего в команде шесть человек. Помимо основных занятий, мы также занимаемся выездными мастер-классами в школах и садиках.

По моим ощущениям и по наблюдениям многих моих знакомых, занимающихся детскими центрами, за последний год люди адаптировались и, видимо, уже привыкли к кризису. В этом году у нас открылось больше групп, появилась возможность предоставлять различные варианты — мастер-классы в школах поставлены на поток, мы проводим как минимум три- четыре мастер-класса в месяц.

Перспективы и планы

Мне приходится конкурировать с любым детским центром, развивающим центром, игровой комнатой, досуговым центром. Потому что целевая аудитория у нас одна, и родители выбирают, что из всего представленного на рынке полезно и интересно. Но несмотря на то, что конкурентов у нас в городе много, мультиками в городе занимаемся только мы. Я не беру в расчет небольшие студии при школах и садиках со своей маленькой аудиторией, так как у них нет сторонних посетителей. Хотя я рада, что эти студии в принципе есть, они несут большой положительный эффект для детей.

Преимущество детской студии анимации как раз в том, что она разноплановая. Если ребенок идет на рисование, он будет только рисовать, если на танцы — только танцевать. А у нас ты одновременно рисуешь, изучаешь живопись, скульптуру, драматургию. Когда мы погружается в такой сложный и трудоемкий процесс, как раскадровка, мы учимся как минимум усидчивости и вниманию, потому что здесь важно множество деталей: крупный план, средний план, в какой позе будет стоять герой. Когда мы записываем голос — тренируем актерское мастерство. Анимация — комплексный вид искусства, который объединяет в себе все.Детей, особенно школьников, цепляет то, что у нас есть канал на YouTube и их работы появляются там с указанием фамилий.

В России есть институты, обучающие профессиональных мультипликаторов для крупных студий. Аниматоров, работающих с детьми, никто еще не обучал, пока Национальный детский фонд не открыл школу мульттерапии.  

В этом году тоже проводилось обучение. Педагоги нашей студии уже отправили зачетные работы, и сейчас мы ждем получения сертификатов государственного образца о повышении квалификации по направлению «Коллективная анимационная деятельность с детьми». Это первые сертификаты в России по нашему направлению.

В настоящее время я изучаю такое направление, как социальное предпринимательство. Но денежный вопрос остается на повестке дня. Мы хотим открыть направление 3D-анимации. Для этого нужны компьютеры и программы, причем программы из-за своей дороговизны (стоят порядка 200 000 руб.) – это основное. Получается, на пять компьютеров выйдет 1 млн руб. только на одни программы. Я уверена, что мы эти деньги найдем в каком-нибудь фонде. И я, конечно, буду пробовать подавать на гранты. Тем более что сейчас в России на государственном уровне поддерживается инновационная деятельность. А я как раз попадаю в эту нишу.

В январе мы открываем филиал в другом районе города, чтобы некоторым ребятам было проще к нам добираться. 


Поделиться
Не пропусти новые публикации

Подписывайтесь, и мы будем один раз в неделю присылать полезные бизнес-советы, аналитические статьи, истории успеха и провала, интервью, а также мнения экспертов на острые темы

Подписаться
257 просмотров
В избранное
Комментарии Написать свой
Спасибо за ваше мнение!

Похожие идеи

  • Образование
    • Здоровье и отдых
    • Интернет-магазины
    • IT
    • Образование
    • Общепит
    • Производство
    • СМИ и видеопродакшн
    • Социальный бизнес
    • Строительство
    • Услуги
    • Фермерское хозяйство
  • Любой стартовый капитал
    100 тыс.
    500 тыс.
    1 млн
    10 млн
  • Любой размер города
    • до 100 тыс.
    • от 100 тыс. до 1 млн
    • более 1 млн
Загрузить еще
loader
Нет результатов, удовлетворяющих условиям поиска. Попробуйте изменить параметры поиска.

Заполните, пожалуйста, все поля.

Предложение, замечание, просьба или вопрос.