Как формат интерактивного музея сказок покоряет Россию — СКБ Контур

Как формат интерактивного музея сказок покоряет Россию

24 марта 2017 1 315 Бизнес‑идеи

Вологда, 2014
Окупаемость за 2 года

Три года назад Елена Проничева открыла в Вологде необычное место для детей и их родителей — интерактивный музей-театр сказок «Небылица». Профессиональные актеры, интересные тематические программы и возможность потрогать все экспонаты привлекают посетителей со всего города. Театр уже стал победителем престижных региональных конкурсов и вышел на самоокупаемость.

О силе здоровой конкуренции, методе проб и ошибок и планах на будущее Елена Проничева рассказывает в интервью Контур.Журналу.

Филолог-театрал

Вся моя личная и профессиональная жизнь связана с родным городом. Здесь в 2003 году я окончила филологический факультет Вологодского государственного педагогического университета. Здесь же девять лет работала руководителем литературно-драматической части в областном театре кукол «Теремок».

Стать учителем русского языка и литературы я решила по совету мамы, она сама выпускница филфака, и я пошла по ее стопам. После университета устроилась работать в театр кукол. Там приходилось много чем заниматься: связями с общественностью, написанием сценариев детских праздников, подготовкой статей для прессы, авторским правом.

В 2013 году я решила получить второе высшее образование и поступила в Академию государственной службы при Президенте РФ по специальности «Управление персоналом». В январе защищаю выпускную квалификационную работу, а пока активно применяю полученные знания на практике в собственном проекте –интерактивном музее-театре сказок «Небылица».

Бизнес я решила открыть в 2013 году. Как раз находилась тогда в декретном отпуске, качала кроватку с ребенком, думала о жизни и решила делать музей. Просто все сошлось: был многолетний опыт работы в театре, собственные дети и необходимость как-то качественно и полезно организовывать их досуг. Интересных мест тогда в Вологде практически не было, я и решила создать свое. Сняла помещение, начала готовить декорации, костюмы, а в январе 2014 года зарегистрировала ИП.

Сегодня «Небылица» — это особенное творческое пространство с театральными декорациями по сюжетам любимых сказок. У нас представлены разные тематические уголки, где проводятся интерактивные экскурсии (длительностью 50 минут), участниками которых становятся сами дети.

Все экспонаты можно трогать руками. Музей ориентирован на гостей в возрасте от года до 13 лет, но в репертуаре есть программы, которые интересны и взрослым. В общей сложности в музее представлено около 20 разнообразных программ («Сундучок со сказками», «Гуси- лебеди», «Коза-потешница», «Три богатыря», «Веселые поварята», «История русских сказок» и др.). Пользуются популярностью и тематические праздники: новогодние представления, Масленица, выпускные детского сада и начальной школы, окончание учебного года, праздник знаний, День защиты детей, День рождения Деда Мороза, вечеринки для принцесс и т.п.). Много работаем по индивидуальным заказам — например, организовываем дни рождения, даем уроки актерского мастерства, а также специальные курсы по домашнему театру. В нашем помещении проходят мини-спектакли творческого объединения «Крекс-Пекс», а также фотосессии.

Путь бизнесмена: пробы и ошибки

Обустройство и развитие музея велось за счет собственных средств. Первоначальные вложения окупились примерно через два года. Могли бы и быстрее, если бы на старте я не совершила ряд стратегических ошибок в силу отсутствия опыта.

Самая большая из них была связана с ранней арендой помещения. Его я сняла практически сразу как решила делать бизнес, а функционировать музей начал только через полгода. Все шесть месяцев, пока шла подготовка декораций и костюмов, я оплачивала пустующие площади, так как не ожидала, что объем работ будет таким большим и займет много времени. Досадно, но что сделано, то сделано.

Не сразу удалось найти свое место. Первоначально мы снимали помещение в уникальном месте — в «Вологодской слободе», постоянно действующей выставке деревянного домостроения на берегу реки Вологды в самом центре города. На выставке, открытой в 2010 году, представлено 15 домов, 11 беседок, 5 бань, а также малые архитектурные формы — колодцы, мельницы, качели, скамейки, собачьи будки и многое другое. За шесть лет «Вологодской слободе» удалось стать своеобразным арт-кластером, где проходят выставки товаров народных промыслов, а также работают известным музеи: Музей самовара, Музей льна, Музей меда, Музей валенка, Музей кузнечного ремесла. Мне казалось, что слобода — идеальное место и для нашей «Небылицы»: идешь по этой уютной деревеньке, мерцают огоньки — настоящая сказка. Правда, реальность сильно разошлась с моими представлениями: арендовать целый дом мне не удалось, сразу стало понятно, что места моим амбициозным задумкам не хватит, к тому же в помещении было холодно.  

Новый дом для нашего интерактивного музея мы искали более основательно: хотели, чтобы там было просторно, тепло, чтобы был отдельный вход с улицы, минимум два санузла — для детей и родителей. В городе сдавалось довольно много площадей, поэтому проблем не возникло. Спустя какое-то время мы еще раз переехали — нам предложили более выгодные условия по аренде.

С персоналом мне везет. Сегодня в штате уже 14 человек. Долгая работа в театральной среде помогла мне без труда собрать талантливую труппу. В основном все мои нынешние коллеги — это мои бывшие коллеги. Я знаю их много лет, мы дружим. Творческие люди, конечно, очень своеобразные, поэтому надо уметь находить с ними контакт. Так что искать, по сути, мне пришлось только администраторов.

Обучение у нас проходит прямо на практике: выделяем новым сотрудникам наставника, стараемся помочь друг другу. У нас нет возможности долго обучать новичков, поэтому стараемся брать людей с опытом и нужными навыками. Специалистов по продажам отправляем на семинары и мероприятия областного бизнес-инкубатора и местного центра поддержки предпринимательства. Здорово, что есть заведения, которые готовы практически бесплатно обучать предпринимателей, и мы с удовольствием пользуемся этими возможностями.

Конкуренция как стимул для роста

В будни нас в среднем посещает около 60-90 человек — это две три группы по 20-30 человек. В выходные проводим по 5-6 программ (дни рождения с арендой музея и интерактивные экскурсии по билетам). Входной билет в основную экспозицию стоит 150 руб. для организованных групп и 200-250 руб. для индивидуальных посетителей. В среднем на одного клиента приходится по два билета — детский и взрослый.

Клиентов привлекаем всеми доступными способами: в социальных сетях, через сайт, раздаем флаеры, покупаем рекламу на ТВ и радио. СМИ большого наплыва клиентов не дают, но необходимы в качестве имиджевой рекламы. Самый эффективный инструмент для нас — сарафанное радио. Город небольшой, и многие мамы общаются между собой. Хороший канал — группа во «ВКонтакте», благодаря которой мы поддерживаем связь с настоящими и потенциальными клиентами.

Направление детского досуга сейчас очень активно развивается: аналогичные музеи сказок появляются в разных регионах. Несмотря на кризис, дети все равно рождаются и будут рождаться дальше. И вопрос организации их досуга всегда будет актуальным: хочешь не хочешь, а родителям надо вкладываться в детское обучение и развитие. В какой-то момент у нас стало меньше организованных экскурсий, поскольку в последнее время ужесточились правила перевозки детей. Согласование стали очень сложными и долгими, поэтому педагогам не хочется брать на себя ответственность.

Но несмотря на это, у нас в Вологде в последние годы появилось очень много развлечений для молодого поколения. Через несколько месяцев после открытия «Небылицы» на соседней улице появился еще один музей сказок, больший по площади. Я поначалу переживала по этому поводу, но затем приняла это как данность, старалась сохранить уникальность нашего места и особый подход. У нас, например, работают профессиональные актеры, имеющие огромный опыт общения с детьми, — не каждый может этим похвастаться.

Наличие конкурентов, в том числе непрямых (государственные учреждения культуры, частные театры, детские центры, кинотеатры), не мешает развитию нашего музея. «Небылицу» продолжают любить клиенты и отмечать городские власти. В 2014 году наш театр стал победителем конкурса «Мы выбираем, нас выбирают», в 2015-ом — конкурсов «Вологодчина: сокровища Русского Севера» и «Время добрых дел». Кроме того, наш театр входит в туристский кластер Вологодской области.

В ближайших планах — разработка франшизы. Соответствующие предложения уже поступают нам из различных регионов. Клиенты готовы пользоваться нашим продуктом, потому что он качественный, интересный, развивает ребенка и помогает не только весело, но и с пользой проводить время. Также хочется пополнить репертуар выездных спектаклей. Спрос на них большой, мы практически каждый день выступаем в школах и детских садах, проводим спектакли. Хотелось бы открыть дополнительный филиал в нашем городе, так как есть предложения от местных торговых центров.

Всем начинающим предпринимателям я советую, во-первых, уделить особое внимание качественному отбору и набору сотрудников, ведь человеческие ресурсы — это основная ценность большинства организаций и во многом секрет их успеха. Во-вторых, обращать внимание на мелочи. Современный клиент очень грамотен и придирчив, и впечатление может испортить малейший нюанс. В-третьих, учиться семь раз мерить и один раз резать. Я сама еще до сих пор постигаю эту науку, а ведь трезвый расчет важен в бизнесе с самого начала. Если бы можно было время отмотать назад, то во время создания музея я арендовала бы помещение подешевле, складывала бы туда декорации по мере их готовности, по-другому бы разработала систему оплаты труда. Еще важно не бояться соперников, ведь конкуренция — это новая ступенька развития. 

Эльба

Бизнес, учет и отчетность для ИП на УСН или патенте без участия бухгалтера

Узнать больше
Эльба

Бизнес, учет и отчетность для ИП на УСН или патенте без участия бухгалтера

Узнать больше
Раз в неделю — дайджест материалов, достойных вниманияАктуальные материалы раз в неделю
Подписаться
Подписываясь, вы соглашаетесь на обработку персональных данных и получение информационных сообщений от группы компаний СКБ Контур.

Статьи по теме

Все статьи
Написать комментарий