Каждый год компания СКБ Контур проводит конкурс для предпринимателей «Я Бизнесмен», в нем участвуют сотни бизнесменов из разных городов России — от Калининграда до Владивостока.
Благодаря конкурсу мы создали вдохновляющую коллекцию бизнес-историй, рассказанных людьми, которые превращают небольшие стартапы в успешные компании.
Их опыт и cоветы будут полезны каждому, кто задумывается об открытии своего дела.
Для старта необходимы некоторые предварительные условия: идея, немного денег и, что самое важное, желание начать
Город и год запуска
Отрасль
Стартовый капитал
Окупаемость
Лада Дубинина преодолела личный кризис благодаря новым знакомствам и решила сама знакомить других женщин с полезными и интересными людьми. Так в Ставрополе появился фестиваль «Женские сезоны» — площадка для знакомства с психологами, бизнес-консультантами, арт-терапевтами, визажистами и стилистами. Фестиваль прошел уже восемь раз, каждый раз его посещали от 50 до 100 человек.
Пока «Женские сезоны» — социальный проект, но он уже меняет формат и трансформируется в небольшой бизнес. Основательница экспериментирует с другими городами, новыми форматами проведения фестиваля и разными способами получения прибыли.
Лада Дубинина рассказала Контур.Журналу о том, почему ей сложно развивать социальный и образовательный проект в небольшом городе, какие способы монетизации — от продюсирования спикеров до онлайн-магазина аксессуаров — могут сработать и зачем учить аудиторию вести Instagram.
По первому образованию я теоретик-музыковед, по второму — режиссер кино и телевидения. Я не работаю ни по той, ни по другой специальности, но вся моя жизнь вертится вокруг двух вещей — искусства и образования. На протяжении 12 лет я работаю с ивентами, рекламой и PR. Моя основная занятость связана с рекламой и продвижением, также я развиваю детскую студию, в которой мы скоро запускаем профориентационные уроки для подростков.
Идея «Женских сезонов» возникла, когда я рассталась с мужем и проходила через непростой период в жизни. Я впервые познакомилась с компанией женщин, с которыми мне было приятно дружить и делать совместные проекты. С ними я интересно и полезно проводила время, и они, сами не догадываясь об этом, очень поддержали меня в тот момент. Мне захотелось поделиться такими знакомствами с другими, показать, что в Ставрополе есть отличные специалисты.
Один из замыслов проекта — создание площадки для знакомства с психологами, коучами, консультантами, тренерами. Мы учим слушателей организовывать бизнес, вести рекламу и продвижение, даем азы красоты и здоровья и организации жизни и быта.
Ни дома, ни в школе мы не получаем системных знаний о том, как жить в принципе. Мы пытаемся восполнить пробелы в образовании с помощью этого светского проекта, который сознательно уходит от эзотерики, — эксперты работают в рамках традиционных направлений.
Полных аналогов нашего фестиваля нет: в Пятигорске проходит «День нескучной психологии» – у них более узкая тематика, а в Ставрополе есть команды, которые организуют бизнес-мероприятия, но у нас облегченный формат по сравнению с бизнес-форумами.
Мы помогаем участницам найти гармоничный путь развития в разных сферах жизни. Многие сбрасывали лишний вес, налаживали отношения с окружающими, открывали свое дело, потому что встречали людей, которые их поддерживали, находили бизнес-партнеров.
«Женские сезоны» дают специалистам возможность презентовать себя, особенно в тех областях, в которых сложно предсказать результат. Зачастую люди боятся идти к психологу, хотя базовая психологическая грамотность нужна каждому человеку и ее стоило бы преподавать в школе и университете. Они не понимают, за что будут платить деньги, у них нет градации качества работы специалиста.
Фестиваль дает участницам возможность снять первичные барьеры, получить знания и познакомиться с узкими специалистами в комфортной среде. Никто никого не заставляет ничего покупать или сразу же записываться на прием. Можно прийти, попробовать, сделать выводы и дальше уже обращаться к эксперту или нет.
Для многих спикеров наш фестиваль становится хорошей стартовой площадкой. Они начинают проводить открытые мероприятия, презентовать себя в среде потенциальной аудитории.
«Женские сезоны» мы провели уже восемь раз. Самые первый фестиваль обошелся в 20 000 руб., из которых 10 000 руб. мы потратили на еду, потому что нас подвели партнеры. Сейчас мы стали закладывать деньги на аренду, больше денег тратить на рекламу, но в среднем организация обходится в те же 20 000 руб. Часть расходов мы покрываем, печатая рекламу спикеров на блокнотах.
Мы пробовали получить грант или премию, но подготовка к таким проектам отнимает слишком много времени. Если бы у нас был человек, который занимается этим отдельно, тогда можно было бы попробовать.
Пока мы окупаем расходы за счет билетов стоимостью 1000 руб., и этого достаточно. Однако инвестиции помогли бы нам улучшить техническое оснащение проекта, закупить оборудование и организовать трансляцию видео.
За месяц мы составляем план по спикерам и начинаем работу, за две недели даем рекламу. Многие процессы сейчас автоматизированы, алгоритмы отработаны, работа идет быстрее. Мы знаем, когда и под какую аудиторию давать рекламу, когда делать рассылку и запускать конкурсы. Пока это социальный проект, мы занимаемся им тогда, когда позволяет основная работа.
Сейчас мы немного меняем формат, выходим на региональный уровень и готовим фестиваль в Пятигорске. На весну запланированы Калининград, Ростов-на-Дону и Краснодар. Мы описали всю методологию для партнеров, разрабатываем информационный портал с афишами фестиваля в разных городах, блогом и единой базой экспертов.
В фестивале участвует от 9 до 15 спикеров. Посетительницы не успевают послушать всех, поэтому мы добавляем бесплатные встречи со спикером раз в неделю и ежемесячные встречи с тремя спикерами в один день. Это подогревает интерес сообщества от фестиваля к фестивалю и не позволяет участницам забыть о нас.
Мы будем разбавлять один большой ежегодный фестиваль в Ставрополе другими мероприятиями в течение года, а также привозить спикеров из других городов. За неделю до наших последних «Сезонов» в сентябре открылась новая площадка, и следующий фестиваль мы проведем на ней.
Мы уже исчерпали ресурс спикеров, которые достаточно известны и готовы выступать, и приглашаем менее публичных специалистов, иногда привозим людей из Ростова-на-Дону, Краснодара, Пятигорска.
Поддержание сообщества требует больших затрат времени и труда. Мы запустим дополнительную монетизацию, как только оптимизируем загрузку и наймем персонал для развития фестиваля в других городах.
Возможные варианты — партнерство и спонсорство, онлайн-магазин продукции с нашей символикой. К каждым новым «Сезонам» мы выпускаем красивые принты, которые можно печатать на шелке, хлопке и шерсти. Эти ткани можно продавать тем, кто хотел бы сам шить одежду. Также хотим выпустить коллекцию украшений в партнерстве с друзьями-ювелирами.
Понемногу мы начинаем продюсировать наших спикеров, помогаем им вести социальные сети и создавать свой бренд. Участие в фестивале для спикеров бесплатное. Мы вкладываем деньги в рекламу, чтобы люди узнали о них. Если им нравится результат, они заказывают дополнительные услуги по продвижению.
Лучше всего работают социальные сети — Instagram, Facebook, «ВКонтакте». С «Одноклассниками» мы не можем подружиться, хотя понимаем, что там тоже много нашей аудитории. Хорошо работает таргетированная реклама, рассылки по базе, конкурсы, сарафанное радио, реклама у самих спикеров и партнеров.
На последний фестиваль пришел один человек, который услышал рекламу по радио, но это скорее исключение. Тем не менее мы стараемся состоять в партнерских отношениях со всеми медиаканалами и приглашаем спикеров перед мероприятиями на местное телевидение. Это не приносит нам клиентов, зато улучшает имидж.
Чаще всего к нам приходят женщины от 25 до 45 лет, более молодые девушки у нас бывают редко. У многих участниц есть свой бизнес. В целом, это активные женщины, которым важно качество их жизни. Часто они приходят на конкретного спикера или конкретную тему.
Аналитика заходов по рекламным постам позволяет нам увидеть, что некоторые темы очень популярны в интернете, но на сам мастер-класс из-за стереотипов приходят единицы. На последний фестиваль я пригласила отличного спикера с 18-летним опытом. В интернете интерес был очень высоким, но к ней на мастер-класс пришло всего два человека.
В сентябре на фестивале мы запустили площадку — на ней выступали три спикера, которые рассказывали о продвижении бренда на рынке: объясняли, как выстраивать рекламную стратегию, как позиционировать бренд в Instagram, как упаковывать продукт. У многих женщин есть свои небольшие проекты, но они не знают, как их развивать, рекламировать и продавать. Мы идем навстречу этому тренду.
Сейчас бум на фестивали. Нельзя сказать, что рынок перенасыщен, но в нем есть перекосы. Есть очень много некачественного продукта, особенно в сфере бизнеса. Многие люди прочитали одну книгу или послушали пару лекций и готовы учить бизнесу.
Наши основные темы — практическая психология и саморазвитие. Мы стараемся приглашать в качестве спикеров специалистов с профессиональным образованием и опытом — это минимальная гарантия качества контента.
Иногда мы помогаем спикерам, просто переписывая заголовок. Самые популярные темы — психология, саморазвитие, бизнес. Темы красоты и здоровья и воспитания детей идут с переменным успехом. Популярна арт-терапия, экспериментальные форматы, например, трансформационные игры, практические занятия.
У нас бывают неудачные специалисты. Они могут быть хорошо представлены в социальных сетях, и их выгодно звать, потому что они приводят с собой толпу поклонников, но, посмотрев на то, как они работают, мы их больше не приглашаем. У нас был один спикер, которому я лично придумала тему и помогла построить выступление. К ней пришло очень много людей, но половина не досидели до конца. Аудитория всегда чувствует фальшь, неподготовленность и некомпетентность.
За эти два года у меня сформировался имидж эксперта по экспертам. Когда меня спрашивают, к кому пойти за знаниями, я всегда советую выбирать не того, кто рассказывает, как он этого добился, а того, кто расскажет, как вам этого добиться, в каком направлении и в каком темпе двигаться.
Сейчас много некачественного обучения от мастеров — людей, которые добились успеха в какой-то области и просто говорят «делай как я». Хороший же учитель, в свою очередь, позволяет ученику использовать те ресурсы, которые в нем уже есть, развивать то, что в нем заложено, и делать все в комфортном темпе.
Тренинги по типу «Бизнес-молодости» очень некомфортны для большей части людей, которые не достигают результата и начинают ломать себя не потому, что они ленивые и глупые, а потому что это неподходящие для них стратегия, цель и темп. Нужно выбирать наставника, который чуток к этим вещам.
Подпишитесь на рассылку, и мы поможем вам разобраться в требованиях законодательства, подскажем, что делать в спорных ситуациях, и научим больше зарабатывать.