Каждый год компания СКБ Контур проводит конкурс для предпринимателей «Я Бизнесмен», в нем участвуют сотни бизнесменов из разных городов России — от Калининграда до Владивостока.
Благодаря конкурсу мы создали вдохновляющую коллекцию бизнес-историй, рассказанных людьми, которые превращают небольшие стартапы в успешные компании.
Их опыт и cоветы будут полезны каждому, кто задумывается об открытии своего дела.
Для старта необходимы некоторые предварительные условия: идея, немного денег и, что самое важное, желание начать
Город и год запуска
Отрасль
Марина Лапшина в 2002 году запустила уникальное для Саранска место — клуб, где дети не сидят за партой, а обучаются по инновационным образовательным методикам. За 16 лет бизнес разросся, и сегодня в сети «Букваренок» открыто уже 5 центров, работают 34 педагога и учатся более 600 детей. Теперь предпринимательница готовиться к запуску франшизы.
О поиске себя и бизнесе с душой Марина Лапшина рассказывает в интервью Контур.Журналу.
Вся моя профессиональная жизнь связана с воспитанием и развитием детей. Еще в школе я была и председателем совета дружины, и комсоргом, и пионервожатым в детских лагерях. Мне всегда была близка организационная и воспитательная деятельность. Именно поэтому я решила пойти учиться на педагога и в 1993 году окончила Ташкентский педагогический институт имени Низами по специальности «преподаватель русского языка и литературы».
Начало моей карьеры совпало со сложным временем — СССР развалился, в стране хаос, лихие 1990-е. После института я родила дочь и полгода просидела в декретном отпуске. Но нужно было как-то зарабатывать, и следующие восемь лет я занималась чем придется.
С 1993 по 1995 годы работала на кафедре Ташкентского высшего общевоинского командного училища имени Ленина, потом в частном бизнесе продавала электрооборудование. В 1999 году наша семья вернулась в Россию, на нашу малую родину — в Республику Мордовию. Родилась я в небольшом мордовском городке Краснослободск, а в конце 1990-х мы обосновались в Саранске, где я живу и работаю до сих пор. Работы не было, одно время я была менеджером в компании «Аптека-Холдинг», потом еще год риелтором.
В начале 2000-х годов я решила, что нужно искать серьезное дело, которому можно посвятить себя и собственную жизнь. Естественно, первое, что пришло в голову, — работа с детьми.
Когда мы еще жили в Ташкенте, моя трехлетняя дочка посещала частную школу по раннему развитию. В программе были музыка, английский язык, развитие речи, танцы. Все это преподавалось в классическом формате, и я решила эту идею приземлить в Мордовии.
Первые эксперименты в работе с детьми начались в 2001 году, я шла по проторенной дороге: вела классические занятия по чтению, счету, иностранному языку. Однако через год мне на глаза случайно попались кубики Зайцева. Это сегодня кубики — общепризнанная педагогическая практика, а 17 лет назад это была инновация! Я поняла, что надо двигаться в эту сторону. Вместе с коллективом педагогов мы прошли обучение у самого Николая Зайцева, автора методики. В 2003 году я познакомилась с Валерией Мещеряковой и ее методикой обучения английскому языку I love English. Затем изучили и внедрили в своем центре систему «Сонатал». На базе этих исследований постоянно разрабатывали собственные методики и занимались по ним с нашими детишками от года.
Официально семейный центр «Букваренок» открыл свои двери в 2002 году, 25 ноября этого года нам исполняется 16 лет! За это время бизнес успел не просто встать на ноги, но и расшириться до пяти филиалов (четыре из них в Саранске, один — в родном для меня Краснослободске), коллектива в 34 педагога и более 600 маленьких клиентов.
С самого первого дня работы наш центр стал уникальным для города и республики. Ближайшими аналогами «Букваренка» были Малышкины школы, открытые при домах культуры. Но методики преподавания в корне различались. Многие родители поначалу испытывали шок, когда на наших занятиях дети не сидели за партой и тянули руку, а могли двигаться, бегать по комнате. Мозг ребенка устроен так, что в движении процесс познания окружающего мира происходит еще активнее, чем при спокойном сидении на одном месте. Этот подход мы и взяли за основу концепции «Букваренка».
Сегодня у нас занимаются детки от года до 16. Для школьников открыты различные курсы: «Юный лингвист», «Эрудит», «Юный физик», English Club, «Робототехника». Курсы лингвистов и математиков помогают школьникам писать сочинения, изучать грамматику. В качестве дидактического материала мы используем картины русских художников, разбираем их, пишем по ним сочинения. В программе математической секции: таблица умножения, счеты, задачи на нестандартное мышление. Одними из первых в городе мы запустили секцию «Робототехники», это сложный и капиталоемкий проект. Для детей с 4 до 15 лет в «Букваренке» открыта секция английского языка по методике I love English. Отрадно видеть, что выпускники наших курсов поступают в серьезные учебные заведения, кто-то даже уезжает потом в Москву.
В последние два года рынок образовательных услуг сильно поменялся: в сегмент вышло множество конкурирующих проектов. Развивающие занятия для детей от года до четырех постепенно теряют свою популярность.
Сегодня самый востребованный формат — группы кратковременного пребывания, где мамы могут оставить малыша с педагогом на два-три часа, а тот будет следить за детьми и дополнительно заниматься.
В числе наших конкурентных преимуществ — широкий спектр образовательных программ (развивающие занятия, подготовка к школе, английский, танцы и др.) и собственные педагогические методики: рабочие тетради, конспекты занятий. Занятия строятся таким образом, чтобы дети не догадывались, что они учатся. Они просто играют, а заодно и пополняют собственный багаж знаний. В нашем центре не делают ошибок, а постепенно ищут правильный ответ.
Второе наше отличие — кадровые состав. На старте мне повезло, вокруг меня быстро сформировалась сильная команда педагогов-новаторов, которые любят свое дело и всей душой за него переживают. Сегодня у нас в пяти филиалах работает более 30 педагогов. Как руководитель я строго подхожу к выбору сотрудников. Все педагоги, работающие в «Букваренке», получили профильное образование и обязательно прошли курсы по детской психологии. Если это учителя английского, то дополнительно все они учатся по методике Валерии Мещеряковой. К сожалению, сегодняшние выпускники — слабо подготовленные специалисты, новых людей приходится отбирать очень долго, для их обучения создан методический отдел.
Недостаток инвестиций с самого начала был главной сложностью моего бизнеса. Поскольку собственный детский центр — довольно капиталоемкое предприятие, а никакого стартового капитала у меня не было, нам приходилось изначально рассчитывать только на эффективную бизнес-модель. Никакой поддержки от государства мы не получили. В 2002 году собрали небольшую сумму, на которую закупили подержанные паласы и шкафы, договорились об аренде кабинета два раза в неделю, собрали пять педагогов и четыре ученика и стартовали. Все деньги, что заплатили нам родители, отдали сотрудникам в качестве зарплаты.
Постепенно бизнес рос: к нам приходили все новые и новые ученики. Рекламу давали на остановках общественного транспорта, на радио. Первые два года эти каналы работали отлично, затем перестали. На телевидение сейчас бюджетов пока нет, поэтому делаем ставку на сарафанное радио, сайт и социальные сети. Все, что удавалось заработать, тут же снова шло в дело.
Первые четыре года были самыми сложными для нас: мы вообще не видели прибыли, понимали, что бизнес балансирует на грани рентабельности, но центр как-то жил, и мы жили вместе с ним.
В 2002 году мы победили в конкурсе социального предпринимательства в Саранске и получили грант в размере 575 000 руб. Эти деньги помогли нам открыть второй филиал и серьезно поправили наше финансовое положение. Третий «Букваренок» стартовал в 2008 году, еще два открылись в 2015 и 2017 годах соответственно. В среднем запуск каждого нового филиала обходится нам в 1,2 млн руб., средний срок окупаемости составляет до трех-пяти лет.
Финансовые сложности существуют до сих пор: очень много средств уходит на аренду и налоги, поскольку всех сотрудников мы оформляем официально. Выручка не растет: на дворе кризис, и покупательская способность наших клиентов падает, а зарплаты сотрудникам мы снижать не можем, люди хотят достойно зарабатывать.
Сегодня во всех наших филиалах занимается более 600 детей. Средний чек занятий колеблется в зависимости от возраста ребенка и направления подготовки. Абонемент на 36 получасовых занятий стоит 3500 руб. в месяц.
В прошлом году мы провели большую работу по систематизации всех наших методик и конспектов, сейчас готовимся к запуску франшизы. У нас есть собственный товарный знак «Букваренок», готовимся запатентовать все свои разработки и масштабироваться.
В нашей сфере многое построено на личном желании и готовности выкладываться на все 100%. Многие люди думают, что если они закупили красивое оборудование и сделали качественный ремонт, то клиенты сами найдут их и придут. Это заблуждение. Люди ищут реальное качество. Если ты рассматриваешь этот проект как обычную работу, то ничего не получится, нужно болеть этим делом, а не ждать быстрого результата и получения прибыли. Работа с детьми — это не бизнес, это состояние души. Конечно, нужно думать о финансовой составляющей и о развитии проекта, но в первую очередь должны быть душа и желание работать.
Подпишитесь на рассылку, и мы поможем вам разобраться в требованиях законодательства, подскажем, что делать в спорных ситуациях, и научим больше зарабатывать.