Екатеринбург, 2016
Стартовый капитал 500 000 ₽
Окупаемость за 3 года
Предпринимательница из Екатеринбурга Ксения Кантор год назад запустила частную школу астрономии kantrSkrip. За полтора года работы услугами ее проекта воспользовались более 15 000 школьников. Но без сложностей не обошлось.
О личном кризисе, стеклянном потолке и информационной блокаде Ксения Кантор рассказывает в интервью Контур.Журналу.
Предыстория
Мой профессиональный путь более 10 лет был связан с психологией. Эта сфера всегда была мне интересна, в 2009 году я получила специальность «психолог, преподаватель психологии» в Уральском федеральном университете.
Работать начала в социальной сфере: в государственных учреждениях, оказывающих бесплатные услуги, в том числе коррекционные, семьям. В 2011 году по рекомендации я попала в центр «Гнездышко», где также занималась поддержкой родителей и детей, попавших в тяжелую жизненную ситуацию. Это работа с профессиональной замещающей семьей, с будущими приемными родителями, психологическая реабилитация детей.
В 2013 году я заняла должность педагога-психолога в училище олимпийского резерва. В тот же год во время летних каникул я вдруг заскучала и решила чисто из интереса сдать вступительный экзамен в Уральскую государственную юридическую академию. Поступила и получила второе высшее образование в Институте государства и международного права по специальности «юриспруденция». Стать юристом я не стремилась, по этому профилю не проработала ни дня, однако бакалаврская программа заинтересовала меня обилием практических знаний в области гражданского и административного права, арбитража. Я уверена, что все эти навыки пригодятся в собственном бизнесе.
До запуска моей компании, частной школы астрономии, я успела поработать еще и коучем в парфюмерном магазине «Золотое яблоко». Опыт получился многоплановым и интересным: я одновременно выступала и консультантом в зале, и коучем, ходила на дополнительные тренинги вместе с продавцами косметики.
Бизнес по любви
Проект «Частная школа астрономии» появился в феврале 2016 года. Меня часто спрашивают: «Как вы влюбились в этот предмет?». На самом деле я влюбилась не в астрономию, а в астронома. Бизнесом мы занимаемся вместе с моим мужем –Павлом Скрипниченко, сотрудником кафедры астрономии, геодезии и мониторинга окружающей среды ИЕНиМ Уральского федерального университета. Нам хотелось создать что-то общее, работать вместе. Так и появился проект по профориентации школьников.
Сегодня наша компания Kantrskrip развивает несколько параллельных направлений: собственная частная школа астрономии и астрофизики, курсы подготовки школьников к олимпиадам (в этом году наши ученики заняли все три призовых места на олимпиаде по астрономии в Свердловской области), а также организация выездных мероприятий по профильным темам в школах, лицеях, гимназиях и детских садах. Например, физико-химические шоу, профориентационные курсы, программы по популяризации естественных и технических наук, показы фильмов по астрономии и исследованию космоса в каркасно-вакуумном кинотеатре-планетарии и многое другое. Что касается частных курсов, то мы стараемся дать ребятам не только теорию, но и практические знания и навыки. Так, наши ученики сами собирают телескопы, проводят исследования, пишут программы, ездят на научно-практические конференции. Все наши курсы проходят на базе Уральского федерального университета.
За полтора года работы нашими услугами воспользовалось более 15 000 школьников. Бизнес генерит стабильную выручку, нас знают не только в Екатеринбурге, но и за его пределами. Однако стартовали мы довольно тяжело. С первоначальными инвестициями помогли друзья и родители, давшие деньги в долг. В общее дело мы вложили и все собственные накопления, суммарно потратили порядка 500 000 руб. В августе 2016 мы привлекли субсидию в размере 300 000 руб. от Свердловского фонда поддержки и развития предпринимательства СОФПП. На полученные деньги мы выкупили оборудование, которое до этого брали в аренду. Эти столь необходимые нам инвестиции позволили вывести бизнес на безубыточность, ведь основные расходы: оплата выездной команды — учтены в стоимости мероприятия, а значит, могут окупаться из оборотных средств.
В октябре 2016 года я выиграла конкурс «Социальный предприниматель» и получила беспроцентный заем от фонда «Наше будущее», а также информационную и бухгалтерскую поддержку. Эти деньги помогли нам приобрести легкий грузовой автомобиль для перевозки нашего оборудования (раньше это требовало минимум двух машин или двух поездок).
Кроме стартового капитала мы столкнулись и с другой серьезной проблемой — информационной блокадой.
Пришлось буквально пробивать стеклянный потолок: нас не хотели слушать ни школы, ни управление по образованию, ни университет — никто не хотел с нами общаться.
Но мы не сдавались: постепенно находили нужных людей, обрастали связями. В сентябре 2016 года договорились о партнерстве с Центром довузовской подготовки (ДоВуз) Уральского федерального университета. Эта организация очень близка нам по формату, поскольку также проводит мероприятия по профориентации для старшеклассников. Наш проект отчасти вырос из университета. В 2015 году на базе заведения прошел день науки в очень близком нам формате. Позднее мы стали самостоятельно организовывать подобные события.
Сегодня ДоВуз часто приглашает наших экспертов на собственные мероприятия, и мы порой тоже привлекаем их специалистов. Работаем по принципу win-win: университет привлекает себе больше абитуриентов, а мы занимаемся любимым делом и зарабатываем на этом деньги.
Загрузка и перспективы
Университетский бренд и портфолио благодарственных писем помогли нам открыть доселе неприступные двери общеобразовательных школ. Сегодня мы оцениваем свой рынок в 200 школ Екатеринбурга, плюс зона вокруг города в радиусе примерно 200 км (а это еще плюс 400 школ). Дальше мы пока не выходим, поскольку логистика делает выездные мероприятия слишком дорогими.
Ежегодно мы можем провести 200-240 выездных мероприятий — это наша предельная загрузка. В каждом мероприятии участвует в среднем 200-250 школьников. Выездной бизнес во многом зависит от сезонности: пик активности приходится на апрель, что связано с празднованием Дня космонавтики. Также плотно работаем с конца ноября по февраль. В учебном году 2016/2017 нам удалось охватить порядка 120 школ Екатеринбурга. Поскольку у нас специфический продукт, самым эффективным каналом продаж для нас остаются холодные звонки и личные контакты.
Стоимость участия школьника в нашей программе — 200 руб. За эти деньги он посещает три мероприятия: научно-популярную лекцию или интерактивную игру (по желанию), физико-химическое шоу и планетарий. Мы предлагаем также формат Дня науки на 100 человек младшей школы и 100 человек старшей школы, итого 200 участников. То есть с одного выезда мы получаем 40 000 руб., прямые расходы составляют около 30% этой суммы, остальное — наша прибыль. В среднем в месяц мы успеваем обслужить пять школ. Чаще всего расходы на наши мероприятия ложатся на плечи родителей, иногда школы привлекают спонсоров.
Летние месяцы мы стараемся перекрыть за счет небольших заказов из детских садов, коттеджных поселков и фестивалей. В этом году наша команда приезжала на ежегодную премию за вклад в развитие и продвижение социального предпринимательства «Импульс добра», выступала во дворце молодежи на Семихатовских чтениях, ездила в закрытый город Лесной на фестиваль науки.
Кризис не сказался на нашем рынке. Наоборот, уже осенью нас ждут интересные перемены. С сентября 2017 года в некоторых школах России астрономия станет обязательным предметом.
По решению министра образования Ольги Васильевой астрономия будет постепенно вводиться в перечень обязательных школьных предметов. Я полагаю, что это решение может пойти нам на пользу: родителям будет понятно, что такое астрономия и зачем детям ее изучать. Также у нас появится возможность немного переориентировать бизнес и запустить профессиональную подготовку учителей астрономии для общеобразовательных школ.
Конкурентов у нас немного. В Екатеринбурге есть научные шоу, например, «Открывашка» или компания «Научные шоу», но они больше развлекательные, чем научные. Их основной формат — крупные мероприятия, дни рождения, хотя иногда мы с ними пересекаемся. Еще одни наши косвенные конкуренты — производители и пользователи надувных планетариев, однако мы выигрываем у них за счет разнообразия контента, ведь мы создаем свои фильмы сами, кафедра университета их смотрит, пишет свои рекомендации. В распоряжении конкурирующих компаний, как правило, есть один-два фильма, ведь это очень дорогостоящий продукт. Основная их аудитория — дети дошкольного возраста и младшие школьники.
Мобильный планетарий — это особенный формат кинотеатра, ведь фильм там транслируется на сферический экран на 320 градусов. Смонтированные киноленты нужно нарезать определенным образом и обработать изображение в специальной программе. Звук пишется отдельно. Автор всех текстов — Павел Скрипниченко. Озвучивать наши фильмы мы приглашаем не только экспертов компании, но и знакомых актеров, привлекаем активно мою десятилетнюю дочь, которая посещает театральные курсы. Создать интересный контент для учеников начальной школы нетривиальная задача, даже эмоциональное прочтение текста диктором на 100% не захватывает их внимание. А вот если за кадром ребенок задает вопросы, а взрослый ему отвечает, это работает лучше.
Очень важно создавать фильмы, которые не просто привлекут внимание ребенка, чему-то его научат, но и по-настоящему заинтересуют его и заставят мечтать. В этом году во время приемной кампании в университете к супругу приехали двое ребят целенаправленно поступать на астрономию. Один из Нижнего Тагила, другой из небольшой областной деревеньки. Оказалось, что оба были у нас на лекции. Для нас это огромный успех.
Механика бизнеса
С офисом на самом старте бизнеса нам сильно повезло: у моих родителей было небольшая коммерческая недвижимость в отдаленном, но при этом удобном с точки зрения транспортной доступности районе. Мы арендовали у них за небольшие деньги помещение в 30 кв.м и читали все лекции там.
Сотрудничая с кафедрой астрономии, мы получили прямой доступ к нашим сотрудникам, большая часть которых — студенты профильной кафедры. Их мы привлекаем на конкретные события. Как правило, команда на выездное мероприятие в школе состоит из трех человек: техника, задача которого обеспечить работу планетария и занять детей на перемене; педагога, ведущего «Астрономикона» –интерактивной игры в формате телешоу «Своя игра», где ребята могут сами выбрать себе тему и стоимость вопроса; и, наконец, студента-аспиранта, который читает лекцию по астрономии для старших классов и проводит физико-химическое шоу. Такая выездная команда вместе с оборудованием грузится в машину и едет куда-нибудь в область на целый день.
Несмотря на относительную молодость нашего проекта, в компании сменилось уже много сотрудников. Кому-то было сложно вставать в 4 утра и куда-то ехать, кто-то не смог работать удаленно без постоянного контроля. Мы ищем людей ответственных, способных к самоорганизации. Сотрудников выбираем из числа студентов и выпускников по специальностям «физика» и «астрономия». Активные ребята обычно приходят к нам сами. Сейчас в команде у нас 11 человек: это педагоги, ассистенты, выездные бригады. Обучением педагогов я занимаюсь сама: в сентябре мы формируем новые группы в нашей школе, параллельно проводим однодневный мастер-класс по приемам педагогики и трехдневный вводный тренинг по предмету. В следующем году мы планируем попробовать формат парк-школы, где у ребят будет возможность выбирать разные курсы по интересам.
Еще одна перспективная идея — предлагать градообразующим предприятиям оплачивать наши дни науки в местных школах. Как правило, у крупных компаний есть школы, которые они курируют. Этот формат мы нашли случайно: участвовали в конкурсе, организованном одним из заводов в Новоуральске, на лучший социальный проект. Партнерство с крупным бизнесом позволит нам гораздо быстрее развиваться в регионах. Если раньше нам приходилось ездить в отдаленные районы ради одного мероприятия, то теперь мы сможем приехать на неделю и спокойно отработать несколько точек.
Вообще наш бизнес имеет хорошие перспективы масштабирования: он не требует серьезных стартовых инвестиций, быстро окупается и подходит для любого города и школы. Плюс на его базе можно развивать и другие направления: экскурсии, совместные проекты с библиотеками, science-праздники, квесты.
Постепенно мы обрастаем партнерами, и у нас появляются средства на запуск других проектов. Например, недавно Инновационный культурный центр Первоуральска выступил с инициативой стать нашей площадкой. В августе организуем пробное мероприятие, возможно, позднее оно станет регулярным.
Самое сложное в бизнесе — пережить личный кризис, который, к сожалению, может случиться с каждым. На старте мы попали в подобную ситуацию: научная группа перестала выигрывать гранты, зарплаты упали до МРОТ в 11 600 руб. Денег не было вообще, но все понимали, что проект перспективный, и, несмотря на психологические сложности, надо было искать инвестиции для развития. Хорошо, что в тот момент нас поддержали семья и друзья.
Еще одна ошибка многих предпринимателей — рассчитывать на быстрые продажи. Даже если ваш товар или услуга очень качественные, клиенты в первое время будут относиться к вам настороженно. Надо быть готовым к тому, что бизнес на старте может быть убыточным. Важно быстро вносить изменения, экспериментировать, а также вовремя остановиться. Я психологически подготовила себя и к негативному исходу: если проект не получится, надо будет останавливаться, продавать оборудование и уходить, но, к счастью, бизнес пошел!