Каждый год компания СКБ Контур проводит конкурс для предпринимателей «Я Бизнесмен», в нем участвуют сотни бизнесменов из разных городов России — от Калининграда до Владивостока.
Благодаря конкурсу мы создали вдохновляющую коллекцию бизнес-историй, рассказанных людьми, которые превращают небольшие стартапы в успешные компании.
Их опыт и cоветы будут полезны каждому, кто задумывается об открытии своего дела.
Для старта необходимы некоторые предварительные условия: идея, немного денег и, что самое важное, желание начать
Город и год запуска
Отрасль
Стартовый капитал
Окупаемость
Дарья Кабанова успешно совмещает социальный бизнес — производство специализированных пособий для детей с особенностями развития — с материнством. Впервые она нарисовала интерактивные карточки под заказ четыре года назад. С тех пор девушке удалось продать свой товар в количестве более 250 000 штук в России, Белоруссии, Чехии, Германии и Польше.
О любви к живописи, американских пособиях и «домашнем» складе Дарья Кабанова рассказывает в интервью Контур.Журналу.
По образованию я графический дизайнер, в 2010 году окончила Московский педагогический государственный университет (МПГУ). С выбором профессии помог определиться папа, он у меня художник, и его любовь к живописи передалась мне. С самого детства я любила рисовать, и когда пришло время определяться с вузом, я решила поступать именно на дизайн.
После института пошла работать по специальности — дизайнером в издательский дом Tisso, где занималась созданием рекламных открыток. В 2011 году я ушла в декрет, во время которого и решила стать предпринимателем. Свою компанию по производству пособий для детей с особенностями развития Raspisanie.me я запустила четыре года назад.
В 2013 году родственница, работающая как педагог с особенными детьми, попросила меня помочь ей с изготовлением пособия. Нужно было сделать специальные карточки с различными рисунками, которые бы помогали не говорящим детям выражать свои желания и просьбы. Она показала мне аналогичные американские пособия. В России на тот момент ничего похожего не продавали. Мне, как дизайнеру, было несложно нарисовать несколько картинок. Однако сама идея так сильно запала мне в душу, что мы с мужем решили — а почему бы не открыть производство похожих карточек на продажу?
Всего за одну ночь муж сделал сайт, и уже на следующий день мы начали получать заказы.
Первоначальные инвестиции нам практически не потребовались: мы вложили 20 000 руб. собственных средств в закупку материалов, а сами карточки производили, резали и упаковывали вручную.
На рекламу мы также решили сильно не тратиться: сделали сайт, группу в Facebook, позже запустили Instagram. У нас довольно специфический товар, и продвигается он в основном за счет сарафанного радио. Плюс мы просим всех наших клиентов оставлять отзывы на нашем сайте, где их уже около ста. Все эти активности помогают нам довольно успешно продвигаться через сарафанное радио, которое заработало практически сразу после запуска сайта.
Наш основной продукт — пособие для не говорящих детей, страдающих аутизмом. Мы продаем различные наборы тематических карточек на липучках и специальные альбомы PECS, куда эти карточки можно вклеивать в определенном порядке. С помощью карточек ребенок учится общаться и выражать свои мысли, например, может наклеить последовательность «хочу» «есть».
Также мы делаем визуальное расписание, режим дня в картинках. Этот набор учит ребенка придерживаться режима: он в любое время может подойти к карточкам и проверить, какое действие у него следующее. Кроме частных преподавателей и родителей особенных малышей нашими клиентами довольно скоро стали специальные коррекционные школы в Санкт-Петербурге, Воронеже, Костроме, а также за границей — в Белоруссии, Чехии, Германии, Польше. Они заказывают у нас большие партии и оборудуют помещения нашими расписаниями. Выходили мы на них через прямые продажи — лично демонстрировали карточки. Те, кто вдохновлялся нашей методикой, становились клиентами.
За время работы мы создали и продали уже более 250 000 карточек. На мой взгляд, это только начало! Очевидно, что рынок растет, потихоньку слабеет информационная блокада вокруг детей с особенностями развития. Все больше семей и специализированных образовательных центров работает с такими малышами, максимально старается социализировать и обучить их. Многие специалисты сегодня уже занимаются по нашей методике. Еще один показать перспективности рынка — появление конкурентов. Хотя пока мы выигрываем у них и по качеству, и по масштабу.
Мы стараемся сделать так, чтобы пособия служили долго. Особенно тяжело поддерживать эту планку стало во время кризиса: сильно выросли цены на комплектующие (липучки, бумага, пластик) – в нашем полиграфическом производстве мы используем много сырья. Большинство материалов мы закупаем за границей, и за счет обвала рубля себестоимость продукции резко возросла. Как следствие, мы вынуждены были поднять цены на наши пособия, а поскольку это далеко не товар первой необходимости, количество клиентов заметно сократилось.
В целом наш бизнес довольно сильно зависит от сезона: с февраля по август у нас затишье, а вот сентябрь — горячий период. Специальные альбомы PECS мы продаем в двух форматах А4 и А5. Стоимость наборов карточек зависит от количества: например, пять штук обойдутся в 160 руб., 24 — в 600, а за 72 карточки придется заплатить 1 550 руб. Цена расписания на липучках — порядка 400 руб., на большом планшете — чуть выше 6 000. Средний чек по частным клиентам у нас 3 000, по специализированным школам — 25 000.
На старте у меня возникало множество трудностей: поиск хороших поставщиков и качественных материалов, необходимость совмещать бизнес с воспитанием детей. Приходилось ночи просиживать за работой.
Производственного цеха у нас нет, вся команда работает удаленно. Склад с готовой продукцией находится прямо у меня в квартире. Кроме меня и супруга, руководителей Raspisanie.me, в штате еще четыре человека. Все они мои знакомые, поэтому особых сложностей с поиском персонала у меня не возникло. Уверена, что им комфортно работать у нас, ведь график позволяет им по совместительству сотрудничать с другими компаниями.
Я очень довольна своей командой, у нас собрались опытные сотрудники. Специалист, который отвечает за изготовление пособий, работает со мной с самого начала, мы вместе придумывали и создавали дизайн для карточек. У клиентского менеджера до Raspisanie.me уже был опыт работы с заказчиками, к тому же у нее профильное образование.
В ближайшем будущем я планирую максимально делегировать свои полномочия и освободить себя от операционных процессов. Конечно, хочется увеличить масштабы и активнее рекламироваться: развивать аккаунты в социальных сетях, повышать число клиентов, привлеченных за счет рекламы. Возможно, нам понадобится торговый представитель, который будет ездить и показывать нашу продукцию специализированным учреждениям.
Самое сложное в бизнесе — начать! Для меня страх был главным препятствием на старте. Поэтому всем новичкам я советую быть смелее, начать делать что-то свое, хотя бы совсем небольшое.
Подпишитесь на рассылку, и мы поможем вам разобраться в требованиях законодательства, подскажем, что делать в спорных ситуациях, и научим больше зарабатывать.