Госзакупки: требования, условия, комментарии и изменения

Эволюция закона: госзакупки по новым правилам

Ольга Покидова 26 марта 2014
Эволюция закона: госзакупки по новым правилам

В 2014 году на смену Федеральному закону № 94-ФЗ «О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд» (закон о госзакупках) пришел закон № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» (закон о контрактной системе).

Если старый закон № 94-ФЗ регламентировал только процесс размещения государственного (муниципального) заказа, то новый закон № 44-ФЗ описывает весь закупочный цикл, начиная с этапа прогнозирования и планирования закупки и заканчивая этапом подведения итогов с оценкой эффективности закупки.

Новый закон о контрактной системе направлен на предотвращение коррупции и других злоупотреблений в сфере госзакупок, введение антидемпинговых мер по отношению к недобросовестным поставщикам при проведении конкурсов и аукционов, повышение профессионализма заказчиков, стимуляцию инноваций и многое другое. Предполагается, что законодательное новшество усовершенствует систему государственных закупок, сделает ее более открытой и прозрачной. Так ли это будет на самом деле, покажет время. А пока специалисты, чья работа связана с госзакупками, хотят знать, в чем разница между закупками по новому и старому законам.

Требования к участникам закупок

Закон № 44-ФЗ сделал дополнительные требования, содержащиеся в законе № 94-ФЗ, обязательными:

  • обладание участником закупки исключительными правами на результаты интеллектуальной деятельности при приобретении заказчиком программного обеспечения;
  • отсутствие сведений об участнике закупок в реестре недобросовестных поставщиков.

Также появились новые требования к участникам закупок:

  • правомочность участника заключать контракт;
  • отсутствие в реестре недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей) не только информации об участнике закупки — юридическом лице, но и данных об учредителях, членах коллегиального исполнительного органа, лице, исполняющем функции единоличного исполнительного органа участника закупки;
  • отсутствие у участника закупки — физического лица либо у руководителя, членов коллегиального исполнительного органа или главного бухгалтера судимости за преступления в сфере экономики, а также неприменение в отношении указанных физических лиц наказания в виде лишения права занимать определенные должности, административного наказания в виде дисквалификации.

Определение поставщика (исполнителя, подрядчика)

Новый и старый законы отличаются способами выбора поставщика.

Закон № 94-ФЗ позволял проводить торги в форме конкурса или аукциона (в том числе и в электронной форме), а также путем запроса котировок у единственного поставщика. Закон о контрактной системе вводит новые способы выбора поставщика, такие как конкурс с ограниченным участием (ст. 56 закона № 44-ФЗ), двухэтапный конкурс (ст. 57 закона № 44-ФЗ), запрос предложений (ст. 83 закона № 44-ФЗ).

Контракт с единственным поставщиком

Напомним, ранее по закону о госзакупках заказчик мог заключить контракт с единственным поставщиком на сумму закупки одноименных товаров, работ, услуг, не превышающую 100 000 руб. в течение квартала. С 2014 года условия стали более жесткими, так как законодательство вводит дополнительное ограничение в процентном соотношении к объему всех планируемых закупок за год. Теперь для заключения контракта должны одновременно выполняться два условия. Согласно первому условию, можно заключить контракт с единственным поставщиком на сумму не более 100 000 руб. за любой период времени (месяц, квартал или год). Второе условие гласит, что общая итоговая сумма за год по таким контрактам (каждый из которых меньше 100 000 руб.) не должна превышать 5 % от суммы всех планируемых закупок за год и составлять не более 50 млн руб. в год.

Также по новому закону для осуществления закупок у единственного поставщика необходимо указать в отчете цену контракта и обосновать, почему невозможно выбрать поставщика иным способом.

 

Запрос котировок

Начиная с 2014 года, условия для проведения запроса котировок стали более суровыми, так как законодательство вводит дополнительное ограничение в процентном соотношении к объему всех планируемых закупок за год. Теперь для заключения контракта должны одновременно выполняться два условия. Первое условие — заключить контракт с победителем в проведении запроса котировок можно, если сумма контракта не превышает 500 000 руб., второе условие — общая итоговая сумма контрактов за год, заключаемых с победителями в проведении запросов котировок, не должна превышать 10 % от суммы всех планируемых закупок за год и составлять не более 100 млн руб. в год.

Однако есть и положительные моменты в законе № 44-ФЗ. Например, если запросы котировок осуществляются для оказания скорой медицинской помощи и нормального жизнеобеспечения граждан, то заказчик имеет право не ограничиваться суммой в 500 000 руб.

С целью снижения уровня коррупции в сфере госзакупок закон о контрактной системе предусматривает подачу заявок только в запечатанных конвертах. Публичное вскрытие конвертов, а также открытие доступа к заявкам, поданным через интернет, осуществляются в один день согласно процедуре, описанной в извещении о проведении запроса котировок.

Согласно новому закону № 44-ФЗ, если заказчик отклонил все поступившие к нему заявки, срок подачи заявок продляется. Однако отметим, что с 1 января 2014 года отклонение котировочной заявки из-за того, что в ней нет технических характеристик предлагаемых товаров или услуг, будет незаконно. Теперь исполнителю в котировочной заявке достаточно сообщить, что он согласен предоставить товары или услуги, которые требуются заказчику. И наконец, вносить изменения в извещение о проведении запроса котировок теперь разрешается не позднее чем за два рабочих дня до истечения срока подачи заявок.

Электронный аукцион

Процедура электронного аукциона претерпела лишь незначительные изменения.

Например, из перечня товаров, работ, услуг, по которым заказчик обязан проводить аукцион в электронной форме, убраны некоторые виды медицинского оборудования, а также исключены строительные и ремонтные работы с начальной ценой контракта более 150 млн руб. для государственных нужд и 50 млн рублей — для муниципальных.

В соответствии с законом № 44-ФЗ минимальный срок размещения извещения о проведении электронного аукциона с начальной ценой более 3 млн руб. сокращен с 20 до 15 дней до даты окончания срока подачи заявок.

Обеспечение заявок и контракта стало обязательным. Если начальная (максимальная) стоимость контракта меньше 3 млн руб., то заказчик должен установить обеспечение заявки в размере 1% от этой суммы.

Если аукцион признан несостоявшимся, то заказчик либо согласует с контролирующим органом возможность заключения контракта с единственным поставщиком, либо проводит запрос предложений.

Конкурсы

В части положений, касающихся открытых конкурсов, новый и старый законы имеют ряд существенных отличий:

  • теперь заказчик обязан размещать извещение о конкурсе не менее чем за 20 дней до даты вскрытия конвертов с заявками, что на 10 дней меньше, чем диктовал закон № 94-ФЗ;
  • продление срока подачи заявок в случае внесения заказчиком изменений в извещение или конкурсную документацию тоже сократилось с 20 до 10 дней;
  • с 2014 года заказчик может установить право подачи заявок только в письменной форме, тогда как закон № 94-ФЗ позволял подавать заявки и в электронной, и в письменной форме;
  • рассмотрение и оценка заявки оформляются теперь одним протоколом, а не двумя отдельными, как в старом законе;
  • сократилось количество параметров оценки конкурсных заявок с восьми до пяти.

Если конкурс признается несостоявшимся, то по закону № 44-ФЗ заказчику следует действовать так же, как в случае признания электронного аукциона несостоявшимся.

В отличие от закона № 94-ФЗ, обеспечение заявки по закону о контрактной системе может быть выполнено не только посредством перечисления денежных средств, но и в виде банковской гарантии. Обеспечение контракта при проведении конкурсов теперь необходимо в обязательном порядке.

Конечно, на этом обширный перечень различий между законами не заканчивается, и позже мы  вернемся к другим, не менее важным, моментам в сфере государственных закупок.

Ольга Покидова,
менеджер по развитию направления «Контур-Бухгалтерия Бюджет» компании «СКБ Контур»

Не пропусти новые публикации

Подписывайтесь, и мы будем один раз в неделю присылать полезные бизнес-советы, аналитические статьи, истории успеха и провала, интервью, а также мнения экспертов на острые темы

Подписаться
7420 просмотров
В избранное
Электронная подпись
Электронная подпись

Сертификат для участия в торгах и госзаказе, для работы в госинфосистемах

Узнать больше
Бухгалтерия Бюджет
Бухгалтерия Бюджет

Вести бухгалтерский учет в государственных и муниципальных учреждениях.

Узнать больше

Комментарии

Комментарии Написать свой
Спасибо за ваше мнение!
← К списку публикаций

Читайте также

Загрузить еще
loader
Спасибо за подписку.

Заполните, пожалуйста, все поля.

Предложение, замечание, просьба или вопрос.