Доставка без курьера: как решать логистическую проблему при взрывном спросе — СКБ Контур

Доставка без курьера: как решать логистическую проблему при взрывном спросе

31 января 2022 Мнение

По данным HeadHunter, в 2021 году спрос на курьеров вырос на 217 %. В столице их зарплата уже достигла 90 000 руб. На фоне взрывного развития рынка вопрос нехватки персонала по-прежнему остается нерешенным. Рынок реагирует на сложившиеся обстоятельства появлением альтернативных форматов доставки.  

Дмитрий Никитин

Пандемия привила россиянам новую привычку — делать заказы от повседневных продуктов до крупной бытовой техники в интернет-магазинах. Онлайн-площадки предлагают всевозможные варианты доставок: на пункт выдачи, в постамат, экспресс-доставку за 1,5 часа и 15 минут. 

Рост российского рынка e-commerce в 2020 году составил 58,5 %, свидетельствуют данные Ассоциации компаний интернет-торговли. Участники рынка считают это взрывом. По итогам 9 месяцев 2021 года оборот рынка превзошел показатели всего 2020 года. 

Дефицит рук

Наряду с ростом спроса на найм курьеров пандемия простимулировала отток мигрантов, которые были основной рабочей силой этого рынка. До пандемии в стране их было 9-10 млн, приводит данные Forbes со ссылкой на МВД. К сентябрю 2021 года в России осталось 7 млн мигрантов. 

Эти факторы уже изменили рынок доставки: объемы и количество заказов растут, но доставлять их некому, особенно на участке последней мили.

В такой ситуации бизнес может использовать другие форматы.

Бесконтактная альтернатива

Всего в России более 50 000 различных точек выдачи заказов. 68 % всех интернет-заказов в России в первой половине 2020 года прошло через постаматы, говорится в отчете аналитиков Data Insight. Курьерские доставки пережили всплеск интереса в апреле 2020 года во время введения режима самоизоляции. Лидерами рынка стали пункты выдачи заказов (ПВЗ) и постаматы. У отдельных маркетплейсов вроде Wildberries через ПВЗ прошло 90 % посылок. 

Отдельным направлением развития стали пункты выдачи в розничных магазинах — такую сеть 5Post развивает X5 Group в «Пятерочках». В условиях всеобщей самоизоляции такой способ доставки обрел популярность. 

Постаматы — небольшие устройства, обеспечивающие бесконтактную доставку. Ячейка открывается только после ввода данных конкретным клиентом. Небольшой размер шкафчика для посылок позволяет его устанавливать практически в любом месте с высоким трафиком. 

Компании уже поделили между собой точки установки постаматов: Почта России лидирует в переходах метро, PickPoint — в торговых центрах. Большинство постаматов находятся в городах. От всего рынка по этому показателю отличается Почта России, у которой 73 % почтовых отделений расположены в населенных пунктах других типов. 

Алгоритмы вместо логиста

Службы доставки трансформируют технологии. Компания «Самокат» использует в работе сотни алгоритмов. Одни с их помощью прогнозируют периоды роста и падения спроса из-за праздников, погодных условий, другие — принимают рутинные управленческие решения о заказе новых поставок продуктов. 

Вместе с тем стало возможно по-новому управлять работой курьеров. Компания привлекает молодых людей, основная работа которых не связана с доставкой, но они готовы подработать 2-3 часа в день.  

Специальное приложение учитывает график, заявленный кандидатом на собеседовании, и вызывает его на работу в моменты пиковых нагрузок, но в удобные для него часы. Без развитых технологий управлять тысячами курьеров компании таким образом было бы нереально. 

Возможно, другие компании будут развивать программное обеспечение и так же вызывать курьеров для доставки посылок из ПВЗ до двери клиентов. Если на территории много подрабатывающих курьеров, доставка будет высокоскоростной. 

Будущее: ПВЗ, софт и шанс для бизнеса

В 2022 году рынок продемонстрирует рост числа разных ПВЗ: постаматы будут появляться у школ, детских садов, в метро, на остановках транспорта — везде, где бывают люди. 
Курьерские службы будут работать на повышение эффективности, а именно развивать собственное программное обеспечение для управления сотрудниками и прогнозирования наиболее точного времени доставки.
 
Сложная ситуация на рынке доставки, дефицит курьеров, высокая конкуренция между компаниями, устанавливающими постаматы, — отличный шанс для малого бизнеса найти для себя точки роста. Вполне возможно, скоро персональная доставка до двери клиента останется только у крупных компаний, а микробизнесы перестанут предоставлять такую услугу из-за высоких издержек. 

В ближайшем будущем на рынок придут дроны и роботы. Возможно, в городах они не будут доставлять посылки из соображений безопасности, но на складах и в распределительных центрах станут необходимы для упрощения логистики и сортировки. К этим технологиям стоит присмотреться. Все логистические компании мира заняты поиском экономической выгоды. 

Дмитрий Никитин, генеральный директор компании Via.Delivery

Компас

Поиск и сегментация новых клиентов для бизнеса, выгрузка базы контактов в Excel или CRM

Узнать больше
Дмитрий Никитин
Компас

Поиск и сегментация новых клиентов для бизнеса, выгрузка базы контактов в Excel или CRM

Узнать больше
Раз в неделю — дайджест материалов, достойных вниманияАктуальные материалы раз в неделю
Подписаться
Подписываясь, вы соглашаетесь на обработку персональных данных и получение информационных сообщений от группы компаний СКБ Контур.

Статьи по теме

Все статьи
Написать комментарий