Эксперимент планируется проводить в сотрудничестве с платформами.
Ранее вице-спикер Госдумы Владислав Даванков (партия «Новые люди») предложил ввести механизм самозапрета покупок на маркетплейсах или установления лимита, чтобы помочь потребителям контролировать импульсивные траты.
В ответе министерства на обращение депутата отмечается, что эксперимент может быть реализован на добровольной основе, что позволит протестировать новый функционал и оценить его эффективность. Ведомство поддерживает инициативу Даванкова и выражает готовность участвовать в разработке мер по защите потребителей от финансовых и социальных рисков.
Также в письме подчеркивается необходимость анализа правоприменительной практики, сложившейся после введения запрета на выдачу потребительских кредитов и микрозаймов по заявлению граждан.
Кроме того, министерство отмечает, что разрабатываемое регулирование будет касаться не только маркетплейсов, но и других цифровых платформ, предоставляющих посреднические услуги, включая сервисы по оказанию услуг и выполнению работ.
Исследование СДЭК и финансового маркетплейса Сравни за 2024 год показало, что импульсивные покупки россияне чаще всего совершают именно на маркетплейсах (39%). Прежде всего в число необдуманных покупок попадают товары для дома и декор (40%), одежда, обувь и аксессуары (37%). На такое поведение потребителей влияют скидки и желание поднять себе настроение.
Однако сами платформы отмечают изменение поведения потребителей — в частности, стремление обдумывать траты. Так, например, многие перед покупкой на маркетплейсах добавляют товары в избранное — чтобы отслеживать акции и снижение цены.