Изменения в законе о рекламе — 2021: запрет громких сообщений, маркировка — СКБ Контур

Изменения в законе о рекламе — 2021: запрет громких сообщений, маркировка

31 августа 2021 31 93110

В 2021 году законодательство о рекламе в очередной раз дополнилось новыми ограничениями и нюансами: за громкую рекламу могут выписать штраф, для проверки больше не нужны заявления, а владельцев популярных сайтов стали регулировать жестче.

Рассказываем обо всех новшествах с пояснениями.

Что такое реклама и за что придется отвечать

Не каждое сообщение, которое предприниматель пытается донести до потребителя, считать рекламой. В ст. 3 Федерального закона от 13.03.2006 № 38-ФЗ дается такое определение:

Реклама — информация, распространенная любым способом, в любой форме и с использованием любых средств, адресованная неопределенному кругу лиц и направленная на привлечение внимания к объекту рекламирования, формирование или поддержание интереса к нему и его продвижение на рынке.

То есть рекламой считаются сообщения, которыми бизнесмен мотивирует покупателей, в том числе потенциальных, к какому-то действию, или продвигает интерес к своему продукту или бренду.

Рекламой не считается:

  • Информация, которую бизнесмены должны раскрывать по закону. Например, сообщение о годовой выручке публичной организации не является рекламой, потому что она обязана раскрывать эти данные.
  • Справочно-информационные и аналитические материалы, у которых нет цели продвижения товаров.
  • Вывески и указатели, в которых нет сведений рекламного характера.
  • Информация о товаре, его изготовителе, другие элементы оформления без рекламной информации, которые размещены на упаковке товара.

Когда мы говорим о каких-то ограничениях в распространении рекламы, речь идет не обо всей информации, а только о той, которая попадает под формулировки из закона.

Проверка законности рекламы без заявлений

Контролем соблюдения законодательства о рекламе занимается Федеральная антимонопольная служба (ФАС). Она выявляет нарушения, проводит внеплановые выездные и документарные проверки, привлекает экспертов в спорных ситуациях.

До начала этого года ФАС, как и большинство контролирующих органов, имела право проводить проверки по заявлениям. Например, если кто-то из граждан жаловался на рекламный баннер, служба организовывала проверку и принимала решение.

С 1 января 2021 году ФАС получила право систематически проверять рекламу, размещенную юридическими лицами и предпринимателями. Жалобы или обращения для этого больше не нужны (Постановление Правительства РФ от 24.11.2020 № 1922).

Если ФАС обнаружит нарушение, то бизнес могут привлечь к административной ответственности, в частности, по ст. 14.3 КоАП РФ: для ИП размер штрафа составит от 4 000 до 20 000 руб., а для организаций – от 100 000 до 500 000 руб. Либо ФАС может вынести предостережение. Санкций можно избежать, если сразу исправить нарушение.

Отвечать за проблемы с рекламой будут не только подрядчики или заказчики — за нарушения штрафуют всех, кто участвовал в создании и размещении рекламы. Например, если бизнес заказал у рекламного агентства баннер, на котором разместили незаконную рекламу, могут оштрафовать и заказчика, и исполнителя. Поэтому не стоит полностью полагаться на контрагента. Заказывая рекламу, проверяйте ее самостоятельно или советуйтесь с экспертами.

Как понять, что за рекламу оштрафуют

Прежде чем распространять рекламу, убедитесь, что она не нарушает закон.

В ст. 7 Федерального закона от 13.03.2006 № 38-ФЗ перечислены товары и услуги, которые точно нельзя рекламировать:

  • любые товары, которые нельзя продавать и производить в России;
  • наркотические средства и психотропные вещества, табачные изделия и вейпы;
  • взрывчатые вещества, за исключением пиротехнических изделий;
  • медицинские услуги по искусственному прерыванию беременности;
  • услуги по написанию рефератов и других научных работ.

Есть запреты, которые указаны в других законах – например, в Федеральном законе от 29.12.2010 № 436-ФЗ «О защите детей».

Еще есть четкие критерии, по которым ФАС выписывает штрафы. Например, нельзя использовать иностранные слова без перевода, не указывать точную информацию о правилах и сроках проведения акции.

Проблемы обычно возникают в ситуациях, когда нет четкой терминологии. Например, в ст. 8 Федерального закона от 13.03.2006 № 38-ФЗ указано, что нельзя распространять неэтичную рекламу, то есть рекламу, которая порочит физическое или юридическое лицо, объекты искусства, составляющие национальное или мировое культурное достояние, или содержит информацию, нарушающую общепринятые нормы гуманности и морали. Является ли конкретный случай нарушением таких норм, будет решать экспертная комиссия ФАС.

Перед размещением рекламы изучите весь профильный закон, потому что различные запреты и нюансы содержатся в разных статьях. Еще можно прочесть комментарии ФАС к закону.

Запрет громкой рекламы

С 25 августа 2021 года действует Федеральный закон от 26.05.2021 N 150-ФЗ, ограничивающий такой формат продвижения, как звуковое оборудование на стенах и крышах зданий. Причем неважно, коммерческое это здание или жилое.

Также в законе указано, что под ограничение попадает распространение рекламы через оборудование, которое размещается на «иных конструктивных элементах зданий, строений и сооружений».

Общего запрета на звуковую рекламу в законодательстве нет. Например, за распространение сообщений через громкоговоритель в руках промоутера штрафовать не должны. Исключение, если будет нарушен какой-то другой закон, например, уровень шума будет превышать принятый в регионе санитарный максимум.

Точно штрафовать за нарушения будут распространителей рекламы, которые разместят оборудование и будут передавать через него сообщения. Претензии могут предъявить и бизнесу, который закажет распространение такой информации.

Маркировка рекламных сообщений

Федеральный закон от 02.07.2021 № 347-ФЗ внес изменения в правила размещения рекламы в интернете. Согласно ст. 16 Закона о рекламе, реклама, распространяемая в интернете, должна содержать пометку «реклама», а также указание на рекламодателя и сайт с информацией о нем. Что конкретно должно быть указано о рекламодателе, не уточняется.

Прежде чем размещать сообщения в интернете, убедитесь, что Роскомнадзор не запретил распространять рекламу конкретному ресурсу. Штрафа за размещение быть не должно — законом устанавливается ответственность рекламораспространителя, а не рекламодателя. Но могут возникнуть финансовые проблемы: бизнес оплатит размещение, а сайт не сможет выполнить обязательства.

Крупные сайты обяжут размещать социальную рекламу

В апреле вступил в силу Федеральный закон от 30.04.2021 № 124-ФЗ об обязательной квоте в размере 5 % на размещение социальной рекламы в интернете. Пока он распространяется только на крупные сайты с ежедневной посещаемостью более 100 000 пользователей.

Правительство наделило функциями оператора социальной рекламы АНО «Институт развития интернета» (Распоряжение Правительства Российской Федерации от 13.07.2021 № 1907-р). Некоммерческая организация будет регулировать распространение соцрекламы, отбирать контент для размещения и взаимодействовать с интернет-площадками.

С 1 сентября 2022 года Роскомнадзор займется созданием и ведением единой системы учета интернет-рекламы. В нее войдет информация о рекламодателях и их сообщениях. Передавать данные будут рекламодатели, агентства или другие посредники.

Копирование и любая переработка материалов Контур.Журнала запрещены

Маркет
Автоматизируйте учёт товаров от поставки до продажи, следите за остатками. Подойдёт любым магазинам.
Узнать больше
Маркет
Автоматизируйте учёт товаров от поставки до продажи, следите за остатками. Подойдёт любым магазинам.
Узнать больше
Раз в неделю — дайджест материалов, достойных вниманияАктуальные материалы раз в неделю
Подписаться
Подписываясь, вы соглашаетесь на обработку персональных данных и получение информационных сообщений от группы компаний СКБ Контур.

Статьи по теме

Все статьи
10 комментариев
С
На набережной в Ростове стоят прогулочные теплоходы, с которых с утра до ночи разносится по округе рёв динамиков. Выходит, они не попадают под ограничение.
С
Светлана 6 ноября 2021
А у нас в городе, на пешеходной улице всю голову разбили рекламой ивановского текстиля через громкоговоритель. Значит, если рядом будет висеть на стене рупор это запрещено, а в руках держать и орать в него можно. Бред.
Р
У меня под окном в 8-9 утра каждое утро субботы катается тип и орёт, что продаёт яйца, молоко и творог. Бесит жуть. Не даёт спать по утрам))) Это Ростов-на-Дону.
А
У нас так же под окном,и тоже в Ростове на Дону.Тип орет со стремянки в громкоговоритель о распродаже «одежды и обуви из Москвы»
Если в почтовый ящик бросают рекламу услуг и товаров,является ли это нарушерием закона?
Н
Надежда 4 июля 2022
А
Александр 18 февраля 2022
Из TV круглые сутки несётся-съешь, выпей, купи. Людям всё это сильно влияет на психику. А сейчас в правительстве собираются увеличить время этой абсолютно никому не нужной информации (т.е. рекламы) с 9 минут до 12 минут в час. Это ж как надо не любить свой народ, чтобы проталкивать такую гадость в закон!
Т
Татьяна 6 июня 2022
(в ред. Федеральных законов от 23.07.2013 N 200-ФЗ, от 25.11.2013 N 317-ФЗ)Статья 24.
. Реклама лекарственных средств не должна:
1) обращаться к несовершеннолетним;
2) содержать ссылки на конкретные случаи излечения от заболеваний, улучшения состояния здоровья человека в результате применения объекта рекламирования;
На телевидении идет засилие рекламой лекарственных средств, хотя медики кричат о недопустимости самолечения. А у нас: МИГ и голова не болит, от поноса, запора, геморроя, недержания мочи, от давления и так далее........ Выглядит как завуалированное, целенаправленное уничтожение нации под видом помощи населению. Почему рекламу табачных изделий и алкоголя запретили, а лекарственных препаратов - нет? Телевизор смотрят и несовершеннолетние, а от рекламы уже тошнит, её слишком много, действительно влияет на психику. Государство, согласно закону, просто обязано контролировать содержание, количество и время рекламы, если заинтересовано в сохранении нации.
С
Сергей 12 июля 2022
В Туапсе на центральном пляже через усилитель с колонкой рекламируют катание на бананах так громко, что за полтора км в прилегающих домах придыхание слышно.