Как изменился рынок ритейла за последние два года — СКБ Контур

Как изменился рынок ритейла за последние два года

Проект API Контур.Фокуса проанализировал, как изменился рынок ритейла за последние годы. Смотрели статистику по России и динамику по отраслям с 2020 года: какой бизнес показывал рост, а какой сокращался.

14 июня 2022

Продавцов стало  меньше/ Рынок стал меньше

По данным исследования  API Контур.Фокуса, с начала 2020 года  объем розничной торговли в России уменьшился на 6 %. Так, если в январе 2020 года было зарегистрировано 1,5 млн. организаций, то сегодня их количество составляет 1, 4 млн. Самое резкое снижение наблюдалось с октября 2020 года по февраль 2021 года (с 1,44 до 1,26 млн.) Затем число организаций начало плавно восстанавливаться.

Как менялся рынок ритейла в России

Что касается динамики закрытий и открытий, то можно увидеть интересные закономерности. Во время первого локдауна (режима нерабочих дней), число новых регистраций по отношению к январю 2020 упало в 4 раза, а закрытий — в 1,5 раза. В июле обычная динамика восстановилась, однако с октября 2021 по февраль 2022 произошел резкий рост числа ликвидаций (вплоть до 89 тыс. в декабре 2021 года, что в 4 раза больше числа регистраций). С февраля 2021 число регистраций обогнало число ликвидаций, но в марте показатели практически сравнялись.

Как поменялся рынок ритейла в России

Кто уходит с рынка

С 1 июня 2020 по 1 июня 2021 года количество компаний в большинстве отраслей существенно снизилось. Заметнее всего сократилась торговля бытовой техникой (18, 22 %), «прочими товарами» (15, 05 %),  книгами и канцтоварами (13, 93 %), детскими товарами (13,11 %), а также топливом и смазочными материалами (10,53 %).

Елена Катаева
руководитель проекта API Контур.Фокуса

К июню 2022 года фаза сильного спада в большинстве отраслей прекратилась, а некоторые компании даже показали заметный рост. Например, категория “Прочая торговля” - она разрослась почти на 55 %. На это повлияла переориентация розничных продавцов в сторону маркетплейсов (Яндекс.Маркет, OZON, Wildberries и других).

Как менялся рынок ритейла по отраслям

В каких регионах рынок ритейла растет, а в каких сокращается

С 1 июня 2020 по 1 июня 2021 года рынок ритейла в России существенно сузился. Заметнее всего — на Северном Кавказе, где количество организаций уменьшилось на 16,6 %. А меньше всего в Крыму — на 3,3 %. При этом с 2021 по 2022 году, число организаций в Крыму не восстанавливалось, в отличие от других федеральных округов.

Как менялось количество компаний розничной торговли

Например, в Приволжском и Северо-Западном федеральных округах число организаций практически приблизилось к тому к уровню 2020 года. А на территории Москвы и Московской области компаний розничной торговли стало больше, чем было до снижения.

Сколько в стране осталось иностранных ритейлеров

Что касается ритейла с иностранным учредителями, то с января 2020 года по июнь 2022 года, таких компаний стало меньше на 45 %. Было 1838, а стало 1015.

Что происходило с зарубежным ритейлом в России

Обратим внимание, что это снижение было планомерным в течение всего рассматриваемого периода, а доля организаций с иностранными учредителями также уменьшилась с 0,7 до 0,49 %.

Кристина Давыдова Кристина Давыдова Кристина Давыдова

Кристина Давыдова

Руководитель отдела маркетинговых коммуникаций

Задать вопрос



Новости по теме

СКБ Контур принял участие в стратегической сессии «Регион как точка роста»

В Екатеринбурге состоялась стратегическая сессия проекта «Регион как точка роста». Представители власти, институтов развития и бизнеса обсудили отток молодежи и дефицит кадров в регионе. Советник генерального директора по социальной ответственности и директор Благотворительного фонда СКБ Контур Светлана Скользкова отметила, что изменить ситуацию помогут партнерские отношения бизнеса, государства и образования.

Организации стали чаще обследовать свои информационные системы

По данным экспертов Контур.Безопасности организации стали чаще проверять информационные системы на наличие в них критических процессов. По сравнению с 2020 годом обращения в компанию выросли в 8 раз.