Цифровизация ритейла: тренды и решения — Контур

Цифровизация ритейла: тренды и решения

26 декабря 2024

Цифровизация проникает в ритейл все больше: от документооборота и заказов на поставку до маркетинга и найма персонала. Постепенная автоматизация бизнес-процессов связана с вызовами, которые возникают из-за изменений на рынке и в законодательстве. Расскажем, какие задачи стоят перед поставщиками и производителями ритейла сегодня, а также как на них отвечает цифровизация отрасли. 

Вызовы, с которыми сталкивается представители отрасли

Перед торговыми сетями, производителями и поставщиками стоит ряд задач, решение которых позволит сохранить позиции на рынке и оставаться в тренде.

Нехватка персонала

За последние несколько лет российский бизнес сталкивается с кадровым голодом. Ритейл не исключение — по данным консалтинговой компании «Яков и Партнеры», в розничной торговле на одну опубликованную вакансию приходится 1,2 резюме. По оценкам экспертов, к 2030 году дефицит кадров в торговле достигнет 300 — 500 тысяч человек.

Чтобы решить проблему, компании меняют подход к найму. Рекрутеры играют роль менеджеров по продаже вакансий. С кандидатами работают по модели воронки, а вакансии упаковывают как рекламные предложения. Кадровый голод также стимулирует бизнес больше вкладываться в удержание текущих сотрудников. Например, работать с обратной связью и повышать лояльность за счет социальных льгот.

Создать команду мечты по силам любому руководителю. Но сначала нужно провести объективный самоаудит: определить красные зоны в бизнес-показателях, измерить уровень удовлетворенности персонала, провести анализ конкурентов и своих каналов по подбору. Это позволит пересмотреть подход к поиску, адаптации и обучению сотрудников.

Ксения Лысенко
HR бизнес-партнер группы компаний «Жизньмарт», «Сушкоф», «Гуляш», «Ёю», соучредитель «Жизньмарта»

Изменения в маркировке

Количество маркируемой продукции с каждым годом растет — в 2025 году число товарных групп приблизится к 80. Из-за этого участникам оборота нужно закупать оборудование, устанавливать специальное ПО, регистрироваться в системе «Честный знак», подключаться к ЭДО.

Еще один фактор, из-за которого бизнесу нужно корректировать бизнес-процессы — переход на поэкземплярный учет. В 2025 году на него переведут антисептики, воду, БАДы и ряд других товарных групп. Сейчас при отгрузке нескольким розничным торговым точкам оптовику достаточно указать в УПД GTIN и количество товара. Когда изменения вступят в силу, при отгрузке в УПД нужно будет указывать коды маркировки каждой единицы продукции, а также сверять коды в документе и на товаре при приемке.

Обязательный ЭДО в логистике

Госдума уже несколько лет обсуждает вопрос о переходе на обязательный ЭДО в логистике. По планам электронные перевозочные документы должны полностью заменить бумажный документооборот. Власти планируют начать со сферы перевозок алкогольной продукции.Представители рынка ожидают, что императив ЭПД в логистике может коснуться и других отраслей.

Поставщики, которые перешли на электронные транспортные накладные заранее, отмечают снижение нагрузки на персонал, экономию бюджета и ускорение процессов в логистике.

Внедрение электронных перевозочных документов стало хорошей возможностью не только заранее подготовиться к изменениям, но и сократить издержки. Мы снижаем затраты на бумажный документооборот — до 10 млн листов в год. Экономим до 15% времени сотрудников X5 Group, участвующих в цепочке поставок. Повышаем оборачиваемость транспорта — до 20 минут за рейс.

Юлия Кондратьева
Руководитель проектов направления «Транспорт», розничная компания X5 Group

Основные тренды цифровизации ритейла

Массовое внедрение ЭДО

Новые товарные группы в маркировке и обязательное использование ЭПД подогревают запущенный несколько лет назад тренд по переходу поставщиков и производителей ритейла на ЭДО.

По данным членов Ассоциации «РОСЭУ», 68% участников рынка уже перешли на ЭДО. С каждым годом их количество будет расти. Это связано не только с желанием ускорить обмен документами, сократить издержки и усилить защиту данных, но и активной поддержкой цифровизации бизнеса государством. Мы это видим, например, по ежегодному расширению списка товарных категорий, подлежащих обязательной маркировке.

Юрий Малинин
Президент Ассоциации «РОСЭУ»

Еще один фактор в пользу ЭДО — планы Минтранса по переходу на единую Национальную цифровую транспортно-логистическую платформу. Это сервис для грузовых перевозок, который должен упростить транспортировку товаров и привести к полному отказу от бумажных документов.

Кибербезопасность

Цифровизация бизнеса приводит к росту угрозы кибератак. Хакеры крадут персональные данные клиентов и конфиденциальную информацию, нарушают привычную работу бизнеса, что приводит к значительным финансовым и репутационным потерям.

Для борьбы с киберпреступниками бизнесу нужно выстраивать систему управления уязвимости. Прежде всего она включает постоянный мониторинг новых способов киберпреступлений и уязвимостей в ПО. Также компаниям важно смотреть на себя со стороны — привлекать «белых» хакеров и аудиторов, которые ищут слабые места в системе, пока их не обнаружили злоумышленники.

Инновации

Потребность ритейла в автоматизации влечет за собой развитие цифровых продуктов. Разработчики стараются внедрять в решения для бизнеса новые технологии, чтобы быть впереди конкурентов. Например, в сфере логистики тестируют беспилотные электромобили для отгрузки, внедряют роботов-инвентаризаторов для крупногабаритных товаров. В разработке ПО компании переходят с монолитной архитектуры на микросервисную, чтобы достичь гибкости и масштабируемости.

Корпоративные сервисы работают на основе технологий искусственного интеллекта, Big Data и нейросетей. Компании используют в работе чат-боты, например для автоматической обработки обращений. Инновации также внедряют в процесс подбора кадров, чтобы бороться с нехваткой персонала. Например, нейросети пишут продающие тексты для вакансий, голосовые роботы проводят первичный скрининг кандидатов, а чат-ботов используют для назначения собеседований и обработки резюме.

Экосистемность как ответ на глобальные вызовы

Проблемы цифровизации ритейла требуют внедрения в бизнес-процессы новых программных продуктов. Для каждой задачи — обмен электронными документами, учет товаров, бухучет — нужен свой сервис.

Контур развивает комплекс IT-решений для производителей и поставщиков, ориентируясь на потребности отрасли. Обмен электронными документами, получение заказов от торговых сетей и несетевой розницы, работа с маркированными товарами, сдача отчетности — сервисы помогут автоматизировать бизнес-процессы как поставщикам, так и розничным сетям.

Работа в рамках одной экосистемы повышает эффективность бизнес-процессов, упрощает автоматизацию в компании, снижает расходы на обслуживание ПО, позволяет комплексно решать вопросы безопасности. К тому же по техническим вопросам можно обращаться в единую техподдержку.

На примере крупного российского производителя рыбных консервов разберем, как Контур помогает автоматизировать внутренние процессы бизнеса. У компании уходило много времени на обработку заявок от торговых сетей и оформление ветеринарно-сопроводительных документов. А из-за долгого цикла сделки возникали кассовые разрывы.

Внедрение модулей Контур.EDI и Контур.Меркурий позволило наладить автоматический прием заказов и работу с ВСД в интерфейсе учетной системы, а Контур.Факторинг обеспечил постоянный финансовый поток. Теперь в документах нет ошибок, ВСД формируются в пару кликов, а количество обработанных заявок выросло в разы. Компания больше не копит дебиторскую задолженность, оптимизировала затраты на штат и освободила менеджеров от рутинных задач.

Постоянные изменения в отрасли влияют на процессы внутри торговых сетей, поставщиков и производителей продукции. Автоматизация задач с помощью экосистемных продуктов позволяет быстро отвечать на новые вызовы и следовать за трендами сферы ритейла.

От ЭДО до участия в тендерах — у Контура есть все для комплексной автоматизации бизнес-процессов у поставщиков и производителей в сфере ритейла

Подписка на дайджест для ритейла и поставщиков
Подписаться

Подписка на дайджест для ритейла и поставщиков
Подписаться

Другие статьи

Все статьи