Что такое мессенджер простыми словами и для чего он нужен — Контур.Толк

Что такое мессенджер: объясняем простыми словами

28 марта 2025

Мессенджеры вытесняют другие каналы коммуникации. По данным исследований, треть опрошенных россиян тратят на переписки в рабочих чатах половину рабочего дня. Разбираемся, почему мессенджеры так популярны и как их использовать для работы.

Что такое мессенджер

Если говорить простыми словами, мессенджер (от англ. messenger — вестник, посланник, курьер) — это сервис для обмена сообщениями через интернет. Сообщения могут содержать текст с эмодзи, стикеры, картинки, гифки, документы, видео и аудиозаписи.

Чтобы получать и отправлять сообщения, пользователю достаточно скачать приложение на устройство с интернетом и зарегистрироваться в системе. То же самое должен сделать собеседник, иначе сообщения до него доходить не будут. У некоторых мессенджеров есть веб-версия — общаться можно после авторизации в окне браузера, без установки приложения на компьютер или смартфон.

Мессенджеры синхронизируются со списком контактов на телефоне. Если контакт зарегистрирован в сервисе, можно начать с ним переписку. Пользователей не из списка контактов ищут в сервисе по номеру телефона или нику. Мессенджеры, созданные в дополнение к социальным сетям, синхронизируются со списком друзей.

Главное назначение мессенджеров — постоянно поддерживать связь между людьми. Обмен информацией моментальный: сообщение доходит до получателя за секунды. У каждого мессенджера свой набор функций, но во многом они похожи. Кроме обмена сообщениями в сервисах можно:

  • общаться в групповых чатах с несколькими людьми;
  • создавать каналы, в которых администраторы публикуют контент, а остальные пользователи просматривают его и комментируют;
  • звонить по видеосвязи одному или нескольким пользователям;
  • звонить по аудиосвязи и разговаривать как по мобильной связи;
  • добавлять в профиль информацию о себе: фотографию, короткое описание, дату рождения.

Оцените Чаты в Толке для общения с коллегами

Получите бесплатный доступ к мессенджеру

Чем мессенджер отличается от соцсети

Социальные сети и мессенджеры похожи: и те, и другие разработаны для общения. В соцсетях тоже можно отправлять сообщения в личных и групповых чатах разного содержания: текст, фотографии, видео, аудиозаписи. У некоторых соцсетей функция переписки выделена в отдельный мессенджер. Например, у социальной сети «ВКонтакте» есть VK Мессенджер, которые также работает в учебном пространстве «Сферум» от того же разработчика.

Но возможности социальных сетей шире. В таких сервисах есть лента новостей с обновлениями в сообществах и у друзей. На своей странице можно публиковать фотографии и текстовые посты. Есть возможность слушать музыку, играть, смотреть короткие видео и прямые эфиры, покупать товары, вступать в сообщества, пользоваться другими мини-приложениями. Некоторые мессенджеры постепенно расширяются и перенимают функции соцсетей.

Чем мессенджер отличается от обмена смс

И общение в мессенджере, и общение через смс представляет собой обмен текстовыми сообщениями. Но между этими способами переписки есть важные различия.

  Мессенджер Смс

Способ доставки сообщений

Через интернет.

Через GSM — цифровую мобильную сотовую связь.

Оплата

Пользователь платит за пакет интернет-трафика, отдельно общение в мессенджере оплачивать не нужно.

Пользователь платит за каждое отправленное смс по тарифу оператора сотовой связи.

Длина сообщения

Максимальный размер сообщения зависит от мессенджера. Обычно это больше 1000 символов. Например, в телеграме можно отправлять сообщения до 4096 знаков.

Максимальный размер смс — 140 байт. Это 160 латинских символов или 70 символов на кириллице. Более длинные сообщения разбиваются на несколько, каждое оплачивается отдельно.

Медиафайлы

Фотографии, видео, документы, музыку, опросы, аудио- и видеосообщения можно отправлять бесплатно.

В MMS можно отправлять фотографии, видео, аудио, заметки. Как правило, их стоимость выше обычных смс, а допустимый размер ограничен.

Почему мессенджеры стали такими популярными

В исследовании Deloitte от 2020 года эксперты пришли к выводу, что мессенджеры — самые востребованные приложения на смартфоне. Только потом идут социальные сети и банковские приложения. Проведенный в марте 2025 года опрос показал, что значение мессенджеров продолжает расти. За последние два года четверть россиян стала чаще использовать мессенджеры как для личного общения, так и для решения рабочих задач.

Мессенджеры бесплатны и просты в освоении, поэтому доступны каждому. Установить сервис можно на устройство с любой операционной системой: iOS, Android, macOS, Linux, Windows. К тому же многим удобнее общаться текстом, чем по телефону. Переписка, в отличие от звонка, сохраняется автоматически, значит к ней всегда можно вернуться, чтобы перечитать.

Популярные мессенджеры

По данным Mediascope, на 2024 год среди россиян наиболее популярны три мессенджера:

  • WhatsApp — в месяц охватывает 79% населения, ежедневно используют 67%.
  • Telegram — в месяц охватывает 72% населения, ежедневно используют 51%.
  • Viber — в месяц охватывает 26% населения, ежедневно используют 14%.

Кратко расскажем о каждом сервисе.

WhatsApp

По данным сайта Statista, WhatsApp считается самым популярным мессенджером не только в России, но и в мире. У сервиса 2 млрд активных пользователей в месяц. В 2014 году WhatsApp купила компания Facebook, которая с 2021 года называется Meta. В 2022 году российский суд признал Meta экстремистской организацией и запретил ее деятельность в России.

Основные возможности WhatsApp:

  • отправка текстовых сообщений, фото, видео, документов, опросов, стикеров, эмодзи;
  • общение в личных и групповых чатах до 1024 участников;
  • создание тематических сообществ на 2000 человек;
  • обмен аудио- и видеосообщениями;
  • аудио- и видеозвонки, в том числе групповые — до 32 человек;
  • отслеживание статусов пользователей и доставки сообщений.

Компании могут создавать в WhatsApp бизнес-аккаунты. Они позволяют автоматически рассылать сообщения большему числу пользователей, отслеживать статистику, создавать каталог товаров и добавлять описание компании.

Telegram

Telegram по числу ежемесячных пользователей занимает третье место в мире, уступая только WhatsApp и китайскому WeChat. Мессенджер запустили в 2013 году Николай и Павел Дуровы.

Кроме базовых функций в Telegram есть:

  • истории — короткие видео пользователей, которые исчезают через 24 часа;
  • публичные и частные каналы, к которым могут присоединяться миллионы подписчиков;
  • прямые эфиры для каналов и групп;
  • гибкие настройки приложения и безопасности;
  • встроенный кошелек;
  • папка «Избранное» — для хранения сообщений и другого контента;
  • секретные чаты — не хранятся на серверах Telegram, не позволяют делать скриншоты и пересылать сообщения.

Также у Telegram есть платная подписка, открывающая доступ к дополнительным функциям. В мессенджере можно создавать чат-боты, использовать мини-приложения с играми или для покупки товаров.

Viber

Несмотря на распространенность в России, в пятерку самых популярных мировых мессенджеров Viber не входит. Мессенджер запустили в 2010 году, с 2014 года он принадлежит японской компании Rakuten. В конце 2024 года Роскомнадзор заблокировал Viber в России из-за нарушений местного законодательства.

Из интересных функций в мессенджере есть чат «Мои заметки» — для хранения сообщений и составления списков задач, публичные каналы на разные тематики, чат-боты. Есть платная подписка Viber Plus с дополнительными возможностями. Платный тариф Viber Out позволяет звонить на мобильные телефоны пользователей, не зарегистрированных в сервисе. Предусмотрены дополнительные возможности для бизнеса: запуск рекламы, настройка рассылок, отправка предложений, создание каталога товаров, просмотр статистики.

Однако Роскомнадзор внес WhatsApp, Telegram, Viber и еще 6 зарубежных сервисов в список запрещенных. Госкомпаниям и некоторым организациям с госучастием нельзя использовать эти сервисы в работе. Подробнее о требованиях — в статье.

Чем мессенджеры могут быть полезны бизнесу

Изначально мессенджеры разрабатывали, чтобы люди всегда оставались на связи с близкими. Сейчас сервисы обмена мгновенными сообщениями — инструмент для развития бизнеса. Разработчики добавляют новые возможности для продвижения товаров и взаимодействия с целевой аудиторией. Также на рынке появляется больше корпоративных мессенджеров — сервисов для общения сотрудников между собой.

Мессенджеры позволяют бизнесу:

Работать с командой. Опрос сервиса коммуникаций Контур.Толк показал, что треть сотрудников (32,4%) на работе общается в мессенджерах. Звонки по телефону пока лидируют, но разрыв всего в пару процентов (34,2%). Также сотрудники активно обмениваются письмами по электронной почте (26,7%).

Данные опроса 1 200 сотрудников российских компаний. Источник — исследование Контур.Толка.
Данные опроса 1 200 сотрудников российских компаний. Источник — исследование Контур.Толка.

Тенденция по переходу рабочего общения в мессенджеры не удивляет. Иногда написать сообщение проще и быстрее, чем тратить время на разговор. Почта же уступает мессенджерам по удобству текстового общения. В мессенджере легко создавать чаты под разные темы, чтобы быстро ориентироваться в переписке и документах. Если понадобиться, на аудио- или видеозвонок можно переключиться в пару кликов.

Общаться с клиентами. Многим людям проще сделать заказ или уточнить подробности о доставке текстом, чем звонить по телефону. Получить информацию о новых товарах и скидках тоже зачастую проще воспринимать визуально. Чем больше каналов использует компания, тем шире возможности для привлечения клиентов.

Продавать товары и услуги. Возможности мессенджеров позволяют создавать онлайн-магазины прямо внутри сервиса. Это проще и дешевле, чем разработать свой сайт, поэтому даже начинающий предприниматель сможет запустить первые продажи. С помощью чат-ботов или встроенных конструкторов можно создать карточки товаров, подключить оплату и анализировать статистику по продажам.

Продвигать продукты компании. Мессенджеры стали полноценным каналом для продвижения бренда. Чтобы рекламировать товар, сервисы обмена мгновенными сообщениями позволяют:

  • запускать таргетированную рекламу;
  • делать рекламные рассылки для клиентов;
  • размещать рекламные баннеры;
  • встраивать рекламные диалоги, имитирующие новые чаты;
  • заказывать рекламу у СМИ и блогеров, у которых есть каналы в мессенджере.

Повышать узнаваемость бренда. Многие компании ведут в мессенджерах публичные каналы. В них публикуют полезные материалы, анонсы мероприятий, конкурсы, информацию об акциях и скидках. Еще клиентов развлекают мемами, эстетичными фотографиями, смешными короткими видео, тестами или опросами. Все это помогает повышать вовлеченность аудитории, формировать образ бренда и в итоге больше продавать.

Оцените Чаты в Толке для общения с коллегами

Получите бесплатный доступ к мессенджеру

Безопасность и конфиденциальность в мессенджерах

Пользователи доверяют мессенджерам чувствительную корпоративную информацию, но насколько это безопасно? Чтобы защитить данные пользователей, в мессенджерах есть:

  • двухфакторная аутентификация — вход в аккаунт с помощью двух разных форм идентификации;
  • сквозное шифрование — способ передачи данных, при котором доступ к сообщениям есть только у участников переписки;
  • шифровка резервных копий чатов — на случай копирования переписок в облако;
  • настройки приватности — скрытие номера от посторонних, запрет на звонки, скриншоты и пересылку сообщений;
  • ручная проверка ключей шифрования — позволяет убедиться, что вы переписываетесь с нужным человеком на нужном устройстве;
  • исчезающие сообщения — автоматическое удаление сообщений через установленное время.

Есть два вида мессенджеров: публичные и корпоративные. Бизнес все чаще выбирает второй вариант, чтобы сохранять контроль над информацией, которую отправляют сотрудники. Кроме того, некоторые государственные и финансовые организации в России не могут передавать данные через зарубежные мессенджеры.

Чтобы организовать общение в команде, российские компании могут выбрать мессенджер Контур.Толка. Доступ к Чатам получают только сотрудников компании: для входа понадобятся данные корпоративной учетной записи. Если сотрудник уволится, он не сможет получить доступ к перепискам.

В отличие от публичных мессенджеров, в Толке удобно искать коллег по имени и фамилии, а в профиле сотрудника отображаются должность, рабочая почта и телефон.

Корпоративные данные автоматически подтягиваются из учетной записи Толка. Из профиля можно узнать, кем работает сотрудник, приславший сообщение, и сразу найти контакты для связи, если в мессенджере коллега не отвечает.
Корпоративные данные автоматически подтягиваются из учетной записи Толка. Из профиля можно узнать, кем работает сотрудник, приславший сообщение, и сразу найти контакты для связи, если в мессенджере коллега не отвечает.

Сервис позволяет общаться как один на один с коллегой, так и в групповых чатах. Чтобы не тратить много времени на поиск нужной информации среди тысяч сообщений, можно обсуждать отдельные темы в тредах. Мессенджер и видеосвязь доступны в одном окне. Чтобы начать созвон, достаточно нажать одну кнопку в диалоге — запустится онлайн-встреча в Толке. 

Автоматизировать отправку однотипных сообщений и уведомлений коллегам помогают боты. Сервис позволяет добавить любых готовых ботов, разработанных компанией. Боты могут сообщать об изменениях по статусам задач или новичках в команде.

Интеграцию легко настроить с помощью API-ключа. Бот появится в чате как обычный пользователь. Мессенджер Толка позволяет добавлять готовых ботов: собственного конструктора в сервисе пока нет.
Интеграцию легко настроить с помощью API-ключа. Бот появится в чате как обычный пользователь. Мессенджер Толка позволяет добавлять готовых ботов: собственного конструктора в сервисе пока нет.

А еще корпоративные мессенджеры помогают сотрудникам разделить личное и рабочее пространство — чаты с коллегами и переписки с близкими не пересекаются. Это помогает не отвлекаться от задач из-за обсуждения личных вопросов, а по выходным и в отпуске, наоборот, не тревожиться из-за постоянных уведомлений в чатах и полноценно отдыхать.

Оцените Чаты в Толке для общения с коллегами

Получите бесплатный доступ к мессенджеру

Самое главное — у вас в почте
Подписаться

Заботливо составляем дайджест с обновлениями продуктов, гайдами и статьямиСамое главное — у вас в почте
Подписаться

Другие статьи

Все статьи
Вы всё ещё думаете? Просто попробуйте