Мессенджеры вытесняют другие каналы коммуникации. По данным исследований, треть опрошенных россиян тратят на переписки в рабочих чатах половину рабочего дня. Разбираемся, почему мессенджеры так популярны и как их использовать для работы.
Что такое мессенджер
Если говорить простыми словами, мессенджер (от англ. messenger — вестник, посланник, курьер) — это сервис для обмена сообщениями через интернет. Сообщения могут содержать текст с эмодзи, стикеры, картинки, гифки, документы, видео и аудиозаписи.
Чтобы получать и отправлять сообщения, пользователю достаточно скачать приложение на устройство с интернетом и зарегистрироваться в системе. То же самое должен сделать собеседник, иначе сообщения до него доходить не будут. У некоторых мессенджеров есть веб-версия — общаться можно после авторизации в окне браузера, без установки приложения на компьютер или смартфон.
Мессенджеры синхронизируются со списком контактов на телефоне. Если контакт зарегистрирован в сервисе, можно начать с ним переписку. Пользователей не из списка контактов ищут в сервисе по номеру телефона или нику. Мессенджеры, созданные в дополнение к социальным сетям, синхронизируются со списком друзей.
Главное назначение мессенджеров — постоянно поддерживать связь между людьми. Обмен информацией моментальный: сообщение доходит до получателя за секунды. У каждого мессенджера свой набор функций, но во многом они похожи. Кроме обмена сообщениями в сервисах можно:
- общаться в групповых чатах с несколькими людьми;
- создавать каналы, в которых администраторы публикуют контент, а остальные пользователи просматривают его и комментируют;
- звонить по видеосвязи одному или нескольким пользователям;
- звонить по аудиосвязи и разговаривать как по мобильной связи;
- добавлять в профиль информацию о себе: фотографию, короткое описание, дату рождения.
Оцените Чаты в Толке для общения с коллегами
Получите бесплатный доступ к мессенджеру
Чем мессенджер отличается от соцсети
Социальные сети и мессенджеры похожи: и те, и другие разработаны для общения. В соцсетях тоже можно отправлять сообщения в личных и групповых чатах разного содержания: текст, фотографии, видео, аудиозаписи. У некоторых соцсетей функция переписки выделена в отдельный мессенджер. Например, у социальной сети «ВКонтакте» есть VK Мессенджер, которые также работает в учебном пространстве «Сферум» от того же разработчика.
Но возможности социальных сетей шире. В таких сервисах есть лента новостей с обновлениями в сообществах и у друзей. На своей странице можно публиковать фотографии и текстовые посты. Есть возможность слушать музыку, играть, смотреть короткие видео и прямые эфиры, покупать товары, вступать в сообщества, пользоваться другими мини-приложениями. Некоторые мессенджеры постепенно расширяются и перенимают функции соцсетей.
Чем мессенджер отличается от обмена смс
И общение в мессенджере, и общение через смс представляет собой обмен текстовыми сообщениями. Но между этими способами переписки есть важные различия.
Мессенджер | Смс | |
---|---|---|
Способ доставки сообщений |
Через интернет. |
Через GSM — цифровую мобильную сотовую связь. |
Оплата |
Пользователь платит за пакет интернет-трафика, отдельно общение в мессенджере оплачивать не нужно. |
Пользователь платит за каждое отправленное смс по тарифу оператора сотовой связи. |
Длина сообщения |
Максимальный размер сообщения зависит от мессенджера. Обычно это больше 1000 символов. Например, в телеграме можно отправлять сообщения до 4096 знаков. |
Максимальный размер смс — 140 байт. Это 160 латинских символов или 70 символов на кириллице. Более длинные сообщения разбиваются на несколько, каждое оплачивается отдельно. |
Медиафайлы |
Фотографии, видео, документы, музыку, опросы, аудио- и видеосообщения можно отправлять бесплатно. |
В MMS можно отправлять фотографии, видео, аудио, заметки. Как правило, их стоимость выше обычных смс, а допустимый размер ограничен. |
Почему мессенджеры стали такими популярными
В исследовании Deloitte от 2020 года эксперты пришли к выводу, что мессенджеры — самые востребованные приложения на смартфоне. Только потом идут социальные сети и банковские приложения. Проведенный в марте 2025 года опрос показал, что значение мессенджеров продолжает расти. За последние два года четверть россиян стала чаще использовать мессенджеры как для личного общения, так и для решения рабочих задач.
Мессенджеры бесплатны и просты в освоении, поэтому доступны каждому. Установить сервис можно на устройство с любой операционной системой: iOS, Android, macOS, Linux, Windows. К тому же многим удобнее общаться текстом, чем по телефону. Переписка, в отличие от звонка, сохраняется автоматически, значит к ней всегда можно вернуться, чтобы перечитать.
Популярные мессенджеры
По данным Mediascope, на 2024 год среди россиян наиболее популярны три мессенджера:
- WhatsApp — в месяц охватывает 79% населения, ежедневно используют 67%.
- Telegram — в месяц охватывает 72% населения, ежедневно используют 51%.
- Viber — в месяц охватывает 26% населения, ежедневно используют 14%.
Кратко расскажем о каждом сервисе.
По данным сайта Statista, WhatsApp считается самым популярным мессенджером не только в России, но и в мире. У сервиса 2 млрд активных пользователей в месяц. В 2014 году WhatsApp купила компания Facebook, которая с 2021 года называется Meta. В 2022 году российский суд признал Meta экстремистской организацией и запретил ее деятельность в России.
Основные возможности WhatsApp:
- отправка текстовых сообщений, фото, видео, документов, опросов, стикеров, эмодзи;
- общение в личных и групповых чатах до 1024 участников;
- создание тематических сообществ на 2000 человек;
- обмен аудио- и видеосообщениями;
- аудио- и видеозвонки, в том числе групповые — до 32 человек;
- отслеживание статусов пользователей и доставки сообщений.
Компании могут создавать в WhatsApp бизнес-аккаунты. Они позволяют автоматически рассылать сообщения большему числу пользователей, отслеживать статистику, создавать каталог товаров и добавлять описание компании.
Telegram
Telegram по числу ежемесячных пользователей занимает третье место в мире, уступая только WhatsApp и китайскому WeChat. Мессенджер запустили в 2013 году Николай и Павел Дуровы.
Кроме базовых функций в Telegram есть:
- истории — короткие видео пользователей, которые исчезают через 24 часа;
- публичные и частные каналы, к которым могут присоединяться миллионы подписчиков;
- прямые эфиры для каналов и групп;
- гибкие настройки приложения и безопасности;
- встроенный кошелек;
- папка «Избранное» — для хранения сообщений и другого контента;
- секретные чаты — не хранятся на серверах Telegram, не позволяют делать скриншоты и пересылать сообщения.
Также у Telegram есть платная подписка, открывающая доступ к дополнительным функциям. В мессенджере можно создавать чат-боты, использовать мини-приложения с играми или для покупки товаров.
Viber
Несмотря на распространенность в России, в пятерку самых популярных мировых мессенджеров Viber не входит. Мессенджер запустили в 2010 году, с 2014 года он принадлежит японской компании Rakuten. В конце 2024 года Роскомнадзор заблокировал Viber в России из-за нарушений местного законодательства.
Из интересных функций в мессенджере есть чат «Мои заметки» — для хранения сообщений и составления списков задач, публичные каналы на разные тематики, чат-боты. Есть платная подписка Viber Plus с дополнительными возможностями. Платный тариф Viber Out позволяет звонить на мобильные телефоны пользователей, не зарегистрированных в сервисе. Предусмотрены дополнительные возможности для бизнеса: запуск рекламы, настройка рассылок, отправка предложений, создание каталога товаров, просмотр статистики.
Однако Роскомнадзор внес WhatsApp, Telegram, Viber и еще 6 зарубежных сервисов в список запрещенных. Госкомпаниям и некоторым организациям с госучастием нельзя использовать эти сервисы в работе. Подробнее о требованиях — в статье.
Чем мессенджеры могут быть полезны бизнесу
Изначально мессенджеры разрабатывали, чтобы люди всегда оставались на связи с близкими. Сейчас сервисы обмена мгновенными сообщениями — инструмент для развития бизнеса. Разработчики добавляют новые возможности для продвижения товаров и взаимодействия с целевой аудиторией. Также на рынке появляется больше корпоративных мессенджеров — сервисов для общения сотрудников между собой.
Мессенджеры позволяют бизнесу:
Работать с командой. Опрос сервиса коммуникаций Контур.Толк показал, что треть сотрудников (32,4%) на работе общается в мессенджерах. Звонки по телефону пока лидируют, но разрыв всего в пару процентов (34,2%). Также сотрудники активно обмениваются письмами по электронной почте (26,7%).

Тенденция по переходу рабочего общения в мессенджеры не удивляет. Иногда написать сообщение проще и быстрее, чем тратить время на разговор. Почта же уступает мессенджерам по удобству текстового общения. В мессенджере легко создавать чаты под разные темы, чтобы быстро ориентироваться в переписке и документах. Если понадобиться, на аудио- или видеозвонок можно переключиться в пару кликов.
Общаться с клиентами. Многим людям проще сделать заказ или уточнить подробности о доставке текстом, чем звонить по телефону. Получить информацию о новых товарах и скидках тоже зачастую проще воспринимать визуально. Чем больше каналов использует компания, тем шире возможности для привлечения клиентов.
Продавать товары и услуги. Возможности мессенджеров позволяют создавать онлайн-магазины прямо внутри сервиса. Это проще и дешевле, чем разработать свой сайт, поэтому даже начинающий предприниматель сможет запустить первые продажи. С помощью чат-ботов или встроенных конструкторов можно создать карточки товаров, подключить оплату и анализировать статистику по продажам.
Продвигать продукты компании. Мессенджеры стали полноценным каналом для продвижения бренда. Чтобы рекламировать товар, сервисы обмена мгновенными сообщениями позволяют:
- запускать таргетированную рекламу;
- делать рекламные рассылки для клиентов;
- размещать рекламные баннеры;
- встраивать рекламные диалоги, имитирующие новые чаты;
- заказывать рекламу у СМИ и блогеров, у которых есть каналы в мессенджере.
Повышать узнаваемость бренда. Многие компании ведут в мессенджерах публичные каналы. В них публикуют полезные материалы, анонсы мероприятий, конкурсы, информацию об акциях и скидках. Еще клиентов развлекают мемами, эстетичными фотографиями, смешными короткими видео, тестами или опросами. Все это помогает повышать вовлеченность аудитории, формировать образ бренда и в итоге больше продавать.
Оцените Чаты в Толке для общения с коллегами
Получите бесплатный доступ к мессенджеру
Безопасность и конфиденциальность в мессенджерах
Пользователи доверяют мессенджерам чувствительную корпоративную информацию, но насколько это безопасно? Чтобы защитить данные пользователей, в мессенджерах есть:
- двухфакторная аутентификация — вход в аккаунт с помощью двух разных форм идентификации;
- сквозное шифрование — способ передачи данных, при котором доступ к сообщениям есть только у участников переписки;
- шифровка резервных копий чатов — на случай копирования переписок в облако;
- настройки приватности — скрытие номера от посторонних, запрет на звонки, скриншоты и пересылку сообщений;
- ручная проверка ключей шифрования — позволяет убедиться, что вы переписываетесь с нужным человеком на нужном устройстве;
- исчезающие сообщения — автоматическое удаление сообщений через установленное время.
Есть два вида мессенджеров: публичные и корпоративные. Бизнес все чаще выбирает второй вариант, чтобы сохранять контроль над информацией, которую отправляют сотрудники. Кроме того, некоторые государственные и финансовые организации в России не могут передавать данные через зарубежные мессенджеры.
Чтобы организовать общение в команде, российские компании могут выбрать мессенджер Контур.Толка. Доступ к Чатам получают только сотрудников компании: для входа понадобятся данные корпоративной учетной записи. Если сотрудник уволится, он не сможет получить доступ к перепискам.
В отличие от публичных мессенджеров, в Толке удобно искать коллег по имени и фамилии, а в профиле сотрудника отображаются должность, рабочая почта и телефон.

Сервис позволяет общаться как один на один с коллегой, так и в групповых чатах. Чтобы не тратить много времени на поиск нужной информации среди тысяч сообщений, можно обсуждать отдельные темы в тредах. Мессенджер и видеосвязь доступны в одном окне. Чтобы начать созвон, достаточно нажать одну кнопку в диалоге — запустится онлайн-встреча в Толке.
Автоматизировать отправку однотипных сообщений и уведомлений коллегам помогают боты. Сервис позволяет добавить любых готовых ботов, разработанных компанией. Боты могут сообщать об изменениях по статусам задач или новичках в команде.

А еще корпоративные мессенджеры помогают сотрудникам разделить личное и рабочее пространство — чаты с коллегами и переписки с близкими не пересекаются. Это помогает не отвлекаться от задач из-за обсуждения личных вопросов, а по выходным и в отпуске, наоборот, не тревожиться из-за постоянных уведомлений в чатах и полноценно отдыхать.
Оцените Чаты в Толке для общения с коллегами
Получите бесплатный доступ к мессенджеру