Москва, 2012

Город и год запуска

Услуги

Отрасль

Без стартового капитала

Стартовый капитал

Месяц

Окупаемость

Как основатели Questime зарабатывают на «живых» квестах

28 августа 2014

Секрет успеха бизнеса, которым занимаются Наталья и Марк Минские, заключается в хитрой комбинации личных интересов с продюсерскими подходами. За два года существования у их компании Questime появилось  немало бренд-евангелистов, которые помогают сегодня привлекать все больше новых партнеров в России и СНГ.

Наталья Минская, основатель компании Questime, автор и редактор, рассказала, как создаются оригинальные сюжеты для квестов, сколько людей привлечено в проект, какие перспективы для бизнеса открывает франчайзинг.

Образовательная основа

Мы начали бизнес в конце 2012 года. Идея всегда была с нами. В детстве мы много времени проводили в детских лагерях (там и познакомились), потом учились в школах лидерства и предпринимательства. В свое время была известна «Яхта», один из первых русскоязычных квестов. Мы поняли, что можем сделать что-то подобное, написали первый сюжет и потом уже не могли остановиться. Те, кто сыграл в нашу первую игру, требовали новые сценарии.

Я окончила продюсерский факультет ВГИКа. Но мое призвание — писать, а не организовывать. Поэтому я еще отучилась в Летней школе сценарного мастерства при Калифорнийском университете, где мне дали знания, важные для написания художественных произведений и создания квестов. Самое главное, чему я научилась, — в центре любой истории всегда стоит герой. Будут интересные герои — все получится.  

Квесты по франшизе

Я — автор, Марк — маркетолог. Я придумываю сюжеты, он их продвигает. Также Марк занимается разработкой сайта, продумывает маркетинговую стратегию, очень любит вести игры, особенно с детьми и подростками. Сейчас к нашей команде присоединилась Ксения Тимофеева, она помогает с  франшизой, общается с клиентами наравне с нами, обучает ведущих, проводит игры. В компании также работает ведущий и мой основной соавтор Андрей Маслов. Есть люди, которые помогают нам с продвижением и рекламой. Постоянно появляются новые ведущие, новые авторы хотят написать для нас квест. Мы приобретаем партнеров в других городах, они становятся частью команды, советуют, как нам лучше развиваться.

Сейчас мы работаем не только в Москве, но и по франшизе в Риге, Владивостоке, Егорьевске, Иркутске, Краснодаре, Рязани и Улан-Удэ. На стадии подключения или переговоров еще семь регионов.

Партнеры оплачивают стартовый взнос, получают первый сюжет и начинают проводить игры. Далее они платят роялти с каждой игры. Размер стартового взноса и роялти зависит от численности жителей в городе партнера. Мы не ждем от этого бизнеса огромных доходов, не стараемся выжимать все соки из партнеров. Чтобы бизнес по франшизе успешно развивался, наши франчайзи должны зарабатывать. Это аксиома для любого бизнеса. Наша специфика в том, что у нас очень личный бизнес: он создан из наших идей, впечатлений, характеров.

Поиск сюжетов

Сценарии квестов для нас — отдельный жанр художественного произведения, в одном ряду с книгой или фильмом. В каком-то смысле создать квест даже сложнее, поскольку его качество проверяют живые люди. И если сюжетные линии неинтересные, а характеры неживые, игрок не будет  вовлечен в игру.

Как мы ищем сюжеты? Мы не создаем игру по одной книге или конкретному фильму, это может заинтересовать только фанатов. У нас два взаимодополняющих принципа работы. Первый — продюсерский: нужно увидеть, что интересует людей, что их тронет, каким они захотят увидеть свой праздник. Так был создан квест «Дом с двойным дном». Образы навеяны викторианской Англией, книгами Конан-Дойля, Агаты Кристи, Честертона. Если человек любит детективы, для него этот сюжет будет интересен. Сейчас появилось много современных атмосферных детективных сериалов, поэтому квест выглядит стильным и современным. Второй принцип работы — личный интерес. Есть темы, эпохи, люди, которые нас вдохновляют. Например, Париж, французское искусство второй половины XIX века. Так появился наш любимый сюжет — кабаре «Черный кот».  Мы очень любим Францию, жили там некоторое время. На Монмартре есть музей Сhat noir, а рядом небольшое кабаре «Проворный кролик», где воссоздан дух той эпохи. Эта атмосфера повлияла на создание квеста. Он похож на мини-спектакль: люди сочиняют стихи, рисуют картины.

Еще один наш сюжет «Магические выборы» очень любят подростки, хотя мы писали его для взрослых. Это наш первый квест, навеянный «Гарри Поттером» и романами Толкина. И в то же время это жесткая сатира на политические интриги. При создании этого квеста совпали личный интерес (мы любим фэнтези) и продюсерский подход (тема очень популярна).  

Новый сюжет «Однажды в Галактике» — настоящая космическая сага, в которой царит атмосфера «Звездных войн», «Стар Трека», «Доктора Кто» и эпохи рок-н-ролла, музыки Элвиса Престли и Битлов.   

Свое производство

Для нас очень важна атмосфера квеста. Она выражается в текстах, героях, сюжетах. А еще в дизайне всех игровых материалов (буклетах, карточках), фоновой музыке, игровых аксессуарах.

Наш первый бизнес-проект — студия фото, видео и дизайна, поэтому над дизайном мы работаем сами. Мы музейные фанаты, в картинной галерее можем провести часов десять. И для нас внешний вид квеста очень важен, потому что люди воспринимают эпоху и наши идеи как раз через буклеты и игровые карточки. Каждый квест уникален по дизайну. В оформлении «Кабаре «Черный кот» используются картины художников эпохи: Тулуз-Лотрека, Ван Гога, Ренуара. Для «Магических выборов» мы заказывали у художника портреты каждого героя, отражающие скрытую сущность персонажа.

Всю необходимую атрибутику (бусы, шляпки, веера) мы заказываем оптом в магазинах швейной фурнитуры и товаров для праздника, например, в «Патибум».

Самое сложное — объяснить людям, что такое «живой» квест. Чтобы упростить эту задачу, мы сняли несколько видеороликов. Процент повторных продаж у нас сегодня достигает 90 %.

В кафе по бартеру

Сарафанное радио работает очень эффективно и у нас много бренд-евангелистов, людей, которые бескорыстно нам помогают, рассказывают о нас другим. Они делятся своими впечатлениями с друзьями. Многие знакомятся на квестах, даже начинают встречаться после игр. Есть уже и постоянные игроки.

С точки зрения рекламы хорошо работает «Яндекс.Директ» по запросам «куда сходить на выходные», «квест на праздник», «оригинальный день рождения». «ВКонтакте» рассказываем о квестах в группах.

Стараемся проводить игры в разных антикафе, потому что у каждого антикафе своя аудитория. Чаще работаем с ресторанами: наши игроки делают заказы, а ресторанам это выгодно.

Если люди заказывают квест, то мы приезжаем и на дачу, и домой, и в парк, если потребуется.  

Квесты в деталях

Открытые игры мы проводим один раз в неделю — каждое воскресенье, игры на заказ — в любой день недели.

Количество персонажей в квесте обычно от 10 до 21. Сложность в том, что пятнадцатый или двадцатый человек никогда не должен догадаться о том, что он добавлен.

Стандартный квест мы готовим примерно четыре месяца (сюжет, дизайн, печать). Квест на 50 человек пишем пять месяцев. Первые два сюжета мы тестировали с друзьями в фотостудии. Потом дорабатывали и снова  тестировали. А в «Дом с двойным дном» играли сразу: первая игра происходила даже не в Москве, а в Риге в день рождения Шерлока Холмса.

В канун Нового года мы отправили игровой комплект в Ригу. Это был для нас  вызов, потому что сделать игру и тут же отправить ее в другой город, не опробовав ни на ком, очень рискованно. Тем более в Риге день рождения Шерлока Холмса — это масштабное событие, туда съезжаются люди со всей Европы. В итоге все прошло очень успешно, было много публикаций про игру в СМИ, и наши франчайзи-партнеры в Риге остались довольны.

Перспективы

Наша следующая цель — Европа и Америка. Там есть свои квесты, но сюжеты существенно уступают. Там квесты скучнее, построены по ролям: просто разыгрываются готовые диалоги, а в конце нужно догадаться, кто убийца.  С нами несколько раз играли иностранцы, они были в восторге. Сейчас мы ищем варианты развития франшизы за рубежом.   

Но главная наша задача — дальнейшее развитие проекта в России. Мы развиваем проект на собственные средства, не привлекая инвесторов.

Первоначальные вложения в сайт — около 100 000 руб., сейчас готовим новые доработки, которые помогут эффективнее продавать квесты. Интеллектуальные вложения в сюжеты оценить невозможно. Если нанимать автора и платить ему за три месяца напряженной работы, то это очень серьезные средства.

Сейчас мы вкладываем деньги в рекламу и полиграфию. Бизнес практически сразу вышел на самоокупаемость. Но пока прибыль небольшая, и мы активно работаем над развитием франшизы. В планах на этот год — подключить еще 15 регионов.

Для нас «живые» квесты больше, чем бизнес. Сверхзадача проекта — дать людям возможность интересно общаться вживую, а не с помощью гаджетов и социальных сетей, раскрыть потенциал и повысить интеллектуальный уровень.


Поделиться
Не пропусти новые публикации

Подписывайтесь, и мы будем один раз в неделю присылать полезные бизнес-советы, аналитические статьи, истории успеха и провала, интервью, а также мнения экспертов на острые темы

Подписаться
2845 просмотров
В избранное
Комментарии Написать свой
Спасибо за ваше мнение!

Похожие идеи

  • Услуги
    • Здоровье и отдых
    • Интернет-магазины
    • IT
    • Образование
    • Общепит
    • Производство
    • СМИ и видеопродакшн
    • Социальный бизнес
    • Строительство
    • Услуги
    • Фермерское хозяйство
  • Любой стартовый капитал
    100 тыс.
    500 тыс.
    1 млн
    10 млн
  • Любой размер города
    • до 100 тыс.
    • от 100 тыс. до 1 млн
    • более 1 млн
Загрузить еще
loader
Нет результатов, удовлетворяющих условиям поиска. Попробуйте изменить параметры поиска.

Заполните, пожалуйста, все поля.

Предложение, замечание, просьба или вопрос.