Бьюти-бизнес — СКБ Контур

Как салон красоты «Прядь» пережил дефолт, закрытие точек и конкуренцию

25 января 2019 2 204 Бизнес‑идеи

Свой первый салон красоты Ольга Овчинникова открыла еще в 1998 году на чаевые, накопленные за время работы официанткой. За 20 лет она изучила суровую экономику бьюти-рынка. Сегодня, когда конкуренция растет с каждым днем, ее салоны исправно оказывают услуги в Москве и Мытищах.

О профессии, переданной по наследству, семейном бизнесе и новых реалиях рынка красоты Ольга Овчинникова рассказывает в интервью Контур.Журналу.

Профессиональная династия

Я родилась и выросла в Москве. Парикмахерскому искусству, которое в конечном итоге и стало моей главной профессией, меня научила мама. Инженер по образованию, она резко сменила свою сферу деятельности и в тридцать с небольшим стала парикмахером. По окончании школы она посоветовала мне идти по ее стопам. Правда, у папы был другой взгляд на мое будущее, у него за плечами было два высших образования, и он настоял на том, чтобы я тоже получила диплом.

В итоге выбор пал на Российский государственный университет физической культуры, спорта, молодежи и туризма, который я окончила в 1991 году по специальности «тренер-преподаватель». Спортом я увлекалась с детства. Однажды родители привели меня на стадион «Буревестник», где я попала в секцию по фехтованию, и более десяти лет я отдала этому виду спорта. Входила в сборную Москвы, на первенстве СССР среди детей заняла 9 место, выступала за институт.

Но карьера тренера меня не привлекала, поэтому после получения диплома из спорта я ушла. На дворе стояли 1990-е, надо было зарабатывать. Сначала устроилась в Российский медицинский институт им. Пирогова помощником преподавателя на кафедре поликлинической педиатрии. Зарплата была мизерной, на жизнь не хватало. В 1994 году мне удалось устроиться официанткой в ресторан Pizza Hut на Кутузовском проспекте. В то время это был первый валютный ресторан в Москве. Платили не очень много, зато чаевые в валюте — за два дня порой удавалось заработать еще одну зарплату. Эти деньги, которые скопились за год работы в Pizza Hut, в итоге и стали первоначальными вложениями в собственный бизнес.

Бизнес на чаевые

Парикмахером я стала в 1996 году. Тогда экономика была в кризисе, и нужно было найти ремесло, которое могло тебя прокормить. Сначала я училась у мамы, позже попала на кооперативные курсы, где два года училась у профессиональных тренеров. После этого мне посчастливилось учиться в компаниях-лидерах бьюти-рынка: Lond, L’Orial, Schwarzkopf.  

Свои силы в новой профессии впервые я попробовала в салоне, где работала мама. Это была солидная московская студия с 20-летней историей. Именитые мастера были одновременно и соучредителями салона. В 1998 году руководство салона объявило нам, что увольняет всех новых парикмахеров, в том числе и меня. Но оставаться без работы долго не пришлось, отец предложил мне открыть собственный салон. В него мы вложили мои чаевые из Pizza Hut и часть семейных накоплений. Так, 20 лет назад и родился мой частный салон красоты «Прядь», существующий по сей день.

В парикмахерском бизнесе простая арифметика: если ты не окупился за год, значит, твои услуги никому не нужны.

Первоначальные вложения нам удалось вернуть довольно быстро, правда, в августе 1998 года мы столкнулись с новым обстоятельством. Грянул дефолт, и казалось, что буквально все вымрет в ближайшее время. Мы честно поговорили со своими мастерами: объяснили, что вынуждены сократить им зарплату, но пообещали не увольнять и вывести салон из кризиса в кратчайшие сроки. Еще через год нас ждало новое испытание: фирма-арендодатель разорилась, и наше помещение выставили на продажу. Мы переехали в помещение моего дяди, и с 2000 года уже работаем по постоянному адресу.

Ситуация на рынке бьюти-услуг 20 лет назад складывалась иначе: конкуренция была небольшая, частные салоны можно было пересчитать по пальцам. Высокий уровень качества и мое постоянное желание учиться новому помогли нам быстро завоевать лояльность аудитории и закрепиться на рынке. Практически никакой рекламы мы не давали, помогал личный бренд.

Я вступила в организацию многодетных мам (у меня четверо детей), принимала участие в многочисленных выставках: «Женщина в профессии», «Многодетная мама в профессии» и т.д. Например, в 2016 году наш салон «Прядь» выступал партнером праздничных мероприятий на День семьи, любви и верности. Организаторы отобрали семь пар, и мы готовили невест к мероприятию: полностью делали им образ — прическу, макияж, маникюр. Прямо из нашего салона они садились в лимузин и ехали в Коломенское на городской праздник.

Красота в масштабе

Впервые о масштабировании я задумалась в 2004 году. Тогда же мы запустили вторую точку, которая проработала десять лет — до 2014 года. Этот филиал пришлось закрыть из-за арендодателя — у нас сменилась управляющая компания, которая сначала затеяла масштабный ремонт, а затем заявила о повышении арендной платы. В итоге было принято решение о закрытии салона.

В 2015 году с разницей в полгода у меня запустились еще две студии. Одна из них стартовала в большом красивом помещении. Эта локация сразу заразила меня оптимизмом, целый год я буквально с утра до ночи работала, чтобы вывести эту точку на самоокупаемость. Но чуда не случилось: проработав всего год, этот салон пришлось закрыть. Экономика бьюти-рынка довольна суровая.

Другой салон красоты, открытый тоже в 2015 году, тоже пришлось закрыть из-за проблем с помещением. Мы сняли муниципальную недвижимость, а один из собственников продал свою долю.

Третью попытку масштабирования я предприняла в 2017 году, открыв салон «Прядь» в городе Мытищи, он исправно работает по сей день.

Современная индустрия красоты — очень сложный рынок. Конкуренция растет буквально по часам.

Салон красоты и аптека — это два бизнеса, в которые часто вкладывают огромное количество денег не очень компетентные люди. Они не понимают особенностей отрасли, так как никогда не работали по специальности. Такие игроки усложняют нам жизнь — по дороге в наш салон клиент может зайти «на пробу» в те, что оказались поближе.

Наше главное конкурентное преимущество — профессионализм. Я сама директор и работающий мастер, я знаю все нюансы профессии. До сих пор я посещаю курсы повышения квалификации, вкладываю деньги в свое обучение и в обучение собственных сотрудников. В итоге мы можем предложить клиенту хорошую услугу, исправить то, что не получилось у других, или работать по технологиям, еще не дошедшим в другие салоны.

Салон «Прядь» предлагает сегодня стандартный перечень услуг: у нас функционируют парикмахерский и маникюрный залы, косметолог под запись. В парикмахерском зале мы постоянно проводим дополнительные акции, иногда раздаем купоны. Раньше для мастеров подобные активности считались оскорбительными, но сейчас на рынке кризис, и с таким клиентом просто нужно правильно работать, предлагать дополнительные услуги.

У нас сезонный бизнес: самый пик приходится на конец декабря и январь, ноябрь и первая половина декабря традиционно «мертвые» — клиенты готовятся тратить деньги ближе к Новому году. Еще спад мы ощущаем в июле — все разъезжаются по отпускам, и работа стоит. Перед 8 Марта у нас тоже затишье. Зато самый пик, как это ни странно, в первые выходные марта. Клиентов в это время даже больше, чем перед Новым годом. В среднем в высокий сезон у нас бывает минимум 10 клиентов в день. Средний чек по салону колеблется в районе 2000 руб.   

Новых мастеров я одно время искала в газете «Работа и зарплата», потом перешла на Avito. Сегодня мне практически не приходится искать новых людей, они находят меня сами — работает 20-летняя репутация. Кто-то постоянно звонит и направляет мастеров ко мне на обучение и индивидуальную практику.

Когда мой бизнес только стартовал в конце 1990-х, мы не задумывались о продвижении. Салонов было немного, и клиенты сами нас находили. Сегодня бизнес невозможен без рекламы в интернете: мы есть в Instagram, на сайте Профи.ру, у нас работает сайт. Также мы используем контекстную рекламу и баннеры. К сожалению, мы ограничены в наружной рекламе: поскольку салон расположен в пределах Садового кольца, мы не можем повесить баннер, сделать растяжку или пустить бегущую строку.

Не могу сказать, что у меня есть конкретные бизнес-планы. Очень сложно планировать что-то с тремя несовершеннолетними детьми. Младшая дочь по выходным буквально живет на моей работе. Очень большую роль в моей жизни играют различные конкурсы и проекты, я никогда не отказывают от участия в них — и они помогают мне найти вдохновение и открыть новые горизонты в бизнесе.

Чтобы начать успешный салонный бизнес надо хорошенько разобраться в тонкостях индустрии. Недостаточно просто набрать хороших мастеров: они будут ждать от тебя денег в продвижение и рекламу и, не дождавшись, просто уйдут в другое место.

Парикмахерский бизнес специфичен: к нему имеют отношение творческие люди, которые не любят и не умеют считать, а это надо делать обязательно.

Актуальные материалы раз в неделю
Подписаться
Подписываясь, вы соглашаетесь на обработку персональных данных и получение информационных сообщений от группы компаний СКБ Контур.
Раз в неделю — дайджест материалов, достойных вниманияАктуальные материалы раз в неделю
Подписаться
Подписываясь, вы соглашаетесь на обработку персональных данных и получение информационных сообщений от группы компаний СКБ Контур.

Статьи по теме

Все статьи
Написать комментарий