Как предельная прибыль влияет на эффективность бизнеса

Семен Плетнев 18 декабря 2012
Как предельная прибыль влияет на эффективность бизнеса

Чтобы определить выход компании на точку безубыточности, необходимо уметь рассчитывать норму предельной прибыли (НПП). Сам по себе показатель НПП также имеет большое значение. В комплексе с другими он помогает понять, например, какой тип издержек нужно сократить, чтобы сделать бизнес более эффективным. Или определиться с тем, стоит ли вообще заниматься данным бизнесом.

Делаем расчет нормы предельной прибыли

Норма предельной прибыли = ((выручка от реализации — переменные издержки) / выручка от реализации) * 100

Показатель НПП выражается в процентах и, по сути, означает долю, которую в выручке составляет прибыль до вычета амортизации и других операционных расходов (постоянных издержек).

Например, если компания продала продукцию на $10 млн, а переменные издержки по проданным товарам составляют $5,5 млн, то норма предельной прибыли (НПП) будет составлять 45%:

НПП = (($10 млн – $5,5 млн) / $10 млн) * 100 = (4,5 / 10) * 100 = 45%.

Понятно, что высокая норма предельной прибыли далеко не всегда гарантирует высокую чистую прибыль, поскольку на дело сильно влияют постоянные издержки.

Барри Пирсон и Нил Томас в своей книге «Краткий курс MBA» приводят следующий пример. Несколько лет назад одна компания, работающая в сфере электроники, учредила дочернюю фирму по производству и сбыту кремниевых чипов. С самого начала было понятно, что придется инвестировать в данный проект существенную сумму и работать первое время в убыток. Для того чтобы в конечном итоге окупить проект, производственные мощности изначально закладывались довольно большими. А это потянуло за собой и численность обслуживающего персонала — большие постоянные издержки. Компания начала работать, и на третий год норма предельной прибыли достигла 74%. Это значит, что переменные издержки (сырье, материалы и пр.) составили всего 24%. Но мощности завода все еще не были задействованы полностью, то есть по большей части он простаивал. Поэтому постоянные издержки были все еще очень высокими и составляли 205% выручки. По сути, компания тратила почти в 2,5 раза (231% выручки) больше денег, чем получала. А чистый убыток составлял 131% объема продаж.

Но на следующий год продажи подскочили в три раза в связи с резким всплеском спроса на определенный тип устройств, в которых использовались выпускаемые предприятием чипы. И компания начала работать с прибылью.

Управляем чистой прибылью с помощью контроля НПП

Может показаться, что норма предельной прибыли для отдельных видов производимых товаров или услуг будет примерно одинаковой. Но это не так. К примеру, если средняя НПП составляет 45%, то для некоторых типов продукции она может быть и 60%, и 30%, а порой пределы колебания этого показателя могут быть еще больше.

Эффективное управление итоговой прибылью требует не только увеличения объемов продаж и выручки любыми способами, но и максимизации НПП при зафиксированном уровне постоянных издержек. Поэтому когда неизвестна конкретная НПП по каждому типу продукции, это не бизнес, а стрельба по тарелочкам с закрытыми глазами. Кроме того, покупатели отлично распознают тот товар, который недооценен и продается с заниженной маржей (НПП). И может оказаться, что этот товар составит серьезную долю в общей выручке и тем самым испортит итоговые показатели.

Игнорирование нормы предельной прибыли может привести к большой беде. К примеру, компания, выпускающая компьютерные компоненты, сильно пострадала, когда из-за конкурентов предложение на рынке значительно расширилось и цены на конкретный продукт упали с $2,25 до $0,79 менее чем за 1,5 года. В прошлом прибыльное предприятие превратилось в убыточное. Менеджеры приняли решение выходить из ситуации за счет увеличения доли рынка (повышения объемов продаж). Но убытки продолжали расти. Приглашенный внешний консультант быстро обнаружил, что переменные издержки обходятся компании дороже, чем стоит сам продукт, и на единицу товара составляют $0,89, то есть на 10 центов больше рыночной цены. Оказалось, что оборудование, на котором построено производство, не позволяет тратить меньше. И конкуренты, применяющие более новые технологии, позволяющие значительно сократить переменные издержки, легко обошли компанию.

Зная НПП по каждому виду продукции или услуг, менеджер может повлиять на прибыль и заставить ее расти различными путями:

  • сосредоточить маркетинговые усилия на товарах с наиболее высокой НПП (выше среднего), остальные выпускать для поддержки широкого ассортимента;
  • поощрять продавцов на сбыт товаров с высокой НПП, например давать более высокие комиссионные или разыгрывать призы (к примеру, «Евросеть» однажды устроила своим продавцам соревнование по продаже мобильных телефонов определенной марки, в итоге сотрудник, продавший максимальное количество, получил квартиру);
  • попытаться увеличить НПП для тех товаров, для которых этот показатель ниже среднего, путем уменьшения переменных издержек, к примеру заказать материал с близкими характеристиками, но по стоимости дешевле, или заплатить поставщику вперед за конкретные материалы, получив скидку;
  • следить за тем, чтобы новые товары и услуги, которые компания собирается выпустить на рынок, находились в допустимых пределах по показателю НПП.
Не пропусти новые публикации

Подписывайтесь, и мы будем один раз в неделю присылать полезные бизнес-советы, аналитические статьи, истории успеха и провала, интервью, а также мнения экспертов на острые темы

Подписаться
1976 просмотров
В избранное

Комментарии

Комментарии Написать свой
Спасибо за ваше мнение!
← К списку публикаций

Читайте также

Загрузить еще
loader
Спасибо за подписку.

Заполните, пожалуйста, все поля.

Предложение, замечание, просьба или вопрос.