Кризис 2013 прогноз

Вторая волна кризиса и экономическая политика правительства

Сергей Глазунов 21 февраля 2013
Вторая волна кризиса и экономическая политика правительства

Всем известно, что открытие малого и среднего бизнеса в России усложняется различными видами административных препятствий. К тому же слухи, связанные с приближающейся второй волной экономического кризиса, укрепляют опасения молодых предпринимателей касательно их бизнес-начинаний. Развеять предположения об экономической катастрофе, уточнить нюансы экономической политики московского правительства, а также уточнить основные подводные камни, присущие малому бизнесу, нам помог Сергей Жаворонков, старший эксперт Института экономической политики им. Гайдара.

— Сейчас ходит много слухов по поводу того, что в 2013 году ожидается вторая волна мирового кризиса, начавшегося в 2008-м. Можете ли вы согласиться с ними?

— Я не готов согласиться с этими прогнозами. Я напомню, что этим прогнозам уже года три. Правильнее сказать, что во многих странах кризис и не прекращался, если говорить о периферии Европы. В некоторых странах кризис затрагивает только одну, достаточно важную сферу, такую как общественные финансы и государственный долг США. Но он не распространяется на реальный сектор и социальную сферу. Россия после достаточно короткого падения цен на энергоносители в 2008 — начале 2009 года в общем достаточно успешно выдерживает нынешние тотальные расходы бюджета благодаря двум факторам: с одной стороны, активная денежная эмиссия в мире повышает спрос на резервные активы (нефть и нефтепродукты), а с другой — Россия сумела пережить самую острую часть кризиса благодаря существованию резервного фонда, который большей частью в кризис и был потрачен.

— Что изменилось касательно малого и среднего бизнеса с начала первой волны кризиса в 2008 году? Изменились ли условия открытия и развития?

— На мой взгляд, с малым и средним бизнесом в России ситуация особая, и проблема связана прежде всего не с общим влиянием кризиса и не с тем, что в какие-то периоды в крупных городах росла безработица и падал спрос, а прежде всего с последовательной политикой российских и московских властей.

— Не могли бы вы подробнее рассказать о вехах этой политики?

Экономический кризис 2013. Сергей Жаворонков— Прежде всего это запрет киоскам и малым торговым форматам на торговлю пивом и табачными изделиями. Сами по себе эти продукты являются высокомаржинальным товаром, на который зачастую приходится до половины оборота предприятий малого бизнеса. И то, что эти продукты исчезают из ассортимента, по цепочке приводит к тому, что обычные люди, потенциальные покупатели, вообще не идут к малому бизнесу, а идут в крупные магазины и торговые сети. Согласитесь, чисто географически проще сразу пойти в сеть и приобрести все товары в одном месте, чем разделять свои покупки на различные точки продаж.

Точно так же, по цепочке, эта борьба с малым бизнесом бьет по нему не только в сфере торговли, но и в сфере производства, потому что некрупный производитель — это естественный поставщик для малого бизнеса. Ведь требования сетей для большей части производителей просто непосильны ни по объемам, ни по логистике, ни по огромным штрафам за минимальное несоблюдение сроков или параметров поставок, то есть в сети малый производитель зайти не может. Он вынужден сбывать свою продукцию через маленькие магазины и ларьки.

Кроме того, надо сказать, что в Москве осуществляется целенаправленная политика борьбы с малыми торговыми форматами под предлогом их нецивилизованности. Причем мы уже можем наблюдать вторую волну этой борьбы. Сначала, когда только пришли новые московские власти, мы слышали, что неправильно проходят конкурсы на размещение нестационарных торговых объектов, надо по-честному провести аукционы и т д. Теперь вдруг выясняется, что те объекты, которые честно выкуплены на аукционах, тоже надо сносить, потому что они мешают движению транспорта.

— Стоит ли в таком случае пытаться открыть свое дело?

— Тяжело давать советы в этом вопросе. Каждый решает на свой страх и риск. Да, у нас давно уже нет такой чудесной ситуации, которая была в начале девяностых годов, когда был огромный товарный дефицит и, по сути, можно было торговать чем угодно. Что-то импортировать из стран ближнего зарубежья и продавать. Отечественная промышленность не выпускала товар надлежащего качества, и можно было делать состояние практически на любом виде продукции. Сейчас молодой предприниматель сталкивается с высокой конкуренцией, высокой арендной платой, особенно это касается крупных городов. Например, правительство Москвы декларирует увеличение торговых площадей, но мы этого практически не наблюдаем. А какие-то большие изменения если и происходят, то благодаря вводу в строй какого-нибудь очередного крупного мегамолла, который к малому бизнесу не имеет никакого отношения, и ситуация на рынке арендных площадей, к сожалению, не улучшается.

— Помимо высоких арендных ставок и конкуренции чего стоит опасаться тем, кто открывает малый бизнес?

— Подводных камней много. Один из них — это высокая стоимость кредитных ресурсов. Кредит в госбанке предложат под 25% годовых при официальной инфляции ниже 10%. Также малый бизнес является традиционной жертвой вымогательства со стороны правоохранительных органов, перед которыми рядовой гражданин беззащитен.

— Что можно сказать по этому вопросу в сравнении с мировой ситуацией?

— Если сравнивать, то в России есть определенные преимущества. Например, у нас нет жесткого контроля над стоимостью и условиями труда, по сути, это определяется договором предпринимателя и его наемного работника, и санкции по несоблюдению трудового законодательства довольно невелики. В этом смысле наша ситуация отличается в лучшую сторону от многих стран Западной Европы, где необходимость выплачивать минимальную заработную плату делает эти издержки довольно существенными. В России в общем такой проблемы нет, так же как нет проблемы с засильем профсоюзов, которые каким-то образом ограничивают предпринимателя.

— Можно ли выделить какие-то программы господдержки малого бизнеса или отдельных его отраслей? И существуют ли они?

— Госпрограммы существуют, но я не готов их положительно оценивать, потому что, поверьте, любой человек, у кого есть знакомые предприниматели, услышит от них, что они ни в каких государственных программах не участвовали. И это, наверное, не случайно, по той простой причине, что доступ реальным предпринимателям к этим программам перекрыт, а какие-то льготы по ним получают только «свои». Здесь довольно банальная ситуация, если бы государство хотело помочь малому бизнесу, то имело бы смысл снизить процентные ставки госбанков по кредитам.

Читайте также: Прогноз экономического кризиса в России на 2014 год в новой статье.

Не пропусти новые публикации

Подписывайтесь, и мы будем один раз в неделю присылать полезные бизнес-советы, аналитические статьи, истории успеха и провала, интервью, а также мнения экспертов на острые темы

Подписаться
12208 просмотров
В избранное

Комментарии

1 комментарий Написать свой
Нет ну смех, людей совсем за баранов держат? Это целенаправленное истребление, крупные торговые магазины растут как на дрожжах, просто по Москве на машине едешь и все видишь, малый бизнес успешно уничтожается и все бабло переезжает в крупные сети, а поставщики которые могут позволить себе работать с иностранными компаниями для импорта, попросту вымрут, потому, что торговые сети не желают работать с этими поставщиками и таким образом, при "смерти" малого бизнеса, через который сливался товар из-за бугра, отомрут и компании которые работали с зарубежными компаниями, красота бизнес даже пилить не нужно, сами отомрут и все перетечет в нужные лапы. Ничего русский мужик везде выживет :)
Ответить Ответить
Спасибо за ваше мнение!
← К списку публикаций

Читайте также

Загрузить еще
loader
Спасибо за подписку.

Заполните, пожалуйста, все поля.

Предложение, замечание, просьба или вопрос.