Чем опасны для компании сотрудники‑должники — СКБ Контур

Чем опасны для компании сотрудники‑должники

6 августа 2020 10

Число просроченных ссуд в России, по оценке Бюро кредитных историй, возросло в 2019 году на 30 %, и этот показатель может ухудшиться из-за слабого рубля и снижения доходов граждан.

В Кабмине обсуждается законопроект, который запрещает коллекторам общаться со знакомыми и родственниками должника без их письменного согласия. Еще один законопроект предусматривает штрафы до 500 000 руб. для банков за угрозы должникам — на них нельзя будет давить и раскрывать сведения о долгах. Сейчас эти штрафы обязаны платить только коллекторы, но они часто предпочитают действовать в полуправовом поле и угрожать не только должникам, но и их работодателям.

Разбираемся, в каких случаях работодатель несет ответственность за кредиты сотрудников, что делать при получении исполнительных листов и как быть, если коллекторы звонят в офис.

Проблемы

Невыполненные обязательства работников, например, просроченные кредиты и алименты, не обязательно вредят компании экономически, но повышают нагрузку на сотрудников и портят имидж сотрудников-должников.

  • Увеличение операционных задач

Наличие исполнительного листа не может навредить компании-работодателю экономически, но добавит операционных задач, не связанных с функционированием бизнеса, — говорит Виктор Миронов, управляющий директор консультационной группы «Тим». – Работникам приходится общаться с приставами, оплачивать долги и писать ежеквартальные отчеты.

  • Риски слива конфиденциальной информации

Юрий Петров, управляющий партнер девелоперской компании Tycoon, предупреждает, что должники могут стать «легкой добычей для мошенников, манипуляторов и конкурентов в надежде, что продажа конфиденциальной информации компании решит их финансовые проблемы». Ценность для конкурентов представляют договоры по хозяйственной деятельности, указанные в них размеры вознаграждений, формы отчетов и стратегии развития.

Некоторые сотрудники очень боятся огласки долгов, и предложение о погашении долга в обмен на «небольшую услугу» может оказаться спасительной соломинкой, — подтверждает юрист Сергей Белый.

Сами по себе долги сотрудника не опасны для работодателя, потому что таким сотрудникам важно работать и получать стабильный доход. Юлия Комбарова, генеральный директор «Юридического бюро № 1», предостерегает от найма сотрудников с просроченными долгами или проходящих через процедуру банкротства на руководящие должности или позиции, связанные с финансовыми операциями.

Как минимизировать риски

Если вопрос долгов сотрудников важен для работодателя, на собеседовании можно расспросить их о долгах и просрочках и попросить письменное согласие на изучение кредитной истории (Федеральный закон от 30.12.2004 № 218-ФЗ).

Работодатель не несет ответственность за кредиты сотрудников, если он не подписывал кредитный договор или договор поручительства и не является созаёмщиком, напоминает Дарья Филина, руководитель практики недвижимости бюро юридических стратегий Legal to Business. При этом он обязан выплачивать долги из зарплаты сотрудника при получении исполнительного листа. Оплачивать нужно не более 50 % зарплаты и других доходов, переводить их нужно в течение трех дней со дня выплаты.

Вернуть исполнительный лист можно, только если сотрудник уволен. Долг по кредиту сам по себе не является основанием для расторжения трудового договора по инициативе работодателя.

Важно убедиться, что исполнительный лист подлинный и подкреплен решением суда и заявлением с реквизитами банковского счета, номером налогоплательщика, государственным регистрационным номером и адресом взыскателя.

Работнику нужно дать знать, что с его зарплаты будет взыскиваться долг, и сведения об этом указываются в расчетном листе. В противном случае работодателя могут привлечь к административной ответственности со штрафом до 20 000 руб. для должностных лиц и до 100 000 руб. для юрлиц (ч. 3 ст. 17.14 КоАП РФ).

Сотрудника нельзя не принять на работу или уволить за наличие долгов, но можно открыто расспросить его о долгах и проверить информацию в открытых источниках – на сайте службы судебных приставов, арбитражных судов, районного суда по месту жительства. Крупным компаниям Сергей Белый рекомендует создать службу безопасности и ввести регламенты по обращению с конфиденциальной информацией, например, ограничить служебные переписки рабочей почтой.

Если информации нет в бюро кредитных историй, помогут DLP-системы, SIEM и СКУД, которые умеют искать заданные слова в переписке сотрудников, например, долги, ипотека, проценты, санкции банка, пристав, банкротство. Эксперт Юрий Петров советует ставить сотрудников из группы риска под контроль службы безопасности компании и ограничивать их доступ к секретной информации.

Нужно учитывать, что должностных лиц могут привлечь к ответственности за выдачу недостоверной справки о доходах сотрудника — это расценивается как предоставление кредитору заведомо ложных сведений (ст. 159.1 УК РФ).

Службе безопасности также стоит обращать внимание не только на долги и судебные взыскания, но и на затраты и привычки человека, его удовлетворенность доходами.

Если сотрудник для вас важен и у него уважительная причина, попробуйте вместе найти решение или предложите ему материальную помощь, — говорит Юрий Петров. – Мне самому повезло, когда в 2003 году мой руководитель дал мне гарантию для банка.

Случай из практики

В девелоперской компании Tycoon директор по строительству, привыкший к высоким доходам, купил квартиру на Черном море и резко увеличил свои расходы. Позже стало известно, что он предоставил нескольким подрядчикам эксклюзивные условия и попытался провести предложенные ими цены выше рыночных в обход тендера.

«Я видел, что расходы сотрудника не соответствуют его доходам, — рассказывает эксперт Юрий Петров. – Он всегда не мог скрыть своего раздражения, если не получал зарплату в первый день месяца, хотя она всегда переводится до 10-го числа. Если человек постоянно раздражается из-за денег, это говорит о его финансовой неустойчивости, то есть он может поддаться соблазнам получения откатов в рамках тендеров и заманчивым предложениям конкурентов».

Запись с видеорегистратора из ДТП служебной машины показала, что сотрудник позволил подрядчику провести некачественные услуги, не соответствующие требованиям ТЗ и договора. В результате сотрудник был уволен по недоверию.

«Сотрудники, привыкшие к высоким доходам, оказываются в группе риска, если не могут отказаться от определенного уровня жизни и реализации своих желаний», — отмечает эксперт.

Звонки коллекторов

На звонки можно не отвечать и подтверждать занятость, если только работник не просил об этом письменно, — считает Виктор Миронов. – Если секретарь будет регулярно выслушивать оскорбления или увещевания коллекторов, это может стать неприятной рутинной историей.

Даже если руководители сталкиваются с тем, что кредиторы звонят и сообщают, что сотрудник взял кредит и не возвращает его, юридически долги сотрудника не имеют к ним отношения, пока не пришел исполнительный лист. Если в офис звонят коллекторы, Юлия Комбарова советует подать жалобу в ФССП и сразу же отправить копию жалобы коллекторам.

Тем не менее, коллекторы могут действовать агрессивно и давить на руководителя должника. Мария Волощук, генеральный директор производственной компании, столкнулась с оскорблениями и угрозами в свой адрес и в адрес своих несовершеннолетних детей из-за долга в 60 000 руб. бывшей сотрудницы.

Общались со мной нецензурно, и так как я не реагировала, то предупредили, что мне включают «звонилочку», — говорит Мария Волощук. – Тогда я ещё не понимала, что это, но после угрозы начался автопрозвон. На мой номер постоянно звонили и сразу же сбрасывали. Потом позвонили с другого номера, уточнили, не одумалась ли я, и напомнили, что если я не хочу, чтобы моему сыну было плохо, то я должна сделать так, чтобы сотрудница погасила долг.

Служба поддержки сотового оператора заблокировала звонки с номеров коллекторов — всего позвонили 550 раз.  Мария Волощук советует другим руководителям убирать автодозвоны через операторов и спокойно решать вопросы. «Напомните коллекторам, что есть правовое поле для решения вопросов. Периодически проводите сотрудникам ликбез по финансовой грамотности, чтобы они умели жить по средствам».

Дарья Филина советует напомнить коллекторам, что работодатель не является должником по нарушенному обязательству, поэтому у коллектора нет полномочий общаться именно с работодателем. Коллектор — не представитель власти, он не имеет права требовать раскрытия личных данных о сотруднике и его работе в компании.

К клиенту юриста Сергея Белого коллекторы как-то приходили в офис, другого звонки коллекторов вынудили уволить своего сотрудника по собственному желанию. Одной клиентке от коллекторов помог избавиться звонок в полицию.

С 2014 по 2018 годы, когда я руководил юридической фирмой, я часто общался с коллекторами, — делится опытом Сергей Белый. – Я говорил, что не несу ответственность за просрочки сотрудника по кредиту, объяснял, что если уволю сотрудника, он не сможет выплатить долг, говорил, что поддержу жалобу должника о разглашении персональных данных и советовал обратиться в суд за судебным решением о принудительном взыскании. В большинстве случаев это срабатывало и коллекторы больше не звонили.

Бухгалтерия
Ведение бухгалтерии, расчет зарплаты и сдача отчетности для бухгалтеров небольших компаний
Узнать больше
Бухгалтерия
Ведение бухгалтерии, расчет зарплаты и сдача отчетности для бухгалтеров небольших компаний
Узнать больше
Раз в неделю — дайджест материалов, достойных вниманияАктуальные материалы раз в неделю
Подписаться
Подписываясь, вы соглашаетесь на обработку персональных данных и получение информационных сообщений от группы компаний СКБ Контур.

Статьи по теме

Все статьи
10 комментариев
А меня так и не берут на работу из-за долга! Грустно и глупо. Пособие по безработице ни как не поможет выплатить все долги. А с коллекторами у меня разговоры короткие. " нет работы, нет погашения долга! " Всё!
А
Александр 10 августа 2020
Так может директору выплачивать вовремя з/п и в полном объеме что бы работник не натравливал своих коллекторов на него
Если зарплата будет достойной, то и кредиты будут ненужны! Это факт! Все мы понимаем, каково приходится малому и среднему бизнесу. Если бы были созданы хорошие условия для бизнеса, то проблем было бы меньше(невыплаты, задержки и т.д.). А в остальном - это вопрос политики власти. Именно власть/государство не может создать более или менее справедливое общество с хорошими условиями для работы и жизни.
А
Анастасия 29 марта 2021
Перед тем как отдавать последние деньги коллекторам рекомендую почитать эту статью https://bankrot-kuban.ru/stoit-platit-kollektoram-2021 . Мне очень помогла, коллекторы больше не достают.
Л
Должников не берут на работу!!!как долги то отдавать,,
Интересный материал, правда раскрыли не все. Вот кстати хорошая статья по теме: https://svobodapravo.ru/analitika/kto-takie-kollektory/. На любых коллекторов всегда можно найти управу!
Е
Елена 27 мая
У меня одно ИП котрое оплачивалось,пока я работала.Но работы сейчас нет,а при поиске другой,работадатели отказывают из за открытого ИП, ну и как жить в этой стране?
Работы нет-долги оплачивать нет возможности
В
Владимир 18 июня
Поправки к закону, о том что коллекторы не могут звонить третьим лицам без их письменного согласия принят. Но и раньше, если третье лицо выражало устное нежелание общаться, последующие звонки не законы. Взаимодействовать кроме как с самим должником - с третьим лицом, сейчас могут только при соблюдении двух условий. 1. Письменное согласие заёмщика. 2. Письменное согласие третьего лица. Что сейчас, что тогда при нарушении условий взаимодействия с третьими лицами как минимум необходимо писать жалобу в ФССП предоставляя детализацию звонков и крайне желательно запись разговора (или видео при личной встрече).

ФССП - Федералтная служба судебных приставов - Регулирует деятельность по возврату долгов.

Если "коллектор" (не важно если сотрудник банка, МФО или Коллекторского агенства) распространяет сведения о задолженности и взаимоотношения с кредитной организацией - это уже уголовка. Реально привлечь сложно, но как минимум нервы им потрепать можно.

Ну и 230-ФЗ всем должникам и их окружению в помощь (для начала). Закон четко прописан, от того как вам должны представляться при взаимодействия, до чего они могут вам говорить а что нет.

И ещё нельзя перед ними оправдываться, объясняться, позволять им доминировать. Абсолютно все они нарушают законы, в той или мной степени, 99% того что извергаются из их пасти искажение или просто враньё. Овладевайте правом и правда будет на вашей стороне.
Н
Николай 24 августа
Ваша статья конечно занимательная, но.... Не я устраивал кризисы в этой стране..... На определённом этапе плюешь на них всех.... Ипучих коллекторов всегда слал нахрен.... Как быть с дурацкой системой ФССП? Она не работает... Пристав тупо блокирует всё твои счета и похер кто ты где ты как ты, наматываются пени, хрени, ты живёшь давно в другом регионе- решить вопрос не возможно.... На работу не берут, потому что в отличии от банков ФССП спокойно распространяет информацию о твоих долгах направо и налево..... Единственный выход, который нашёл, организовывать своё ООО, принимать себя директором по совместительству на минималку и хоть что то ковырять на жизнь....
Какой бред!