Каждый год компания СКБ Контур проводит конкурс для предпринимателей «Я Бизнесмен», в нем участвуют сотни бизнесменов из разных городов России — от Калининграда до Владивостока.
Благодаря конкурсу мы создали вдохновляющую коллекцию бизнес-историй, рассказанных людьми, которые превращают небольшие стартапы в успешные компании.
Их опыт и cоветы будут полезны каждому, кто задумывается об открытии своего дела.
Для старта необходимы некоторые предварительные условия: идея, немного денег и, что самое важное, желание начать
Город и год запуска
Отрасль
Стартовый капитал
Окупаемость
Будучи студентом строительного факультета, Станислав Орехов заинтересовался визуализацией и дизайном, хотя сам не умел рисовать. Через несколько лет работы помощником дизайнера он смог найти своих первых клиентов, а позже — открыть студию. Сейчас Станислав продает курсы для начинающих дизайнеров и визуализаторов и работает с крупными заказчиками, в числе которых «Газпром» и Сбербанк.
Когда я учился в строительном университете, на втором курсе нам нужно было проходить практику. Вместо того чтобы идти на стройку и становиться прорабом, я решил попробовать себя в архитектурной компании в качестве помощника дизайнера или визуализатора. Знаний и навыков у меня особенно не было, но я умел неплохо обращаться с компьютером — знал Photoshop и AutoCAD. Я понял, что мне нравятся дизайн и визуализация, и согласился работать бесплатно, чтобы учиться на практике. В какой-то момент у меня появились свои личные заказчики. Работа стала превращаться в бизнес.
Когда еще на старте своей карьеры я делал визуализацию, один из клиентов попросил меня сделать дизайн. Он был опытный, сказал: «Нарисуй картинку, а дальше мы разберемся». Мы сделали ему салон красоты, а позже ему же отрисовали квартиру. Вместе со строителями он показывал мне, что и как делается на объекте. Благодаря ему я и стал дизайнером. Он меня сам к этому подтолкнул. Он же через несколько лет посоветовал мне нанять команду.
Когда заказов стало достаточно много и понадобились дополнительные люди, я открыл студию. К визуализации мы добавили еще и дизайн. Разница в том, что визуализация — это «картинки» для других дизайнеров, а дизайн делается именно для клиентов. У нас в стране есть архитекторы и декораторы, а именно дизайнеров практически нет. В России нигде не учат дизайну, есть только курсы. Та же Британская высшая школа дизайна — это на самом деле не высшее учебное заведение. К тому же у нас нет лицензии, поэтому любой человек может назвать себя дизайнером, если захочет. Так как нет производственных стандартов, их приходится вырабатывать самостоятельно и обучать персонал под себя.
Визуализация реконструкции Детского мира
Мы предлагаем студентам насыщенную двухгодовую программу. Даем общее представление о том, кто такой дизайнер, обучаем техническим навыкам, объясняя, как правильно работать в AutoCAD и 3DMax, рассказываем о послепроектном сопровождении — авторском надзоре и работе с прорабом. У нас три основных направления: дизайн, включая визуализацию и рисунок интерьера, привлечение клиентов и создание студии. На последнем направлении мы рассказываем о том, как создать свою команду и организовать ее работу.
В нашей компании нет четкого разделения функций — каждый взаимозаменяем. На постоянной основе в команде работают примерно десять человек, туда входят три менеджера, три дизайнера, два арт-директора, проектировщик и я. Есть много дополнительных людей, которых мы привлекаем на определенные проекты, их нанимает наша «десятка». Многих из них я даже не знаю.
Новых людей мы стараемся брать из выпускников нашей школы. Процесс обучения построен как тестовый проект: как идет процесс работы с клиентом в реальной жизни, так он идет и в обучении. Человек общается с клиентом, знакомится с договором, делает планировку. На обучение у него уходит полгода-год. Хорошего специалиста видно сразу: он приходит на все занятия, выполняет все задания, задает вопросы. Есть люди, которые приходят для других целей: некоторые приводят своих сотрудников, опытные дизайнеры стараются структурировать уже имеющиеся знания.
Некоторые наши студенты из Омска, Хабаровска, Екатеринбурга приезжают в Москву и находят здесь клиентов. Это могут быть люди, совсем не знакомые с дизайном. Нет ничего сложного ни в рисунке, ни в AutoCAD. Я сам, кстати, рисовать не умею. И это абсолютно мне не мешает работать на компьютере.
Минимальная стоимость коротких курсов, которые длятся 21 рабочий день, — 30 000-40 000 руб. Годовой или полугодовой дизайн интерьера стоит 120 000 руб. или по 32 000 руб. за модуль. В зависимости от количества желающих и времени участия бывают скидки от 20 до 50%. Профессию визуализатора можно получить за полтора месяца с нуля за 37 000 руб. Две недели ты учишься интерфейсу и базам, вторую часть курса готовишь портфолио. Главная задача — научить человека делать самостоятельные проекты, чтобы он смог повторить собственный успех без чужой помощи.
Когда мы начинали, половина заказов была из-за рубежа. Сейчас мы не так много работаем с иностранными заказами. В основном к нам обращаются русскоговорящие люди, которые переехали за рубеж, но не очень хотят общаться с русскими дизайнерами.
Полностью сделать дизайн-проект для иностранца сложно, так как часто наши технические требования и нормы не подходят. Можно сделать только концепцию дизайна и отдать ее местным архитекторам, которые лучше разбираются в правилах и согласованиях.
В Европе, например, очень много декораторов, и почти все жилье продается уже с отделкой. Люди приносят свои полотенца, вазы и начинают жить, там нет пустых бетонных коробок, как у нас. Мне не известны случаи, когда российские дизайнеры делали что-то за рубежом от начала и до конца.
Я люблю частных клиентов и не люблю работать с барами, ресторанами, общественными зонами, хотя, конечно, мы работаем с «Аэрофлотом», «Газпромом» и многими другими. При работе над такими проектами дизайнер не может диктовать свои условия и подстраивается под заказчика. Я всегда привожу такой пример: когда пациент приходит на прием к стоматологу, он не говорит ему, какой зуб сверлить, потому что врач и сам это знает. В случае с рестораном чаще всего к тебе приходит клиент со всей своей семьей, и они все дают тебе советы и указания.
Частные проекты часто бывают очень интересными. Один из самых сложных и запоминающихся проектов, над которым мы работали, называется «Алые паруса». Клиент попросил сделать максимально необычное пространство, в результате получился футуристический интерьер. Там все очень индивидуально, каждый объект подготовлен и разработан дизайнером: аквариум с медузами, гипсовая река на потолке, встроенный камин.
Визуализация проекта Pulkovo Outlet Village
Чаще всего наш клиент приходит делать дом или квартиру полностью с нуля. Один метр дома до 300 кв. м стоит 3 000 руб., если дом больше 300 кв. м, то 2 500 руб. Локальный проект тоже можно делать, прямо как в программе «Квартирный вопрос», но этим должен заниматься не дизайнер, а декоратор. Первый отвечает за внутреннюю логику и планировку, второй оформляет помещение.
Стандартная ситуация — клиент купил дом площадью 200-300 кв. м в коттеджном поселке. Он хочет расширить дом и сделать фасад, оформить комнаты, выдержать их в определенном стиле. Приходит дизайнер, записывает все идеи в техническое задание, согласовывает его с клиентом. После этого делается планировка, затем черно-белые эскизы, по ним уже 3D-визуализация с материалами, мебелью и текстурами. Следующий этап — подготовка рабочей документации и ведомостей на закупку. В итоге получается 3D-визуализация, рабочая документация для строителей и подборка мебельных материалов для закупок. Когда все это сдается, дизайн-проект закончен.
Волшебный домик для девочки
Далее идет реализация. Клиент считает смету, нанимает строителей, предлагает дизайнеру либо возглавить управление строительством, либо осуществлять только авторский надзор и следить за тем, чтобы все построили по чертежам. Важно сделать комплектацию — закупить все необходимое для проекта. Это дополнительный процесс, стоит он 10% от стоимости всего закупаемого оборудования.
Недавно я был в Дубае, там есть шейх, который каждый год переделывает свой дворец. После выставки он его закрывает и полностью меняет мебель и все остальное. Это хорошо для того, чтобы заработать деньги, но не соответствует нашему мировоззрению, потому что мы не гонимся за модой. Наш конек — планировочные решения и соотношения между комнатами, натуральные материалы, встроенные решения, идея интерьера. У нас есть свой свод правил, которых мы придерживаемся.
Для того чтобы бизнес работал как часы, нужно создать пачку шаблонов и документов. Я могу работать без связи, выходить в интернет раз в день, и все будет работать. Но для этого правила надо писать и адаптировать. Мы работали над ними всей командой. Теперь при смене специалиста мы даем ему шаблон, который объясняет, что и как делать, в том числе в критических ситуациях. Если шпаргалки нет, то арт-директор постоянно должен быть на месте, что плохо в первую очередь для него. Мы уже создали около ста документов, получилось что-то вроде франшизы студии, которую мы пока не продаем, но сами по ней работаем.
Как-то я специально взял сложного заказчика. Я знал, что никакого дохода он не принесет, но мы целый год с ним работали, и он стал бета-тестером нашей системы и менеджеров, которые в ней работают. Все вопросы мы с ним отработали и записали в правила.
У нас есть курсы по созданию похожей системы, выработке своего стиля и написанию шаблонов для дизайнеров, которые сталкиваются с похожими проблемами. Этот курс называется «Создание студии» и его проходят дизайнеры и бизнесмены, которым надоело за всем следить и все контролировать.
Я сам люблю путешествовать и не хочу быть привязан к месту. Я хочу, чтобы у меня была возможность сесть денек и подумать, а не лететь через всю Москву сломя голову, потому что прораб что-то не то привез на стройку и надо решать этот вопрос срочно, потому что уже завтра сдавать проект.
Подпишитесь на рассылку, и мы поможем вам разобраться в требованиях законодательства, подскажем, что делать в спорных ситуациях, и научим больше зарабатывать.