История провала. Цветочный бизнес

Зоя Молчанова 10 апреля 2013

Бывает, что бизнес-однодневка может стать делом всей жизни. Но как раз именно эта сфера, которая считается прибыльной и легкодоступной, поскольку не требует больших вложений, таит в себе огромное количество подводных камней. С какими сложностями можно столкнуться, затевая цветочный бизнес, и почему не всегда получается встать на ноги, «Контур.ру» рассказал дизайнер Артем Забоев.

Как возникла идея создания цветочного бизнеса?

Когда еще были студентами, на 8 Марта с друзьями закупали цветы на оптовых рынках и продавали их несколько дней. Делали так года три подряд. Потом, естественно, выпустились, каждый нашел работу, начали крутиться и забыли об этом. Но надо сказать, даже за каких-то несколько дней это дело приносило свои плоды. В целом каждый из нас, 20-летних пацанов, получал на руки за эти дни около 30 тыс. руб. Сами понимаете, это было очень много. Сейчас, я думаю, у тех, кто решил перед праздниками таким образом заработать, получается около 60 тыс. в среднем.

Я давно занимаюсь ландшафтным дизайном и в этой сфере чувствую себя как рыба в воде. Однажды, когда оформлял сад на участке, подумал: почему бы не заняться цветочным бизнесом? В голове сразу возник маленький, но уютный магазинчик. Я увлекся этой идеей настолько, что оставил все свои проекты, ушел в отпуск.

Как началось развитие? Сколько людей было задействовано в открытии?

Я нашел небольшое помещение, 12 кв. м, в торговом центре, аренда составляла около 20 тыс. руб. в месяц. Подключил в команду двоих знакомых — девушку-художницу, которая могла бы помочь с составлением букетов (сам я тоже собирался этим заниматься), и однокурсника, который отвечал бы за оформление, пока я занимаюсь технической частью и бухгалтерией. Зарегистрировался как индивидуальный предприниматель, уложился в пять дней. Сумма вложений в это дело составила около $15 тыс. Мне пришлось взять небольшой кредит.

В первую очередь, помимо того чтобы найти поставщика и закупить оборудование, непременно нужна была яркая вывеска. Нужно было начать с того, чтобы привлечь клиентов и желательно сделать их постоянными. Вывеску придумали сами, сами нарисовали, отдали в разработку, остались довольны. Потом я нашел небольшую цветочную базу на центральном рынке, где мы закупали цветы. Также они предоставляли грунт, цветы в горшках. Появилась идея наполнить магазин разными аксессуарами для букетов, чтобы как-то разнообразить ассортимент. Дело вроде бы пошло.

Почему не получилось раскрутиться? Какие возникли проблемы?

Могу сказать, что, как всегда это бывает у творческих натур, мы увлеклись. С однокурсником начали ругаться по каким-то пустякам: какого цвета горшки лучше закупать, коричневые или рыжие. Много денег ушло на оформление салона и первую партию цветов. Закупали побольше, посвежее и поэкзотичнее. Хотелось всего и сразу, а так, как известно, не бывает. Надо было начинать с простого и включать всю свою фантазию. Фантазию мы готовы были включить, но клиентов тоже было не особенно много. Я только потом понял, что надо было открывать салон ближе к весенним праздникам, чтобы сразу, в первую неделю, можно было более или менее встать на ноги. Мы открылись в декабре, а под Новый год покупателей было немного. Но кое-кого мы заинтересовали. Мы и правда подошли к процессу создания букетов со всей щепетильностью, аккуратностью и воображением. Но разгуляться получилось только в первые две недели. Потом все как-то совсем затихло. А еще у нас сразу же сломался холодильник, который всегда необходим в любом салоне: там обычно обитают самые дорогие букеты, но расхватывают их на ура. Сломался именно как холодильник, как витрина продолжал функционировать: свет горел. И мы не сразу заметили, что главную свою функцию он не выполняет. В общем, из каких-то нелепых мелочей сложилась большая проблема. Аренду мы выплачивали туго, цветов закупали не очень много. Разругались на второй месяц с однокурсником. И остались вдвоем. Запал прошел, а долги остались, и их надо было как-то отрабатывать. К тому же мне предложили несколько новых проектов. В общем, мы фаталистически свалили все на то, что не судьба, и решили, как только выплатим кредит, закрываться. Просуществовали до мартовских праздников. Тогда, кстати, у нас был второй шанс. Думали: может, не бросать? Но передумали: нам стало скучно.

То есть причина лишь в том, что вам это стало неинтересно? Может быть, вы просто боялись ошибиться?

А кто не боится ошибиться? Конечно, боялся. Кстати, я думал о том, что надо было начинать не с магазина, а с рынка. Вложений там больших не потребовалось бы. Но там проблема в другом: надо было с утра до вечера проводить в тяжелых условиях: работать с семи утра и до одиннадцати вечера зимой и летом, надо было уделять этому все свое время. А нам не хватило терпения, и мы начали размениваться по мелочам… Я не могу сказать, что мне стало неинтересно, просто хотелось чего-то большего, как я уже говорил, всего и сразу. А когда у тебя нет никакого бизнес-опыта и ты не хочешь тратить время, чтобы его приобрести, — это не дело. Мне предлагали ходить на разные тренинги, мастер-классы, но я только рукой махал и смеялся, говорил, что все это бред. Хотя по собственному дизайнерскому опыту прекрасно знал, что иногда в этом есть толк. С другой стороны, когда в начале апреля мы закрылись, мы не сделали этого разоренными. У каждого на руках были хорошие деньги. Это привело меня, уже спустя некоторое время, к другим мыслям. К тому, чем я занимаюсь сейчас.

Чем вы занимаетесь сейчас?

Месяц назад мне пришла в голову мысль открыть интернет-магазин авторских подарков — аксессуаров, открыток, всяких необычных штук. Пока проект находится в разработке, но ему сулят успех. Думаю, что авторские букеты там тоже будут. Кстати, это тоже могло бы нас удержать… Клиентам очень нравились наши букеты, говорили, что нигде еще не встречали такой красоты, говорили, что это необычно. Так что этот неудавшийся бизнес, если его вообще можно так назвать, был отличным опытом.


Поделиться
Не пропусти новые публикации

Подписывайтесь, и мы будем один раз в неделю присылать полезные бизнес-советы, аналитические статьи, истории успеха и провала, интервью, а также мнения экспертов на острые темы

Подписаться
15991 просмотр
В избранное
Комментарии Написать свой
Спасибо за ваше мнение!

Читайте также

Загрузить еще
loader
Спасибо за подписку.

Заполните, пожалуйста, все поля.

Предложение, замечание, просьба или вопрос.