На чем предприниматели могут подзаработать в кризис? 6 вариантов

Александр Ермаков 12 ноября 2015

Малый бизнес в России удивительно гибок и живуч. Даже до кризиса маленькие предприниматели находились далеко не в тепличных условиях и, казалось, балансировали на грани выживания, а с наступлением экономической нестабильности ситуация стала еще сложнее. 

Спустя год после начала кризиса российский бизнес, похоже, сумел приспособиться к изменившимся условиям и отыскать внутренние резервы. Я поговорил с предпринимателями о том, какие нестандартные решения для преодоления кризиса они находят.

У вас есть небольшая компания, в которой работают 3-5-10 человек, прибыль минимальная, зачастую уступающая зарплате обычного столичного менеджера. И вот резко падает спрос на ваши услуги, люди начинают экономить даже на еде, не говоря уже о более-менее серьезных покупках. По данным ВЦИОМ, сейчас в России наблюдается массовый переход на более дешевые продукты и товары, каждый десятый респондент полностью отказался от путешествий, каждый третий сократил траты на досуг. По всей стране дышат на ладан автосервисы, туристические, рекламные и риелторские компании, частные клиники и стоматологии, упали продажи мебели, бытовых приборов, стройматериалов.

В таких условиях региональные предприниматели, не находя способов улучшить состояние основного бизнеса, все чаще обращаются к различным способам экономии и заработка на стороне. Даже те, кто не читал никаких специализированных учебников, открывают в себе таланты бережливого управления и находят варианты оказания дополнительных услуг, позволяющие удержать старых или найти новых клиентов.

Перспектива продажи или закрытия компании отрицается до последнего момента, и это совершенно естественно: найти покупателя в нынешних условиях непросто, а семью надо содержать. Как признаются сами предприниматели, вопрос поддержания престижа не стоит — не зазорно искать деньги везде, где только возможно. Требование к вариантам подработки только одно: возможность получить фиксированную прибыль за адекватный срок и приемлемые трудозатраты, а спектр самый широкий — от дополнительной нагрузки на работников, сдачи в аренду части площадей или автотранспорта до консалтинга и аутсорсинговых услуг, фриланса и чтения платных лекций в местных вузах.  

Персонал

Самый непопулярный, хотя и вынужденный шаг — сокращение персонала и последующее увеличение нагрузки на остающихся в команде сотрудников. Вплоть до того, что владелец сам берет на себя дополнительные управленческие или даже сервисные функции. Впрочем, большинство все же предпочитает сохранить коллектив, снизив им зарплаты или нагрузив дополнительными поручениями. Например, предприниматель может попросить сотрудников либо заняться распространением рекламы после работы, либо взять на себя поиск клиентов через интернет, либо собрать с подчиненных рационализаторские предложения. Когда перед наемными сотрудниками ставится выбор — или придумывайте, чем можете помочь компании, или нам придется закрыться, — традиционная российская лень быстро сменяется не менее традиционной смекалкой.   

Аутсорсинг

Другой вариант повышения отдачи от работы персонала — оказание аутсорсинговых услуг. Например, если у вас есть свой бухгалтер, юрист или грамотный делопроизводитель, ваша компания может спокойно начать работать по аутсорсу для других предприятий, не имеющих в штате подобных специалистов. Ведение бухгалтерии и документооборота, консультации по оборудованию, налогам, ведение общего учета — все эти услуги остаются крайне востребованными при сегодняшнем уровне правовой и финансовой грамотности. Особенно это касается городов с населением менее 100 000 жителей. По отзывам самих предпринимателей, такой аутсорсинг не занимает много времени, но может приносить стабильный, пусть и не слишком большой доход. Можно задавать временные рамки для занятых на два фронта сотрудников, например: два дня в неделю решаете дела компании, остальное время — заказчиков. Но разумнее мотивировать их процентом от генерируемой прибыли и отдельными бонусами за клиентов, которых они найдут сами.  

Аренда

Дополнительную прибыль может приносить движимое и недвижимое имущество компании. Если в собственности (или долгосрочной аренде) имеются торговые, складские или офисные помещения, то имеет смысл пересчитать свои реальные потребности в них. Скорее всего, есть возможность немного ужаться и сдать освободившееся место в субаренду. Если в наличии имеется грузовой или даже легковой транспорт, то он тоже наверняка загружен не на 100%. Поэтому, вместо того чтобы оставлять авто мокнуть на стоянке, можно предложить услуги перевозки или доставки. Пообщайтесь с городскими компаниями, которые продают габаритные или тяжелые товары: может, у них нет или не хватает своего транспорта? Присмотритесь к общепиту: не хотят ли они организовать доставку еды? Местные оптовики: нет ли у них проблем с развозом заказов по клиентам? Все это может принести дополнительную прибыль. Главное — тщательно рассчитайте свои потребности и спланируйте время, когда автотранспорт у вас будет загружен, а когда его можно пускать на другие заказы.

Консалтинг

Крайне востребованный товар, который малые предприниматели могут предложить на рынке труда, — это собственный опыт. Если вы в бизнесе уже больше 10 лет, то накопленной базой знаний можно и нужно делиться с молодыми предпринимателями. Разумеется, не стоит консультировать прямых конкурентов, но опыт продаж и поиска клиентов универсален и может быть использован в любой области.

Оптимальный формат — краткие вечерние курсы длительностью в несколько дней, на которых можно рассказывать об управленческих решениях, маркетинговых ходах, организации логистики, поиске поставщиков, заключении договоров и основах ведения переговоров. Рыночный спрос на подобные услуги есть всегда. В Москве подобных консалтинговых компаний десятки, а вот в небольших городах они практически отсутствуют, что, на мой взгляд, совершенно неправильно. Поверьте, найдется немало предпринимателей, которые согласятся выложить за такой ликбез по 10 000 — 15 000 руб. Кстати, проведение подобных семинаров — отличный способ наладить партнерские отношения и дать старт новому взаимовыгодному сотрудничеству.  

Лекции и публикации

Большинство российских вузов предлагают студентам курсы, которые ведутся не только профессорами-теоретиками, но бизнесменами-практиками. Они целенаправленно ищут действующих предпринимателей, которые могут поделиться своим опытом по профильным предметам и отдельным областям рынка. При этом обычные региональные учебные заведения не могут позволить себе приглашать признанных гуру и вполне успешно обходятся местными кадрами. Юридическое, маркетинговое, финансовое направления — все это требует не только теории, но и данных из первых рук.

Гонорары колеблются в интервале 1500 — 3000 руб. за академический час. Согласитесь, вполне адекватное вознаграждение. Если лекции читаются в рамках MBA, то оплата выше, плюс появляется возможность завести полезные контакты и найти партнеров. Еще одна услуга, которую может оказать опытный предприниматель со свободным временем (наличие кандидатской степени может стать конкурентным преимуществом): консультирование и помощь в подготовке публикаций на экономические, финансовые, юридические или маркетинговые темы. Чтобы найти клиентов, достаточно пообщаться с руководством факультетов или разместить объявление на сайте или форуме вуза.  

Франчайзинг

Можно заработать, продавая свой бизнес другим предпринимателям, точнее — копируя его. В отличие от западных практик, современная российская франшиза — это не продажа бренда, это предложение клиентам действующей бизнес-схемы — опробованной, устоявшейся, с четкими цифрами прибыли, определенными аудиториями,  работающими рекламными схемами и прочими нюансами.

Если составить грамотное коммерческое предложение и подготовить папку, где будет точное описание финансовых, юридических, административных и маркетинговых практик, то подобный кейс можно успешно продавать. Вместо ежемесячных роялти, зависящих от генерируемой прибыли, установите фиксированный ценник — и размещайте объявления. Предложение не должно быть сверхоригинальным: просто крепкий кейс с подробными инструкциями — именно такой формат франчайзинга востребован сегодня в России. Есть специальные площадки и биржи, которые специализируются именно на таких объявлениях. А ценник колеблется во вполне привлекательном диапазоне (как для клиентов, так и для продавцов) от 20 000 до 200 000 руб.

Итого

Нет ничего зазорного в экономии и поиске дополнительной прибыли. Как говорится, ничего личного, просто бизнес. Даже если приходится возвращаться в тот период, когда у вас еще не было собственного бизнеса, и снова ощущать себя наемным работником: брать на себя работу бухгалтера или экспедитора, наниматься в качестве лектора или проводить платные тренинги, сдавать в аренду помещения или использовать служебный транспорт в качестве такси, брать подработку фрилансером или наниматься тайным покупателем.

Кризис не вечен, и рано или поздно страна вернется к росту, поэтому лучше сегодня сделать все необходимое, чтобы сохранить свое дело, чем в будущем начинать все с самого начала.

Александр Ермаков, консультирующий эксперт по маркетингу и PR


Поделиться
Не пропусти новые публикации

Подписывайтесь, и мы будем один раз в неделю присылать полезные бизнес-советы, аналитические статьи, истории успеха и провала, интервью, а также мнения экспертов на острые темы

Подписаться
2992 просмотра
В избранное
Комментарии Написать свой
Спасибо за ваше мнение!

Читайте также

Загрузить еще
loader
Спасибо за подписку.

Заполните, пожалуйста, все поля.

Предложение, замечание, просьба или вопрос.