Решения — это топливо, благодаря которому ваша компания движется вперед. Что отличает настоящих лидеров? Имея в распоряжении даже ограниченное количество данных, они способны быстро принимать решения. Важно научиться расставлять приоритеты и классифицировать решения на определенные группы, исходя из того, какое влияние они могут оказать на бизнес.
Оценивайте решения по степени их важности, и тогда вы сможете классифицировать их на три группы.
1. Незначительные решения предоставляют возможность улучшить навыки.
Некоторые решения не влияют на бизнес в целом. Однако сам процесс их принятия дает генеральному директору возможность натренировать своих сотрудников и стимулировать их на дальнейшее развитие.
Когда кто-то делится с вами решением, которое не повлияет на бизнес в денежном плане, предложите ему занять конкретную позицию по этому вопросу. Не позволяйте сотрудникам, которые являются экспертами в определенной области и лучше разбираются в каких-то вопросах, чем вы, беспечно сваливать ответственность за принятие решений на ваши плечи.
Задайте сотруднику следующие вопросы:
- все ли факторы он взвесил?
- если проблему можно оценить в денежном эквиваленте, все ли он рассчитал и насколько обоснованно его предположение?
- каков самый худший прогноз?
- учел ли он интересы всех сторон: клиентов, коллег, акционеров?
Когда станет понятно, что до принятия решения все было взвешено, не меняйте это решение, даже если вы придерживаетесь другого мнения. Другой выбор не обязательно будет лучше, а ведь вы хотите развить в сотрудниках уверенность в своих способностях принимать решения самостоятельно. Чем лучше сотрудники будут владеть этой компетенцией, тем больше времени высвободится у лидера компании для более важных и сложных задач.
2. Простые, но важные решения требуют мнения руководителя.
Иногда плюсы и минусы различных вариантов совершенно прозрачны, но вам важно сделать правильный выбор, поскольку он повлияет на бизнес в целом.
Такие решения требуют реакции руководителя и его согласия. Если решение влияет на несколько направлений бизнеса, привлеките всех руководителей к обсуждению проблемы, чтобы выяснить их мнение. Руководители владеют дополнительной информацией и могут высказать идеи, которые помогут принять правильное решение. Такой подход позволяет выработать либо единое решение, либо новый вариант для рассмотрения.
Учите вашу команду руководителей принимать правильные решения. Это ключевой момент в развитии организации, который способствует быстрому росту. Если вы заметили, что постоянно принимаете решения, отличные от тех, что предлагает команда руководителей, значит, у вас серьезные проблемы.
3. Сложные и важные решения требуют оценки риска.
Некоторые решения имеют значение для бизнеса, но имеющиеся варианты слишком трудны для понимания. Такие решения требуют активного участия генерального директора. Крайне важно прислушаться к мнению команды руководителей, но в конечном итоге решение должен принимать именно CEO. Эти решения можно разделить на две категории, исходя из уровня риска:
- Невысокий риск
Некоторые решения, сложные и важные, связаны с низким риском, поскольку их довольно легко изменить или дать обратный ход. Генеральный директор должен принимать эти решения быстро, чтобы не тормозить процессы. Некоторые CEO зависают на таких решениях, долго раскачиваются, в результате чего компания упускает важный момент.
Никто не хочет, чтобы спешка привела к принятию неверного решения, но в большинстве случаев скорость и решительность позволяют организации функционировать на пределе своей эффективности. Если другие не соглашаются с порядком действий и ситуация близка к «50 на 50», просто выберите что-то одно и двигайтесь дальше.
- Высокий риск
Сложные, важные и рискованные решения (например, дальнейшее развитие компании, которое предполагает слияния и поглощения), практически невозможно отменить. Кроме того, они несут огромный риск для организации, для будущего CEO и других руководителей. Такие решения требуют вдумчивого анализа и дискуссий. Нет никакой секретной формулы по принятию подобных решений, вам поможет только опыт. Поищите совета на стороне, назначьте «адвоката дьявола» и проведите официальный анализ.
Полагаясь на эту классификацию в принятии деловых решений, вы максимально увеличите скорость и поднимите качество, при этом у генерального директора и других лидеров появится время на то, чтобы сфокусироваться на самом важном.
По материалам Entrepreneur.com
Автор: Джоэл Трэммел, CEO и основатель компании Khorus