Иркутск, 2012
Стартовый капитал 150 000 ₽
Окупаемость за 3 месяца
Три с половиной года назад Максим Житов открыл первую детскую киношколу в Иркутске, в которой дети постигают основы сценарного и актерского мастерства, а режиссеры и продюсеры набираются опыта на съемках короткометражных сюжетов и социальных роликов. Сегодня у школы семь филиалов по всей России.
В ближайшее время Максим Житов намерен открыть не менее 20 филиалов детской киношколы «Стоп! Снято!» и запустить школу преподавателей кинематографического искусства. О своем бизнесе он рассказывает в интервью Контур.Журналу.
Как все начиналось
У меня два высших образования, одно из них я получил в Московском государственном университете культуры и искусств по специальности «режиссер кино». С самого детства я регулярно выступаю, участвую в концертах и спектаклях, снимаю видеосюжеты, играю в КВН. Я вырос в деревне, в которой не было ничего, кроме местного дома культуры. Я всегда хотел играть в кино или снимать его, но мне пришлось дожидаться 18 лет, чтобы переехать в большой город и попробовать себя в этой индустрии. В столицу тогда уехать было невозможно, и я выбрал ближайший большой город — Иркутск.
Из всего опыта своей жизни я сделал вывод, что в маленьких городах и поселках есть талантливые дети, но у них нет никакой возможности развивать свои способности, потому что родители не обращают на них внимания или ограничены во времени. И раз кино, особенно детское, в нашей стране «хромает», почему бы не открыть свою киношколу, в которой будет формироваться база молодых актеров, а режиссеры и продюсеры будут набираться опыта, снимать короткометражки и социальные ролики? Мы стараемся участвовать в кинофестивалях, чтобы нас больше замечали, чтобы открывалось больше филиалов и наши сценарные заявки прошли в Фонд кино и Министерство культуры России. Когда мы станем серьезной организацией, нам с большей вероятностью выделят деньги на создание полноценных фильмов, и наша команда уже будет к этому готова.
Первую школу мы открыли 3,5 года назад. Стоимость месячных занятий сейчас варьируется от 1 500 до 3 500 руб. Перед открытием школы мы купили необходимый минимум оборудования: видеокамеру, штативы, объективы, свет. Это не очень большие расходы — с затратами на съемку фильма они не сопоставимы. Дороже всего сейчас обходится оплата труда преподавателей, администраторов и уборщиц. Нужно, чтобы в школе всегда были вода, бахилы, вовремя оплачивались коммунальные платежи.
Как мы отбираем детей и педагогов
Я приглашаю педагогов, с которыми знаком лично. Для меня важнее, чтобы человек умел общаться с учениками, а не тот факт, что он суперпрофессионал, который строго придерживается правил, — таких дети не любят. Безусловно, знания важны, но детям в первую очередь нужна искренность и эмоциональность — это один из главных критериев. В недалеком будущем, когда мы откроем хотя бы 20 филиалов, мы запустим школу преподавателей. Преподаватели старой закалки — не совсем наш вариант, нам нужны молодые творческие люди с амбициями, которые готовы делиться с детьми своим опытом.
Все дети приходят к нам на просмотры. Как правило, это их первый опыт публичного выступления. Вся наша жизнь — это кастинг, включая обучение в школе, поступление в университет, устройство на работу. Чем больше у детей будет опыта, тем лучше они будут подготовлены к дальнейшей жизни. Кастинг несложный, он нужен не для того, чтобы кого-то отсеять, а чтобы мы могли поближе познакомиться с ребенком, сформировать свое первое впечатление о нем, ведь потом мы постоянно будем с ним контактировать. Это также позволяет нам правильно распределять детей по группам. Дети с небольшим опытом учатся в более сильной группе; с детьми, которые только пришли в школу и еще сильно зажаты или стесняются, ведется другая работа.
Мы набираем детей в возрасте от 3 до 18 лет два раза в год — в начале учебного сезона и после Нового года. Мы также делим их на группы по возрастам, обращаем внимание и на то, какая у ребенка смена. Если ребенок учится с утра, к нам он ходит заниматься после обеда. Дети детсадовского возраста занимаются вечером. В первый год занятия проходят два раза в неделю по полтора часа. Первый год пробный: ребенок должен понять, интересно ли ему это и готов ли он работать над собой. Детям, которые пришли к нам в три года, сейчас уже по семь лет. Они понимают, что от них требуется, знают, как себя правильно вести.
Примерно каждые полгода мы снимаем видео с каждой группой, благодаря им у детей появляется опыт съемок, они учатся работать с оператором и режиссером. Готовые короткометражки мы показываем на своем фестивале в каждом городе, где есть филиал школы, чтобы дети видели себя на большом экране. Одна из целей киношколы — не только снимать свои фильмы, но и помочь детям до 11 класса попробовать свои силы в киносъемках, чтобы потом у них был шанс поступить во ВГИК или Щукинское училище.
Некоторые родители приводят детей, чтобы они не сидели дома в интернете. Может быть, у них была своя творческая мечта, но они ее не исполнили, поступив, например, в технический вуз. Иногда дети узнают о школе сами, уговаривают родителей записать их к нам. Таких детей больше половины — мы определяем их в отдельную группу.
Как построен процесс обучения
Помимо основных предметов, таких как актерское мастерство, мы преподаем киномастерство, на котором разбираем, что такое кино, как оно создается, кто в этом процессе участвует, как сделать так, чтобы фильм стал интересным или востребованным и окупился. Кинорынок во всем мире катастрофически страдает от нехватки идей, поэтому мы стараемся сделать так, чтобы дети сами умели писать сценарии. Если кто-то из них попадет в большое кино, они смогут выбирать, в каком фильме им сниматься, а в каком нет.
У нас есть интересный предмет, который мы придумали сами, — видеодневник. После окончания киношколы мы склеиваем несколько видео в один ролик, в котором ребенок рассказывает историю своей жизни.
В каждом городе, где есть кинотеатр и киношкола, мы проводим свой фестиваль «Кино детей». Мы не допускаем на него другие видеоработы, потому что наш хронометраж ограничен двумя часами в кинотеатре. Каждая группа на сценарном мастерстве создает сценарий пятиминутного ролика, потом дети разыгрывают свои роли на актерском мастерстве, после этого два месяца идут съемки. Взрослые отвечают за монтаж и цветокоррекцию. После того, как все закончено, у каждой группы есть готовая видеоработа. Мы собираемся в кинотеатре, приходят зрители и родители, жюри, начинается просмотр. В жюри входят известные творческие люди с каждого города.
Мы выбираем первые три места и победителей в номинациях «Лучший актер» и «Лучшая актриса». В следующем году мы хотим сделать всероссийский кинофестиваль в Москве, куда будут съезжаться лучшие видеоработы со всех наших городов. Для детей из провинции очень важно, что их привезут в Москву, их работу будут оценивать известные люди, они смогут победить.
Как мы продвигаем проект
Когда мы только открывали школу, мы давали немного рекламы. Я был совершенно один, прилетел из Москвы в Иркутск, тогда не было даже примеров детских видеоработ. Подал рекламу, взял в аренду помещение, пришли первые желающие — я им все объяснил на пальцах. Позже мы стали узнаваемыми благодаря кинофестивалям. Сейчас проще: у нас есть сайт и соцсети, которые привлекают внимание.
Многих известных актеров, которые приезжают к нам на гастроли, мы просим провести мастер-класс для детей. Они с удовольствием делятся опытом, рассказывают, от чего отказались ради творческой профессии, что получили взамен. Дети видят, что творческий путь актера и режиссера нелегок.
Мои однокурсники из МГУКИ открыли несколько филиалов в других городах. Сегодня у нас работает 7 филиалов в Воронеже, Лисках, Белгороде, Иркутске и близлежащих городах — Ангарске, Шелехове и Усолье-Сибирском. С нового года мы открываем филиал в Москве.
Периодически мы встречаемся на кинофестивалях, часто возим детей по городам, показываем спектакли, водим экскурсии на Мосфильм, смотрим съемки на «Первом канале». Благодаря этому дети находят друзей в других городах.
Трудности
Кризис сильно мешает нашей деятельности. В нашей школе есть платные и бесплатные места. В последнее время родители все чаще звонят и говорят, что не могут платить за обучение детей из-за финансовых проблем.
Помещение для самой первой школы, которая находится в Иркутске, мы купили в кредит под 10 млн. Мы попросили банк предоставить нам каникулы на полгода, но получили отказ. Банк подал на нас в суд и отбирает у нас помещение, несмотря на то, что мы заплатили больше 2 млн руб., и первоначальный взнос у нас был больше 2 млн.
Я стараюсь не обращаться за помощью к городской администрации, чтобы ни от кого не зависеть. В некоторых городах, где мы появляемся, мэрия сама узнает о нашем проекте — так было, например, в Шелехове в Иркутской области. Часто люди переезжают из маленьких городов в более крупные. Городские власти помогли нам открыть филиал, предоставили помещение. Теперь детям будет интересно, и они смогут удержать своих родителей от переезда, что благоприятно повлияет на развитие города.