Серпухов, 2013

Город и год запуска

Услуги

Отрасль

300 000

Стартовый капитал

3 месяца

Окупаемость

Как «ДВК Медиа» зарабатывает на новых рекламных технологиях?

27 января

Предприниматель из подмосковного Серпухова Дмитрий Краснобаев в свои 23 года успел запустить несколько бизнес-проектов. Но окончательно он определился с областью своих бизнес-интересов в 2013 году, запустив компанию «ДВК Медиа», которая занимается разработкой специальных медиакомплексов для такси. 

О том, где он нашел идею, как договаривался с таксопарками, защищался от вандалов и заменил собственными разработками китайские аналоги, Дмитрий Краснобаев рассказывает в интервью Контур.Журналу.

Бизнес-эксперименты

Я родом из подмосковного города Серпухова, где окончил школу, а в 2011 году Московский областной гуманитарный колледж по специальности «Менеджмент по отраслям с хозяйственно-правовым уклоном». Впервые идеей собственного бизнеса я загорелся в 2009 году, будучи студентом третьего курса. Преподавателю по экономике удалось заинтересовать меня предпринимательством. Летом мы вместе с одногруппниками открыли свой первый бизнес-проект — зорбинг. Партнеров было трое: девушка из семьи крупных предпринимателей города, сыгравшая роль нашего инвестора и закупившая сами зорбы, парень с машиной, отвечавший за логистику, и я, как идейный вдохновитель.

Зорб, накачанный воздухом большой шар для перемещения по воде, мы перевозили с места на место, обеспечивая тем самым его мобильность. Понятно, что бизнес мог работать только летом. Мобильный зорбинг просуществовал два сезона, но уже в первое лето мы вернули все инвестиции и даже заработали порядка 300 000 — 350 000 руб. Этот проект закончился вместе с нашим выпуском из колледжа.  

В 2011 году я поступил в Московский государственный индустриальный университет на специальность «Менеджмент по управлению финансами». Однако попыток организовать собственное дело не бросил. Я зарегистрировал ИП и решил поработать в достаточно сложной строительной сфере. Полтора года я занимался доставкой и перевозкой сопутствующих товаров: песка, щебня. Бизнес-модель строилась на работе с подрядчиками. Моим самым большим успехом в этой области можно назвать получение подряда от Новолипецкого металлургического комбината в городе Щербинка. Но, несмотря на успехи, в 2013 году с рынка пришлось уйти: не хватало опыта, настойчивости, ресурсов. Строительство — в основном прерогатива крупного бизнеса, без собственной дорогостоящей техники, нужных связей, определенного опыта удержаться на плаву в этой отрасли сложно.

Идея из университета

Идею моего текущего бизнеса, рекламной компании «ДВК Медиа», снова подсказала образовательная программа. В университете у нас были курсы по маркетингу и рекламе, и тогда-то я понял: стационарная реклама в ее существующем виде рано или поздно сойдет на нет. Будут убраны баннеры, растяжки, громоздкие конструкции, нарушающие архитектурную целостность зданий и облик улиц. Конечно, причины не только в красоте, но и в эффективности наружной рекламы. Она похожа на стрельбу из пушки по воробьям: сложно посчитать реальную обратную связь и конверсию от такой рекламы. Но что придумать ей на замену? Работающие варианты мы решили подсмотреть на Западе. В Штатах, например, большой популярностью пользуется реклама в такси, где пассажир может не просто видеть рекламу на мониторе, но и вести коммуникацию с медиакомплексом. Да и медиаконтент постепенно завоевывает все большую популярность. С идеей рекламы на транспорте мы и стартовали в 2013 году.

Сначала мы приобрели 10 пробных мониторов китайского производства, чтобы определить, есть ли вообще рынок для нашей услуги и будет ли она пользоваться спросом.

Первоначальные инвестиции составили примерно 300 000 руб., это были собственные сбережения, а также деньги от семьи. Окупить их удалось уже в первые три месяца работы.

Что входило в функционал этих медиакомплексов? Во-первых, они могли воспроизводить рекламные ролики для пассажиров, сидевших на заднем диване автомобиля; во-вторых, давали человеку возможность в любой момент отключить рекламу, если она ему не нравилась или мешала; в-третьих, клиенты получали интерактивный функционал: могли выбрать желаемые ролики (у нас крутилась не только реклама, но и мультипликационные заставки), оплатить поездку безналичным способом. Все ролики проигрываются без звука, поскольку законом запрещено воспроизведение звуковой рекламы в транспорте. На одном медианосителе может быть записано неограниченное количество рекламных роликов. Как правило, система подбирает для показа какое-то релевантное видео, связанное с теми объектами и местами, мимо которых в данный момент проезжает такси. В числе тех, кто уже заказал у нас рекламу — в основном малый и средний бизнес, всего около 60 компаний.

Из сервисеров в производители

Тестировать новую услугу мы решили прямо в Серпухове, связались со службами официального такси и предложили им установку нашего медиакомплекса. «Нелегалы» и бомбилы нас не интересовали, ведь загрузка у них непостоянная. Конечно, с официалами тоже было не все так просто.

Очень много проблем возникало при оформлении договорных отношений с владельцами: они хотели получать деньги, но при этом не нести никакой ответственности, например, за порчу оборудования.

Но в скором времени таксопарки все-таки поняли ценность наших медиакомплексов: благодаря мультзаставкам их машинами чаще стали пользоваться мамы с детьми, количество заказов увеличилось. Плюс мы договорились ежемесячно платить им арендную плату.

Мы зарабатывали на продаже рекламы местным предпринимателям и федеральным сетевикам (1500 руб. в месяц за статичную рекламу, 3000 руб. – за видеоролик длиной не более 15 секунд). Мотивация таксопарков — арендная плата за каждый медиакомплекс в размере 400 руб. в месяц.

Тестовый период помог нам сделать несколько важных выводов. Во-первых, мы поняли, что рынок есть, что благодаря рекламе в такси мы можем обеспечивать для своих клиентов качественную платежеспособную аудиторию (ведь студенты или, скажем, пенсионеры практически не ездят на такси). Во-вторых, стало очевидно, что «ДВК Медиа» нужно было расширять собственный ассортимент: быть не просто посредником и производителем медиаконтента, но и разработчиком программного обеспечения для мультимедийных комплексов.

Закупленные изначально китайские мониторы не удовлетворяли нас по качеству и функционалу, у них не было ПО, пригодного для организации прямой коммуникации с пассажиром. Поэтому за разработку взялись сами, нашли также производственную компанию, которая смогла производить для нас экраны повышенного качества.

В серийной партии мы учли все факторы, вплоть до установки антивандального покрытия, ведь у нас были инциденты, когда люди попросту разбивали экраны.

Запустить собственное производство нам помешало отсутствие требуемых инвестиций (порядка 250 млн руб. с учетом изготовления медиакомплексов полного цикла от «железа» до программного обеспечения) и отсутствие патента. Сейчас реализацией похожего проекта активно занимается один московский таксопарк, которому удалось привлечь необходимые инвестиции на быстрое развитие в Москве и области. У нас есть отличия в технологических решениях. Сильной конкуренции с их стороны я не боюсь, уверен, что мы также сможем полноценно масштабировать «ДВК Медиа» в перспективе полутора-двух лет, ведь у нас уже сформировалось понимание всех бизнес-процессов, накопился опыт в этой сфере.

Клиенты и конкуренты

Сегодня «ДВК Медиа» развивается как рекламная компания, которая создает и размещает медиаконтент на специализированных комплексах, установленных в такси. Конечно, в городе мы не единственные, кто продает рекламу. Правда, сейчас все ключевые игроки на рекламном рынке активно продают клиентам наши носители за определенный процент.

Сейчас у нас порядка 60 клиентов. Те, что работали с нами с самого начала, остались до сих пор. Ряд компаний подкосил кризис, и они довольно быстро ушли с наших носителей. Но ведь кризис — это время возможностей, и многие компании продолжают в этот период активно рекламироваться и рассказывать о себе. Поэтому сейчас мы много времени уделяем образовательно-просветительской деятельности. Общаемся с молодыми предпринимателями, объясняем им, как можно развивать свой бизнес в кризис, в том числе с помощью наших технологий, которые могут серьезно повысить эффективность рекламы.

Кроме этих образовательных мероприятий эффективными каналами привлечения клиентов для нас стали наши собственные медиакомплексы и реклама в социальных сетях. Пустой тратой сил и денег обернулась для нас реклама в СМИ — в газетах и на телевидении. Также мы размещали информацию о компании в специализированных органах, работающих с предпринимателями: в налоговой, торгово-промышленной палате, администрации города. Эффективность этого источника отследить не удалось, но я думаю, что он тоже «выстрелил».

Самостоятельно клиентов сейчас мы не ищем, но на старте у меня было два менеджера по продажам, которых мне удалось найти благодаря местному бизнес-инкубатору. Эти ребята помогли мне поначалу и собрать команду квалифицированных сотрудников, способных производить качественные ролики.

До сих пор офис «ДВК Медиа» располагается в инкубаторе, там для стартапов предусмотрена льготная арендная ставка на уже отремонтированное помещение, полностью оборудованное для работы — мебелью и техникой. Готовые рабочие места на первом этапе жизни компании нам очень помогли.

Сегодня «ДВК Медиа» не единственный проект, которым я занимаюсь. У меня есть небольшой семейный бизнес — сеть магазинов детских игрушек «Бам-Бино» в Серпухове. Первый магазин открывала моя мама еще в 2005 году. Я помог ей взглянуть на бизнес под другим углом и задуматься о масштабировании. Мы работаем в узком целевом сегменте, у нас небольшие магазины до 100 квадратных метров, приоритет мы отдаем на прикассовые зоны супермаркетов. Сегодня сеть включает уже семь точек на территории Серпуховского региона, в этом году мы открываем первый магазин за пределами Серпухова.

Еще один проект по организации электронных очередей для детских поликлиник мы разрабатываем при участии Министерства здравоохранения Московской области. Пока в тестовом режиме стартап реализован в городе Железнодорожный. Со временем планируем масштабироваться по Московской области, а затем и по всей России.

Советы молодым

Предпринимательство сегодня — это не только основное дело моей жизни, но и мое хобби. Я хочу активно заниматься развитием института предпринимательства на территории всей Московской области. В 2016 году я буду участвовать в реализации нескольких  инфраструктурных программ, связанных с наставничеством в предпринимательстве. Проблема сейчас очевидна: человек зачастую не может заняться бизнесом, поскольку не обладает нужной информацией и даже не знает, с чего начать поиск в интернете. Для решения этой проблемы мы будем проводить форумы и встречи со студентами высших и средне-специальных учебных заведений, направленные на мотивацию и вовлечение молодых ребят в предпринимательскую деятельность. Лично я занимаюсь этим уже год, по моей инициативе в Серпухове был создан клуб предпринимателей. На встречи клуба мы привозим уже состоявшихся бизнесменов, в том числе федеральных. Они не просто «заражают» ребят своей энергией, но и дают конкретные советы по узкопрофильным направлениям бизнеса.

Всем молодым предпринимателям я советую, прежде всего, определиться, хотят ли они вообще заниматься бизнесом, лежит ли у них к этому душа. Дальше нужно сформулировать идею, найти информацию, разработать бизнес-план, выбрать систему налогооблажения, изучить особенности законодательного регулирования той сферы, где будет развиваться его компания. Например, я вижу большой потенциал сейчас в области электронной коммерции. Пока эта ниша не сильно зарегулирована государством, здесь можно пробовать делать первые шаги без больших стартовых инвестиций и даже без регистрации юридического лица. Важно также еще на берегу обдумать, как в дальнейшем проект будет масштабироваться.

Всем начинающим я советую подробно изучить программы поддержки предпринимателей в регионе. Они могут компенсировать часть потраченных средств на закупку оборудования, процентов по кредитам и т д. Немногие знают, что первый стартовый капитал можно взять безвозмездно в центре занятости населения, написав бизнес-план и встав на учет на биржу труда. Обязательные условия: человек не должен быть студентом очного отделения и работать по официальному трудовому договору. В этом случае в Московской области он может получить 50 000 руб. 


Поделиться
Не пропусти новые публикации

Подписывайтесь, и мы будем один раз в неделю присылать полезные бизнес-советы, аналитические статьи, истории успеха и провала, интервью, а также мнения экспертов на острые темы

Подписаться
683 просмотра
В избранное
Комментарии Написать свой
Спасибо за ваше мнение!

Похожие идеи

  • Услуги
    • Здоровье и отдых
    • Интернет-магазины
    • IT
    • Образование
    • Общепит
    • Производство
    • СМИ и видеопродакшн
    • Социальный бизнес
    • Строительство
    • Услуги
    • Фермерское хозяйство
  • Любой стартовый капитал
    100 тыс.
    500 тыс.
    1 млн
    10 млн
  • Любой размер города
    • до 100 тыс.
    • от 100 тыс. до 1 млн
    • более 1 млн
Загрузить еще
loader
Нет результатов, удовлетворяющих условиям поиска. Попробуйте изменить параметры поиска.

Заполните, пожалуйста, все поля.

Предложение, замечание, просьба или вопрос.