Новгород, 2012

Город и год запуска

Образование

Отрасль

150 000

Стартовый капитал

2 года

Окупаемость

Фотошкола как бизнес: как монетизировать опыт и знания

17 марта

Владимир Кузьмин занимается развитием нескольких проектов — в области разработки сайтов, обучения фотографии, организации квестов. Еще он пишет книгу и консультирует предпринимателей по бизнес-планированию. Несколько лет назад он стал пионером в области обучения фотографии в Великом Новгороде. Его фотошкола стабильно работает из года в год, набирая новые группы.   

В интервью Контур.Журналу Владимир Кузьмин рассказал, от чего зависит успех такого бизнеса, как фотошкола, почему клиенты не хотят экономить на обучении даже в кризис и какие возможности он рассматривает для дальнейшего развития своего проекта.    

Монетизация знаний

На сегодняшний день фотошкола не является моим основным бизнесом. Хотя мне в принципе сложно выделить какой-то основное направление в своей деятельности. Если рассматривать текущие проекты исключительно по финансовому обороту, то основной — это, конечно, разработка сайтов. Хотя с точки зрения значимости для меня я ставлю фотошколу на второе место среди остальных бизнесов. Пока фотошкола держится исключительно на моем непосредственном участии в ее развитии. У меня нет наемных сотрудников в этом проекте, я работаю один. В других направлениях я либо руковожу, либо частично участвую в руководстве.

Одно время со мной в проекте фотошколы работал сотрудник, но потом он уехал в Санкт-Петербург, и достойной замены ему я пока не нашел. Дело в том, что в таком бизнесе нужно быть профессионалом высокого уровня — не только в фотографировании, но и в преподавании. Поэтому если штат школы расширять, то только не в ущерб качеству.  

Когда я учился фотографии, фотошкол еще не было, интернет был плохо развит, да и информации в сети 10 лет назад было не так много. Самообразование давалось сложно: приходилось и в библиотеках сидеть, и книги покупать. Я набирался знаний из разных источников. Со временем я завел блог и стал писать туда полезные статьи, просто делился опытом.

Много лет я снимал как коммерческий фотограф, иногда ко мне за консультациями обращались люди, в основном мои клиенты, и я им помогал, поначалу совершенно бесплатно. Со временем стало понятно, что люди проявляют определенный интерес к фотографии, они приобретают полупрофессиональные фотоаппараты и хотят научиться хорошо фотографировать. Я воспользовался этой возможностью: за скромные деньги разработал программу, обкатал ее и начал развивать краткосрочные курсы из 6-7 занятий (основа фотографии, тактика фото, бизнес в сфере фотографии и др.). В результате опыт фотосъемки и преподавания объединились в несколько хороших курсов по образованию в области художественной фотографии.

Правила конкуренции

Я был едва ли не самым первым, кто создал в Великом Новгороде фотошколу с определенным уровнем преподавания и ценовой политикой. Доказать людям, что ты хороший преподаватель, — это колоссальный труд. Благодаря тому, что к этому периоду у меня был большой опыт работы фотографом опыт преподавания в университете, я смог привлечь первых учеников. Кроме того, у меня уже были отзывы клиентов, что немаловажно. Я знаю, что в Великом Новгороде кто-то еще делал попытки создать фотошколы, но, насколько мне известно, всегда возникала проблема с набором групп. Сейчас на этом рынке работает одна школа, но в достаточно узком сегменте — это фотошкола для молодых мам. Но мы с ней не конкурируем, поскольку я не затрагиваю этот сегмент.  

В моей фотошколе курсы разные, у меня есть и курс теоретической фотографии, где преподаются лишь основы фотографии, и курс по Photoshop, и курс по практической фотографии. Если у ученика есть фотоаппарат — хорошо. Если нет, то на время обучения фотоаппарат предоставляю я. Но я же могу и помочь ученику купить наиболее подходящую камеру.   

На год я наборов не планирую, обычно расписываю курсы в течение двух-трех месяцев. Заканчивается работа с одной группой — сразу же начинается набор в новую, люди записываются постепенно.  

Заинтересованный клиент  

Стартовый капитал в проект составил 150 000 руб., если не учитывать траты на фотоаппарат (он стоил еще около 100 000 руб.). Эти деньги ушли на ремонт и закупку необходимого оборудования, из этой же суммы порядка 30 000 руб. были потрачены на рекламу. Для открытия фотошколы я докупил различные фоны, осветительные приборы, стулья, доски и другие нужные вещи, позволяющие одно пространство использовать и как помещение для образования, и как студию для фотосъемки. В стартовые затраты нужно обязательно закладывать аренду помещения. На тот момент это было 15 000 руб. в месяц. Окупился проект за два года.

Для продвижения бизнеса я активно использую купонатор, на котором размещаю скидки, оттуда на набор стабильно приходят один-два человека. Также я размещаю информацию о курсах в соцсетях. И, конечно же, серьезно занимаюсь продвижением в поисковиках — как в контекстной рекламе, так и при помощи SEO.

С 2014 года я снизил цены на обучение. Однако я особо не заметил, чтобы люди стали экономить на обучении. Ведь по сравнению со стоимостью фотоаппарата курсы стоят недорого. И если человек купил фотоаппарат за 20 000 — 50 000 руб., то ему не жалко потратить несколько тысяч на то, чтобы научиться пользоваться такой дорогостоящей техникой. К такому обучению люди все-таки подходят осознанно.

Выход в онлайн

Когда я только начинал бизнес, было сложно делать какие-то финансовые прогнозы. Тогда я понятия не имел, сколько человек будет набираться в группы, как часто надо набирать группу, сколько должно стоить обучение.

Сейчас я уже не вижу особых сложностей, мне скорее не хватает возможностей. Например, я хочу запустить онлайн-обучение, но на это направление тоже нужно время, а его пока нет. Нехватка времени — основная проблема. Приходится много работать, фотошкола не может полностью обеспечить даже одного человека.

Также я планирую написать книгу, небольшой учебник по фотографии. Посмотрим, как пойдут переговоры с издательствами, но в электронном виде она точно выйдет. Для учеников книга будет бесплатной — для закрепления пройденного материала. А для меня она станет серьезным маркетинговым инструментом.

Не пропусти новые публикации

Подписывайтесь, и мы будем один раз в неделю присылать полезные бизнес-советы, аналитические статьи, истории успеха и провала, интервью, а также мнения экспертов на острые темы

Подписаться
422 просмотра
В избранное
Эльба
Эльба

Бизнес, учет и отчетность для предпринимателей на УСН и ЕНВД без участия бухгалтера

Узнать больше

Комментарии

Комментарии Написать свой
Спасибо за ваше мнение!
← К списку идей

Похожие идеи

  • Образование
  • Любой стартовый капитал
  • Любой размер города
    • Здоровье и отдых
    • Интернет-магазины
    • IT
    • Образование
    • Общепит
    • Производство
    • СМИ и видеопродакшн
    • Социальный бизнес
    • Строительство
    • Услуги
    • Фермерское хозяйство
  • 100 тыс.
    500 тыс.
    1 млн
    10 млн
    • до 100 тыс.
    • от 100 тыс. до 1 млн
    • более 1 млн
Загрузить еще
loader
Нет результатов, удовлетворяющих условиям поиска. Попробуйте изменить параметры поиска.

Заполните, пожалуйста, все поля.

Предложение, замечание, просьба или вопрос.