Саранск, 2015

Город и год запуска

Услуги

Отрасль

1 000 000

Стартовый капитал

1 год

Окупаемость

Как «Кубик Рубикова» стал платформой для запуска бизнесов в Саранске

6 апреля

Константин Кузнецов вместе с братом Максимом и знакомой Ксенией Кугушевой открыл в родном городе смарт-пространство, которое всего за полгода стало мощной точкой притяжения творческой молодежи. За это время в стенах «Кубика Рубикова» было реализовано немало бизнес-идей. 

Чем отличается смарт-пространство от обычного антикафе, с какими сложностями он с другими сооснователями столкнулся на первых этапах и как они раскручивали проект без рекламы, Константин Кузнецов рассказал в интервью Контур.Журналу.

Совсем не антикафе

До того, как открыть свой бизнес, у меня, моего брата Максима и Ксении Кугушевой был только опыт работы в компаниях по найму. Сейчас в России многие молодые люди хотят создать свое дело, но боятся неизведанного. И мы решили своим примером показать, что это абсолютно реально. Мы создали свой бизнес-проект с нуля, от идеи в виде опроса в соцсети до конкретного заведения с ремонтом и дизайном. Все сделали сами, за свои деньги, без кредитов, за три месяца.

Слева направо: Максим Кузнецов, Ксения Кугушева, Константин Кузнецов

Изначально была идея открыть антикафе, поскольку на тот момент для нашего города это был довольно необычный формат. Но поразмыслив, через пару недель мы отказались от этой идеи и решили создать оригинальный проект, не отталкиваясь от существующих форматов. Мы создали смарт-пространство под названием «Кубик Рубикова».

В чем наше отличие от антикафе? Мы учитываем плюсы гостиничного бизнеса, предлагая услугу по принципу «все включено». У нас так же, как и в антикафе, посетитель платит только за время, но мы упростили схему, сделав платными только первые три часа. Первый час у нас стоит 150 руб., второй час — 100 руб., а третий — 50 руб. То есть с шагом в 50 руб. цена уменьшается, а начиная с четвертого часа человек вообще ничего не платит.

Пока о нас не все знают даже в Саранске. Когда новые люди приходят и погружаются в атмосферу пространства, они начинают понимать, чем мы отличаемся от обычного антикафе. А по началу мы, конечно, сталкивались с тем, что люди путали форматы. Но это нормально: позиционировать бизнес на рынке и рассказывать о чем-то новом всегда сложно.

У нас есть миссия: мы хотим сделать людей счастливыми. А счастливым человек становится тогда, когда понимает, в чем заключается его талант, и может заработать благодаря любимому делу на жизнь. Исходя из этого, мы решили создать некую точку кристаллизации, пространство, куда могут прийти люди с какими-то навыками и те, кто хочет чему-то научиться. Здесь можно либо попробовать себя в каком-то деле, либо открыть для себя новую сферу деятельности.  Наша аудитория — это молодые интеллектуалы, интересные люди, активные предприниматели, которые могут помочь с идеей, поделиться экспертной оценкой.

Зачем нам это надо? Мы просто хотим, чтобы в нашей стране развивались малые предприниматели. Я верю, что они — основа новой экономики. В таких городах, как Саранск, где численность населения составляет меньше миллиона, для человека большой проблемой является самоопределение — чем заняться, какой бизнес запустить. Мы показываем, что есть много направлений, в которых себя можно реализовать.

Работа в двух направлениях  

Смарт-пространство «Кубик Рубикова» — это синтез творчества и бизнеса. Поскольку раньше подобной площадки в городе не было, многие стали обращаться к нам с идеями о проведении различных мероприятий. В настоящее время мы организуем различные мастер-классы, мероприятия по батику, рисованию, вокалу, приглашаем знаменитых фотографов, путешественников. Таких мастер-классов мы проводим минимум два в неделю, а если получается, то и четыре-пять.

В отличие от бизнес-инкубаторов, куда люди должны прийти с уже сформировавшейся бизнес-идеей, мы принимаем людей на том этапе, когда у них есть идея, но они пока еще не знают, как ее применить. У нас они могут встретиться с теми, кто подскажет, в каком направлении им двигаться, к кому обратиться за экспертизой, здесь же они могут познакомиться с потенциальными инвесторами.

В целом мы работаем в двух направлениях. Первое направление, как я уже говорил, подразумевает привлечение увлеченной творческой молодежи, а второе — это интересный досуг с пользой для ума: игры, кинопросмотры и т д.

Создание бизнеса как реалити-шоу  

О своем проекте мы начали рассказывать еще тогда, когда у нас только возникла идея открыть антикафе. 20 июня 2015 года мы создали группу во «ВКонтакте», где в первом же посте задали подписчикам вопрос, интересен ли им такой формат. Более двух сотен человек ответили на него утвердительно. После этого мы начали делиться со своей аудиторией всеми этапами создания бизнеса. Мы публиковали новости, рассказывали, что мы строим, пилим, закупаем, какой потолок натягиваем и т д. Но обратной связи публикации много не набирали, лайков было мало, и до определенного момента мы даже не понимали, читают нас или нет. Мы объявили, что «Кубик Рубикова» откроется 7 октября 2015 года, даже не предполагая, сколько людей может прийти в первый же день. К тому же, как назло, в этот день пошел дождь, который помешал придать событию торжественности в виде шариков и ленточек на входе.

Поскольку у нас не было опыта запуска проектов, мы не рискнули вкладываться в рекламу открытия смарт-пространства. В итоге информацию мы дали только в своей группе во «ВКонтакте», ждали, что придут 20 — 50 человек. Ровно в 16:00 все посетители зашли единым потоком в заведение, как будто их привезли на автобусе.  Итоговое количество посетителей в день открытия было 70 человек. Мы были приятно удивлены. Как выяснилось, это были те люди, которые следили за нами в паблике.    

Открытие прошло на ура, мы даже смогли денег заработать. И с первого дня мы работаем в плюс, хотя изначально думали, что выйти в ноль на первых порах — это уже супер, а выйти в плюс мы вообще рассчитывали только через год.  

Основные проблемы на старте были связаны с ремонтом. Мы все делали своими руками, фактически три месяца жили в ремонтируемом помещении. В процессе возникало много вопросов, например, как правильно настроить систему вентиляции. Возникал и ряд организационных вопросов. Например, мы изначально рассчитывали на то, что посетители пространства будут переобуваться. Но во что? Куда они будут девать свою обувь?

И днем и ночью

Помимо меня и Ксении, которая является сооснователем бизнеса, у нас работают еще три администратора. Мы поделили наш рабочий день таким образом, чтобы выстроить график два через два. Это значит, что два дня я выхожу с утра (график у нас с 10:00 до 23:00), открываю помещение, все убираю и готовлю для приема гостей. В 18:00 меня сменяет Ксения, которая остается до закрытия. Потом два дня мы работаем наоборот. Первое время работали только так, без выходных. Было очень тяжело. Поэтому мы наняли трех администраторов, которые работают с 13:00 до 21:00. Благодаря этому днем мы можем некоторое время посвятить различным делам, связанным с бизнесом.

 

В выходной выходит третий администратор, который работает почти круглосуточно. С пятницы на субботу и с субботы на воскресенье мы работаем и ночью, у нас можно остаться до утра и весело провести время. На ночевки к нам приходит много людей. Например, кому надо на поезд рано утром.

Мой младший брат Максим — третий сооснователь бизнеса. Но в настоящее время он продолжает работать техническим директором в крупной ИТ-компании. Поэтому в основном он участвует в мозговых штурмах и помогает с инвестициями.

Конкурентная обстановка

В качестве прямых конкурентов мы рассматриваем антикафе, их два в нашем городе. Но за несколько месяцев работы мы смогли оттянуть к себе интересную нам аудиторию — от 21 года и старше. В антикафе  осталась в основном школьная аудитория. 

В Саранске работает еще один конкурент, у которого тоже есть наша аудитория, — это уфимская франшиза. Дело в том, что у нас с ними пересекаются некоторые мероприятия — тренинги, занятия по английскому языку. Потому что город небольшой, и тренеры во все заведения ходят одни и те же. Но это нормальная ситуация, поскольку мы работаем на конкурентном рынке.  

Есть бизнесы, у которых «Кубик Рубикова» неожиданно стал оттягивать клиентов — например, различные гостиничные комплексы, которые раньше сдавали свои конференц-залы для тренингов и мастер-классов. Сейчас за этими услугами стали приходить к нам, потому что у нас лучше условия: четыре большие комнаты, конференц-зал и все необходимое для презентаций, вплоть до возможности проведения прямых трансляций на большом экране, кофе-брейки. Некоторые компании уже целенаправленно к нам обращаются, чтобы мы им провели тренинги, мастер-классы.  

Еще я заметил, что мы своим существованием портим жизнь некоторым кофейням. Ведь мы тоже варим хороший кофе, который по цене получается доступнее. В принципе, человек может к нам зайти и взять кофе с собой.

Платформа для бизнес-старта

Несмотря на то, что пространство «Кубик Рубикова» работает меньше года, у нас уже есть успешные истории развития бизнес-проектов. Один из примеров — запуск студии батика. Мы нашли преподавателя из художественной школы, набрали людей, заинтересованных в этом занятии, купили все расходные материалы и создали студию. Сейчас у нас учится уже четвертая группа. И преподавательница, почувствовав успех, стала дополнительно проводить группы. Я знаю, что она сейчас запустила какой-то свой бизнес. Получается, наш «Кубик Рубика» дал ей толчок.  

Есть еще один интересный пример. В нашем смарт-пространстве проходила выставка художницы Юлии Широниной, на открытие которой пришло порядка 80 человек. Когда она увидела реакцию посетителей, у нее глаза засветились, она запустила серию открыток, которые стала продавать. Теперь мы хотим запустить линейку одежды с ее принтами.

Меня радует тот факт, что наш проект стал местом, где люди могут находить друг друга для дальнейшего сотрудничества. У одного молодого человек, с которым мы хорошо знакомы, возникла идея запуска мероприятий, на которых можно встречаться и изучать английский. Ему нужна была помощница со знанием английского и хорошими организаторскими способностями. Мы через свой проект быстро нашли подходящего человека, сейчас этот проект уже работает.

К настоящему времени у нас набралось немало примеров, когда люди, годами вынашивающие идеи для бизнеса, придя к нам, запускают свое дело.  

Планы на будущее

Одно из направлений дальнейшего развития — это масштабирование проекта. Мы очень заинтересованы в развитии франшизы, правда, пока не знаем, как это реализовать, поскольку не имеет для этого достаточного опыта. Но «Кубик Рубикова» уже заметили в республике те, кто занимается поддержкой малых предпринимателей. Нас даже приглашали на совещание совета министров, где рассматривали вопрос поддержки малых предпринимателей. Нас периодически спрашивают, какая помощь необходима проекту.

Но мы понимаем, что «Кубик Рубикова» есть еще, чем наполнять. Например, на тех же ночевках люди часто хотят есть, а доставки как таковой в нашем городе нет. Мы думаем, что со временем, развивая бренд, который стал довольно узнаваемым, мы сможем запустить доставку еды. Причем готовить собираемся сами, планируем начать с пасты. Уже познакомились с ребятами, которые занимаются упаковкой — хотим разработать свою фирменную коробку в стиле «Кубика Рубикова». Теперь самое главное — протестировать спрос на клиентах и выйти с предложением на рынок. В будущем мы также хотим начать печь квадратную пиццу. 

Вообще идей для бизнеса много. Хотелось бы запускать проекты, связанные с бытом: парикмахерские, автомойки и т д. В небольших городах очень мало качественных сервисов. Обычное посещение  парикмахерской или автомойки порой превращается в целое приключение. При этом в городе есть люди, у которых есть желание работать, но их нужно скоординировать. 

Не пропусти новые публикации

Подписывайтесь, и мы будем один раз в неделю присылать полезные бизнес-советы, аналитические статьи, истории успеха и провала, интервью, а также мнения экспертов на острые темы

Подписаться
832 просмотра
В избранное
Эльба
Эльба

Бизнес, учет и отчетность для предпринимателей на УСН и ЕНВД без участия бухгалтера

Узнать больше

Комментарии

Комментарии Написать свой
Спасибо за ваше мнение!
← К списку идей

Похожие идеи

  • Услуги
  • Любой стартовый капитал
  • Любой размер города
    • Здоровье и отдых
    • Интернет-магазины
    • IT
    • Образование
    • Общепит
    • Производство
    • СМИ и видеопродакшн
    • Социальный бизнес
    • Строительство
    • Услуги
    • Фермерское хозяйство
  • 100 тыс.
    500 тыс.
    1 млн
    10 млн
    • до 100 тыс.
    • от 100 тыс. до 1 млн
    • более 1 млн
Загрузить еще
loader
Нет результатов, удовлетворяющих условиям поиска. Попробуйте изменить параметры поиска.

Заполните, пожалуйста, все поля.

Предложение, замечание, просьба или вопрос.